«получив диплом, владимир высоцкий попытался устроиться в киевский театр русской драмы имени леси украинки, но Его не взяли»
По звонку из обкома партии статью о Высоцком сняли накануне выхода газеты
- Высоцким я «заболел» еще школьником, услышав в 1967-м его песни в фильме «Вертикаль», — рассказывает помощник запорожского городского головы, в прошлом журналист Юрий Сушко. — В студенческие годы собрал и переплел в два больших тома вырезки о нем из газет, рецензии на спектакли и фильмы, распечатанные на машинке тексты песен. Когда весной 1978 года Высоцкий со сборным концертом был в Запорожье (в первом отделении выступали ансамбли «Фестиваль» и «Здравствуй, песня», во втором пел Владимир Семенович, а его коллега по Театру на Таганке Иван Бортник читал стихи), я решил встретиться с ним и подарить этот двухтомник. После первого выступления (всего было четыре концерта) мой знакомый Слава Тарасенко представил меня Высоцкому как журналиста областной молодежки, сказал, что хотел бы взять интервью. Слава был фотографом «Днепростроя», тоже восхищался Высоцким, но познакомился с ним гораздо раньше.
После концерта Володя очень устал, рубашка на нем взмокла, тем не менее был доброжелателен, сразу же предложил перейти на «ты». Мне тогда было 24 года, Высоцкому — 40. С большим интересом он просмотрел двухтомник, усиленно угощал меня чаем и бутербродами. Пригласил на все свои выступления, я потом слушал его из зала и за кулисами. В перерывах, когда говорили на самые разные темы, Тарасенко ходил вокруг и фотографировал. Его фотографии из той серии обошли потом множество различных изданий.
Манера разговора у Высоцкого была довольно своеобразная. Я задаю вопрос, а он не отвечает, как будто отрешенно думает о другом. Я задаю следующий вопрос, он неожиданно возвращается к предыдущему. Помню, Слава Тарасенко спросил, почему не пишет песен на стихи Саши Черного, близкого ему по стилистике. Высоцкий ушел в сторону, стали говорить на другую тему, а он вдруг начинает читать по памяти Сашу Черного. Прекрасно читал У меня оставался второй экземпляр самодельного песенного двухтомника, на котором Высоцкий, прощаясь, оставил надпись: «Сушко Юрию Михайловичу с уважением к его настойчивости и терпению. Добра». До сих пор храню в домашнем архиве этот автограф.
По итогам наших бесед я написал довольно большое интервью, которое поставили в субботний номер газеты. А в пятницу, когда статья была уже в полосе, по звонку из обкома партии материал сняли. Как объяснил мне редактор, по мнению заведующего отделом пропаганды и агитации, Высоцкий был не самой желательной фигурой в молодежной газете. Через какое-то время я был в Москве, смотрел на Таганке спектакль «Добрый человек из Сезуана» с участием Высоцкого. Потом мы разговаривали в гримерке, и Володя спросил об интервью. Узнав о его судьбе, усмехнулся: «Я так и думал». Спустя еще год я побывал у него дома на Малой Грузинской, опять беседовали, пили разные чаи, до которых Высоцкий был большой охотник. Но писать о Володе больше я не пытался, хотя продолжал собирать о нем все публикации.
- И все же то интервью увидело свет. Спустя годы, когда ты сам работал в обкоме партии, оно, кажется, было напечатано в одной из запорожских газет?
- Да, году в 90-м. Я был тогда заведующим идеологическим отделом обкома КПСС. После смерти Высоцкого на Таганке создали комиссию по его творческому наследию. Ее руководитель Петр Михайлович Леонов, завлит театра, когда я приехал, щедро одарил газетными вырезками, публикациями, рукописями, связанными с Володей. Мне он был интересен как автор, как актер, как человек. Постепенно начал писать. Для запорожского кабельного телевидения подготовил и провел большую передачу о Высоцком. Получил неплохие деньги, никогда не думал, что заработаю на Владимире Семеновиче. Опубликовал в местной прессе исследовательскую работу «Высоцкий, которого мы потеряли», несколько других материалов. Написал, не думая их печатать, воспоминания о встречах с Володей, была в этом внутренняя потребность. Но каким-то образом на меня вышло московское издание «Вагант», предложило прислать материал, опубликовало его в коллективном сборнике. Позже предложило сделать книжку, которая под названием «Владимир Высоцкий: «Ах, сколько ж я не пел » вышла в 2000-м. Книга — анализ его работы в театре и кино, рассказ о нереализованных кинопробах и сценических ролях.
«У меня еще полшкафа материалов об артисте»
- Следующая, почти 500-страничная книга «Ходил в меня влюбленный весь слабый женский пол », вышла в солидном московском издательстве «Вагриус». Подзаголовок у нее «Женщины в жизни Владимира Высоцкого». Речь о «донжуанском списке» барда?
- Не только. Я попытался дать хронику и анализ взаимоотношений Владимира Семеновича с прекрасной половиной человечества. Судьбы большинства женщин, с которыми он работал в театре и кино, встречался в разных компаниях, сами по себе любопытны, утаить их, предать забвению просто грешно. Книга художественно-документальная, основанная на свидетельствах людей, когда-либо общавшихся с Высоцким. Он был выдающейся личностью, и все стороны его жизни интересны не только мне. Неслучайно издательство уже трижды издало книгу общим тиражом 15 тысяч экземпляров.
- Мнение родственников Высоцкого о книге тебе известно?
- Никита Высоцкий, младший сын Владимира, в большом интервью в «Труде» сказал, что о его отце никто еще правды не написал. Включая Сушко. Правда, похвалил язык книги. Других претензий ко мне сыновья Высоцкого не высказали, хотя они уже подали не один судебный иск к авторам книг и статей о Владимире Высоцком. Может, потому, что в моей книге не менее 600 ссылок на каждый факт. Есть истории, мне лично рассказанные Леонидом Филатовым, Валерием Золотухиным, многолетним директором Театра на Таганке Николаем Дупаком. По просьбе издательства книгу «Ходил в меня влюбленный весь слабый женский пол » я серьезно переработал и расширил страниц на 100. В ближайшие дни она должна выйти под совершенно другим названием.
- У меня в руках еще одна твоя книга — «Владимир и Марина».
- Она издана тем же «Вагриусом» в прошлом году. Описанная мною история любви суперпопулярного советского барда с хриплым голосом и французской актрисы с мировым именем разошлась уже двойным тиражом, 5 тысяч экземпляров каждый.
- Четыре книги об одной, пусть и незаурядной, личности. Ставишь на этом точку?
- Пока многоточие. У меня полшкафа материалов о Высоцком. Еще не сказал всего, что хотел бы.
Женщины шли за Владимиром по мановению его мизинца
- Высоцкий, как известно, официально был женат трижды. Расскажи о его избранницах.
- Свой первый выбор Высоцкий остановил на Изольде Жуковой-Мешковой, учившейся с ним в Школе-студии МХАТ. Она была замужем за авиационным техником, который служил в далеком от Москвы Таллинне. По некоторым сведениям, имела ребенка. Получив диплом в 1958-м, Иза попала по направлению в Киевский театр русской драмы имени Леси Украинки. Высоцкий пытался устроиться в ту же труппу, но его не взяли. В 1960 году они узаконили свои отношения, через несколько лет разошлись. Позже Иза Высоцкая работала в театрах Ростова, Перми, сейчас живет в Нижнем Тагиле. Вышла замуж, родила сына.
Будучи в браке, Владимир познакомился на съемках с Людмилой Абрамовой, у них завязался роман. В 1962 году родился сын Аркадий, через два года — Никита. Только после этого Высоцкий развелся, женился на Люсе и усыновил собственных детей. В 1970-м он разорвал этот брак. Сейчас Людмила Абрамова вместе с сыном Никитой занимается Государственным культурным центром-музеем Владимира Высоцкого, проводит экскурсии, устраивает выставки, выпустила книжку воспоминаний.
С третьей женой, Мариной Влади, Высоцкий прожил 12 лет. Однако за это время у него были и другие романы.
- Он был любвеобильным мужчиной?
- Очень. По признанию друга Высоцкого Валерия Золотухина, женщины летели к нему по мановению мизинца. Мой товарищ Александр Гончаров, много лет занимавшийся гастрольной деятельностью, работавший и с Высоцким, как-то рассказывал: «Сижу после концерта в своем гостиничном номере с тремя девушками. Открывается дверь, входит Высоцкий. «О, — говорит, — тебе это не много?» Тут же одна из девушек поднимается и уходит с Володей». Этот случай в моей книге описан. Высоцкий магнетически действовал на любую аудиторию, ему требовалось побеждать, это было в его характере.
- С кем из известных женщин у Владимира Семеныча были романы?
- В театре он романов не заводил, кроме разве что с актрисой Татьяной Иваненко. Это очень яркая женщина. Небольшой «ураганный» роман был у Высоцкого с Лионеллой Пырьевой, заслуженной артисткой РСФСР. Ушедшая из жизни в 2003 году в возрасте 44 лет Наталья Медведева — писательница, фотомодель, певица, бывшая жена Эдуарда Лимонова — в своем интервью, опубликованном после ее кончины, говорила, что у нее с Высоцким были «очень тесные отношения, даже более того». Об этом я пишу в своей книге.
Одна из последних привязанностей Высоцкого — Оксана Афанасьева, студентка текстильного института. В последние месяцы жизни артиста она была с ним неразлучна. Сейчас Оксана Афанасьева — художник по костюмам и модельер, жена известного актера Леонида Ярмольника. Леонид, познакомившийся с Оксаной гораздо позже, шутит, что вкусы у них с Высоцким сходятся.
- Марина Влади знала об изменах мужа?
- По воспоминаниям одних очевидцев, об Афанасьевой она узнала после смерти Высоцкого. Другие говорят, что догадывалась. Я, кстати, дважды говорил с Мариной по телефону. Будучи как-то в Москве, позвонил, представился. Напомнил о подаренных Владимиру самодельных книгах. Она сказала: «Серенькие такие? Я их забрала с собой». Второй раз звонил во Францию несколько лет назад. В Мелитополе открывали памятник Владимиру Семеновичу, меня попросили пригласить Марину Влади. Я нашел ее адрес, послал письмо за подписью мэра города, потом позвонил. К сожалению, она не смогла приехать
895Читайте нас у Facebook