ПОИСК
Культура та мистецтво

Сценарист «мы из джаза» александр бородянский: «как-то в прямом эфире я сказал, что лариса долина во время съемок весила 130 килограммов. Так она меня чуть не убила»

0:00 31 липня 2008
Інф. «ФАКТІВ»
У знаменитой музыкальной комедии, которой исполняется 25 лет, будет продолжение с участием киевских музыкантов

Самые мрачные годы застоя (конец 70-х — начало 80-х годов) породили целый ряд замечательных комедий. Георгий Данелия снял «Мимино», Эльдар Рязанов — «О бедном гусаре замолвите слово», Марк Захаров — «Формулу любви». Игорь Масленников прославился «Приключениями Шерлока Холмса и доктора Ватсона», Александр Павловский — «Зеленым фургоном», а Карен Шахназаров — комедией «Мы из джаза». Сценаристом фильма стал Александр Бородянский. Недавно он побывал в Киеве, где обсуждал с украинским продюсером планы съемок «Мы из джаза-2».

«Утесов отказался с нами встречаться. Был обижен, что его не признают серьезным джазменом»

 — Александр Эммануилович, кому пришла в голову идея комедии «Мы из джаза»?

 — Карену Шахназарову. Мы написали заявку, мол, хотим сделать кино о рождении джаза в России. «В нашем фильме будет такая сцена: на вокзале в Харькове встречаются едущие в Петербург Утесов и Шульженко… » Тогда они не были еще знакомы.

 — Вы хорошо знали материал?

РЕКЛАМА

 — Нет. Поэтому ходили по библиотекам, читали книги и журналы о джазе двадцатых годов, впитывали атмосферу тех лет. Мы встречались с джазовыми знаменитостями — Варламовым, Никитой Богословским… Нас интересовало, как они начинали играть, где покупали инструменты. Варламов рассказал историю о негритянке Целестине Коол, которая приехала в Россию учиться опере, но ее не приняли в консерваторию, и она стала петь джаз. Мы использовали эту реальную историю в нашем сценарии. А Богословский сказал: «Да мы на бандитских сходках играли!» Из одной этой фразы родился целый эпизод.

Вот только Утесов отказался с нами встречаться. Он был обижен (не на нас, конечно), что его не признают серьезным джазменом. Сказал язвительно: «Я к джазу не имею никакого отношения!»

РЕКЛАМА

 — А что удалось обнаружить в библиотеках?

 — Мы узнали о Колбасьеве (он появляется в самом конце фильма). Это морской офицер, увлекавшийся джазом. В двадцатых годах он был главным теоретиком джаза в России. А тогда ведь об этом музыкальном направлении не только у нас, но и в Европе не знали. А Колбасьев был капитаном корабля. Он привозил джазовые пластинки. В 1937 году погиб во время репрессий.

РЕКЛАМА

 — Тема джаза была актуальна в начале 80-х годов?

 — В довоенное время и первые годы после Великой Отечественной джаз в СССР процветал, но в 1949-м началась «холодная» война, и слово «джаз» у нас запретили как буржуазное. Но культура осталась. Правда, популярными стали карикатуры, пародии на западную джазовую музыку. При Хрущеве джаз снова набрал популярность. В СССР приезжали знаменитости, например, Дюк Эллингтон, наши оркестры выступали на международных фестивалях. В общем, мы собирались снимать музыкальный фильм, а тогда было требование партии: «Для народа делать больше комедий и музыкальных фильмов!» Это сейчас все про бандитов снимают…

«Сценарий мы переписывали семь раз»

- Русский джаз похож на классический?

 — Он почти не имеет ничего общего с американским, адаптирован к нашему слуху и музыкальным традициям. Например, песня «Ландыши, ландыши… » — это тоже джаз, но несколько примитивный.

 — Можно сказать, русский народный.

 — Да. Настоящий джаз родился в негритянской среде. Американский композитор Джордж Гершвин модифицировал эту музыку, она получила название симфо-джаз.

 — Сценарий вы писали вместе с Кареном Шахназаровым?

 — Да, ведь вдвоем веселее. Собрав материал в Москве, мы отправились в Одессу. Не ходили даже на пляж, в рестораны. Покупали вино, сидели в номере гостиницы и писали.

 — Как восприняли сценарий редакторы?

 — Первый вариант разгромили в пух и прах. В итоге нам пришлось переписывать семь раз. В каждом варианте кому-то что-то не нравилось, говорили: «Неинтересно, плохо, полная ерунда… »

Первым человеком, от которого мы услышали слова восторга, была графиня из Италии, по совместительству кинокритик: «О, это так необычно для советского кино!» Я смотрел на нее и думал, что она малость не в себе. Кстати, этот сценарий и сегодня не вызывает у меня восторга. Но фильм имел огромный успех: в прокате его посмотрели 40 миллионов зрителей.

Недавно в программе Андрея Малахова, посвященной юбилею картины «Мы из джаза», дочь капитана Колбасьева, с которой познакомился в студии, сказала, что даже расплакалась, посмотрев фильм. Хотя ее отец не был внешне похож на свой киношный образ.

 — На этом телешоу вы были главным участником?

 — Меня посадили в центре, а другие герои сидели полукругом напротив. В первом ряду — Карен Шахназаров. Вышло, будто я главный герой. Мне это не понравилось: сидел всю передачу, как болван, у всех на виду. Когда меня приглашали, сказали только, что она посвящена юбилею фильма. Я поначалу отказался, но меня стали упрашивать: мол, Скляр будет в прямом эфире из города Энгельса, Долина отменила из-за этого репетиции, Шахназаров приедет. Получается, я один кочевряжусь.

Приехал. Встречаю Сашу Панкратова, он спрашивает: «А мы случайно не к Малахову?» Я говорю: «Да нет вроде… » Они, оказывается, специально не предупреждают своих героев — видно, не хотят люди к ним идти. Скляр даже сказал Малахову во время телемоста: «Андрей, я не люблю вашу передачу из-за того, что вы все время о пьянстве спрашиваете». Я думал, это вырежут. Осталось.

Короче, заходим в павильон — Малахов! Мне говорят: «Все в зал, а вы сидите». Думаю: ладно, выйду, скажу пару слов. Но меня продержали от начала до конца. А я курить страшно хотел. Когда объявили рекламную паузу, спрашиваю: «Могу я здесь покурить?» — «За кулисами нельзя, а до курилки далеко… » — «Значит, я пошел отсюда».

 — Разрешили закурить?

 — Куда же им деваться? Я на самом деле ушел бы.

«Панкратов-Черный везде врал, что его банджо весит 25 килограммов»

 — Почему вас выбрали центральным героем?

 — Не знаю. Решили, что я хорошо рассказываю. Но при этом я правду говорю, а некоторые всякую ерунду несут. Например, Панкратов-Черный сообщил: «Авторы сценария Бородянский с Шахназаровым совершенно не разбирались в музыке. Написали, что я должен с банджо вприпрыжку ходить. А ведь этот инструмент 25 килограммов весит! Представляете, я даже инфаркт получил». Это он рассказывает повсюду. Но никакого инфаркта у него не было! И банджо, конечно, не весит 25 килограммов.

 — Зачем же он это придумал?

 — А зачем Данелия пишет небылицы в своих книгах? Потому что простым людям это интересно. Музыканты, конечно, были очень удивлены, услышав, что банджо 25 килограммов весит.

 — Вы как сценарист разве не выдумываете?

 — Все же понимают, что это выдумано! Но если я буду выдавать свои истории за правду, это уже ахинея получится. Правда, на передаче я сказал, что Долина во время съемок весила 130 килограммов — она снималась на шестом месяце беременности. Она меня чуть не убила, обиделась: «Что ты придумываешь?! Я весила 80 килограммов!» Жена мне потом задала: «Как ты себя по-хамски вел — оскорбил Ларису!» А я, наоборот, хотел комплимент сделать, показать, как она похудела теперь (смеется.  — Авт. ).

 — Почему продолжение истории о джазменах решили снимать в Украине?

 — Ко мне обратился директор киевского джазового коллектива «Радио-бэнд» Александр Фокин с предложением написать новую версию «Мы из джаза» с участием его оркестра. Мы уже не первый год говорим об этом, и дело наконец сдвинулось.

 — Что это будет за фильм и кто станет режиссером?

 — Сценарий еще не написан. Но могу сказать, что это не комедия, а мелодрама. К сожалению, Карен Шахназаров отказался снимать — у него много дел как у руководителя «Мосфильма». Поэтому будем искать другого режиссера. В октябре сяду писать сценарий. Может быть, в следующем году начнем снимать.

 — Почему вы решили писать мелодраму, ведь, насколько мне известно, комедии вам больше по душе? Да и первый фильм «Мы из джаза» прославился как комедия.

 — Так хочет продюсер. У меня, кстати, немало и серьезных сценариев. И мне они даже больше нравятся, чем комедии. Например, с Николаем Досталем мы сделали несколько хороших картин: «Человек с аккордеоном», «Шура и Просвирняк», с Шахназаровым — «Город Зеро», «Цареубийца», «День полнолуния».

С супругами из Эстонии Мати и Лилиан Пыльдре я написал сценарии к фильмам «Весна» и «Эти старые любовные письма». Последний номинировался на «Оскар» в 1992 году. Это картина о культовом эстонском певце и композиторе, знаменитом романтике джаза. Лента могла реально получить «Оскар», если бы не вмешалась комиссия по военным преступлениям. В то время в Америке шумело дело эстонца, который во время войны служил в одной из эсэсовских частей.

Очень серьезное кино — «Вознесение». Это реальная история режиссера фильма Эдмонда Кеосаяна. Он рассказывал о своей жизни, а я приходил домой и писал. Его отец был репрессирован в Армении, семью выслали в Сибирь, в село Вознесение. Эдмонд всю жизнь был благодарен людям, которые ему и его маме помогли выжить в то время. Фильм снят в 1988 году, на переломе эпох. Это последняя картина Кеосаяна.

Комедиографом меня стали называть после «Афони» — только комедии и заказывали. Написав сценарий «Мы из джаза», я стал еще и музыкальным автором.

 

513

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів