ПОИСК
Культура та мистецтво

«сердце матери — это бездна, в глубине которой всегда найдется место прощению»

0:00 13 травня 2006
Інф. «ФАКТІВ»
Ровно 50 лет назад на Киевскую киностудию имени Александра Довженко пришла молодая актриса Наталья Наум… За полвека она снялась более чем в 50 фильмах, где большей частью играла матерей — за это и была удостоена звания народной артистки Украины Запомнив Наташу Наум в созданной 45 лет назад культовой картине «За двумя зайцами», зритель ее вскоре… потерял. Виной тому режиссерская воля мужа актрисы — Владимира Денисенко, который «назначил» ее на роли матерей. Соответствующий грим, костюм, да и сами роли сделали свое дело — Наталью Наум не представляли в другом амплуа и те режиссеры, которые хотели ее снимать. И только в музее Киевской киностудии имени Александра Довженко можно полюбоваться красотой этой актрисы на фотокадрах из фильмов «Земля», «Олекса Довбуш», «Поэма о море»…

У 9-летней Наташи прямо на глазах умерли родители — от голода

Наталья Михайловна Наум выросла в бедной многодетной семье лесоруба на Ивано-Франковщине. Детей было 13. Мама очень хотела, чтобы они учились в школе, но всем ребятишкам пришлось батрачить у богатых людей. В доме было всего две книги — «Одиссея» и «Кобзарь». Мама просила то прочитать ей отрывок вслух, то пересказать то, что каждый из детей прочел сам. Слушая изо дня в день эти отрывки, Наташа выучила книги наизусть. В школу ее, младшенькую, таки отдали, но ходила она туда с пустой полотняной торбинкой через плечо — ни хлеба, ни учебников в ней никогда не было.

Старшие сестры часто плакали, просили родителей не посылать их больше батрачить. А отец им: «Не будете работать, чем кормить вас буду?» Однажды он и Наташу хотел отправить с сестрами: «Берите Наталочку, пусть помогает». Мама прижала ее к себе: «Нет, не отдам!»

В девять лет Наташа осталась сиротой: на ее глазах от голода умерли мама и отец. Девочка попала в детдом. О своей жизни там актриса рассказывала подруге — Маргарите Криницыной. Некоторые эпизоды так впечатляли Маргариту Васильевну, что та просила Наталью записать отдельные сюжеты.

РЕКЛАМА

После своего дебюта в 1945 году в роли Деда Мороза на елке Наташа поступила сразу в три кружка: танцевальный, хоровой и драматический. У девочки появилась мечта — увидеть себя на сцене. В ремесленном училище, куда Наташа попала после детского дома, она играла в самодеятельных спектаклях. Не могла отказаться от сцены и на швейной фабрике, где работала после училища.

Одаренную девочку заметили и пригласили во вспомогательный состав Черновицкого музыкально-драматического театра имени Ольги Кобылянской. И вот первая роль на настоящей сцене. Снова, как и в далеком 45-м, — мужская роль. Но уже не Дед Мороз, а юный Наполеон (имя подростка в пьесе Бальзака «Мачеха»). Дебют юной актрисы оказался неожиданным. Первыми словами Наполеона были: «Мама! Мама! Фердинанд упал с лошади!» Впервые за все годы жизни без матери девушке нужно было произнести слово «мама», а она боялась. Наконец выкрикнула его, да так, что на слова «Фердинанд упал с лошади»… уже не хватило ни голоса, ни дыхания. Зал замер, потому что пьеса не несла в себе той трагедии, которую вложила юная актриса в одно только слово!

РЕКЛАМА

13s06 Kadr copy.jpg (21435 bytes)«Мама часто снилась мне, — объясняла дебютантка режиссеру спектакля, — всегда в вышиванке, гладко причесанная, веселая, нежная. А перед спектаклем приснилась опухшей от голода — такой, какой была в последние дни своей жизни». Не понимала еще тогда 16-летняя актриса, что это в ней боль умирала и рождался талант.

«Не имеют значения ни твой возраст, ни внешность. Главное — как ты чувствуешь Мать»

РЕКЛАМА

Амплуа Натальи определил ее муж — режиссер Владимир Денисенко, сняв супругу в фильме «Тяжелый колос». Сейчас картину, конечно, никто не помнит, а жаль. В ней есть сцена, способная потрясти и современного зрителя. Варвара, которую играет Наталья Наум, — жена ученого-биолога. Она любит настолько, что делает вид, будто не замечает связи мужа с лаборанткой Дашей (героиня Ады Роговцевой). Сначала кажется, что Варвара слепа, потом хочется упрекнуть ее в глупости: почему, зная, что происходит между мужем и Дашей, она никак не реагирует?

И лишь в сцене прощания в больнице, куда умирающая Варвара позвала и мужа, и свою соперницу, зрителю все становится ясно. Сердцем матери — а не соперницы! — она почувствовала: Даша способна любить не только ее мужа, а и двоих чужих детей, она не оставит их на произвол судьбы. А что для матери дороже всего? Счастье и благополучие детей. Вот и завещает Варвара любовнице мужа свою семью…

Увидев Наталью Наум в «Тяжелом колосе», Юрий Ильенко решил пригласить ее в свою ленту «Белая птица с черной отметиной».

- Когда Наташа появилась на пробах «Белой птицы… » — вспоминает народный артист Украины Богдан Ступка, — я спросил у Ивана Миколайчука: «Кого она будет играть?» Единственная женская роль — это роль Кадочниковой. А Наташа на кого пробуется? Иван ответил: «На мать». «Чью»? — пристаю к нему дальше. Он же, размышляю, соавтор сценария, возможно, дописал еще одну женскую роль. «Нашу, нашу с тобой маму будет играть Наташа!» — ответил Иван.

Когда я рассказал потом Наташе об этом диалоге, она рассмеялась: «Еще бы вы не удивились! Мне же чуть-чуть за 30. А Ильенко приглашает на роль пожилой Звонарихи, матери взрослых сыновей. Юрий Герасимович на мое недоумение сказал тогда главное: «Не имеют значения ни твой возраст, ни то, как ты выглядишь, Наташа. Мне нужно только то, как ты чувствуешь Мать».

С таким отношением к работе, как у Натальи Наум, я встретился впервые. Профессионально лицо ее старили гримеры, я же наблюдал, как актриса сама работала над своими руками — очень красивыми и молодыми. Вен и жилок совсем не было видно. Так она гримировала каждую жилочку, а ногти срезала так, чтобы под ними был заметен след земли, приучала пальцы быть натруженными. И такие процедуры Наташа проделывала не только перед съемками, но и на каждой репетиции! Эффект был потрясающим. С тех пор и я взял на вооружение ее работу над руками. Гример работает над моим лицом, а над руками — я сам. По методу Наум. Ведь каждая роль требует «своих» рук, соответствующих возрасту, образу жизни, социальному положению героя.

Вот только что я получил приглашение от режиссера Владимира Бортко сыграть в его фильме роль Тараса Бульбы. И первая мысль — руки, руки надо срочно делать другими! После гипса (был серьезный вывих руки) я не могу еще свободно поднимать правую руку. А Тарасу ведь в ней надо держать тяжелую саблю, коня под уздцы схватывать… И вспоминаю Наташу Наум, ее понимание роли рук актера при создании характера.

Когда смотрю «Белую птицу с черной отметиной», всегда жду эпизод, когда Звонариха сидит на соломенной крыше и поет своему маленькому сыну колыбельную. Как эти руки обнимают его! Именно в них ответ сыну, который хотел разрушить гнездо аиста на их хате, чтобы тот не приносил больше детей в многодетную бедную семью. Натруженные, состарившиеся, но такие теплые, оберегающие материнские руки — их нельзя забыть!

«Верьте в себя, вы такая талантливая», — писала актрисе Наталья Ужвий

Множество матерей сыграла после этого Наум. Но кульминацией стала роль в фильме «Высокий перевал», снятом Владимиром Денисенко.

- К роли Ярославы в этой картине актриса шла всю жизнь, — рассказывает режиссер Василий Ильяшенко.  — Испытав все тяготы сиротства, она накопила в себе огромный потенциал: ей были ведомы тончайшие нюансы беззащитного (а мать — это прежде всего энергетическая защита) существования человека среди людей. А в мечтах она выносила тот идеал матери, который ее и подпитывал во всех ролях.

«Верьте в себя, милая моя Наталья Михайловна, вы такая талантливая актриса!» — писала в 1984 году Наталье Наум великая актриса Наталья Ужвий после просмотра фильма «Высокий перевал».

В образе Ярославы слились, по сути, все материнские судьбы, сыгранные Наум. Сюжет фильма  — реальные события, записанные Владимиром Денисенко со слов родной сестры его жены. Время действия — тяжелейшие послевоенные годы прикарпатского села, свидетелем и участником которых была семья Наум.

В основе фильма — трагическая история семьи Петрик. Ярослава, которую играет Наум, — коммунистка, а муж, сын и дочь — на стороне ОУН-УПА. Граница прошла по сердцу матери. Но ненависть и вражду между своим родным сыном Юрком (его играет сын Натальи Михайловны — Тарас Денисенко) и усыновленным русским мальчиком Алешей Ярослава преодолела, выстрадав их примирение всей своей жизнью.

И потому в ее угасающем взгляде в финале фильма на секунду вспыхивает радость. Радость исполненного долга — перед теми, кого любила, перед людьми не только сегодняшнего дня, но и завтрашнего. Ярослава простила всех. Недаром ее любимой фразой была: «Сердце матери — это бездна, в глубине которой всегда найдется место прощению».

Из досье «ФАКТОВ»

Наталья Михайловна Наум родилась и выросла в селе Старый Мицун Долинского района Ивано-Франковской области. Закончила Киевский театральный институт. Работала на Киностудии имени Александра Довженко. Главные фильмы актрисы — «Земля», «Сон», «Олекса Довбуш», «Среди добрых людей», «Тяжелый колос», «Повесть о женщине», «Наталка Полтавка», «За двумя зайцами», «Аты-баты, шли солдаты», «Высокий перевал»… Ушла из жизни актриса в 2004 году.

 

2342

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів