Народный артист россии александр пашутин: «во время съемок картины эльдара рязанова «небеса обетованные» мы с лией ахеджаковой подкармливали Крыс»
В ноябре завершится работа над восьмисерийным военным детективом «Смерть шпионам» производства украинской компании «Стар медиа». А весной следующего года этот фильм появится на экранах. Александр Пашутин говорит, что роль майора Черепахина стала одной из его любимых. Актер даже сам придумал несколько сцен для своего героя. На съемочной площадке в Киеве ему пришлось раз десять прикладываться к графинчику с водочкой. Правда, не настоящей. На последнем дубле Александр Сергеевич не выдержал: «Не могу больше пить воду! Она у меня уже из горла выливается!» Актера пожалели и отпустили. Пашутин, что-то напевая приятным баритоном, ушел в гримерку. Быстро переодевшись и побрызгавшись дорогим одеколоном, сел за стол — попить чаю с леденцом
«Первая моя роль — дворник с огромной приклеенной бородой»
- Знаете поговорку: нахальство — второе счастье? — неожиданно спросил Александр Пашутин.
- А что, помогает в работе?
- Иногда. Артисты ведь люди свободные, раскованные. Вот вы бы разделись прилюдно до трусиков, а то и больше?
- Пожалуй, нет.
- А я — пожалуйста. Никаких проблем! Вокруг люди — ну и что? Просто не обращаю на них внимания. Одним словом, актер. Смотрите. (Александр Сергеевич скомкал какую-то бумажку и забросил в мусорное ведро, находившееся на расстоянии пяти метров. — Авт. )
- Просто профессиональный бросок! Вы играли в баскетбол?
- И в него тоже. Хотя более успешно показал себя как боксер, на ринге. В декабре 1959 года даже выиграл Чемпионат суворовских училищ Советского Союза. Это было в Воронеже. У меня сильнейший удар обеими руками. Вот, сохранил с тех пор спортивную форму. Каждый свободный день — тренажерный зал, большой теннис и парная. Супер! Двадцать пять раз отжаться могу.
- Что же по военной части не пошли?
- Сделал крутой поворот. Я поступил в Воронежское суворовское в пятом классе. Воспитателям-офицерам было чуть больше тридцати и многие из них прошли войну. В училище был и драмкружок. Я записался в него и сыграл свою первую роль — дворника с огромной приклеенной бородой. Так подцепил театральную бациллу. И не закончив училища, поступил в школу-студию МХАТ. Но, скажу вам, дисциплина, к которой был приучен в суворовском, очень помогла мне в творчестве. Да и звездной болезнью я не заразился.
- Укрепляли иммунитет?
- А как же! Меня вообще раздражает слово «звезда». Какие сейчас звезды? Прыщи! Любая 16-летняя девочка, которая лишь пукнет на эстраде, уже называет себя звездой.
- Кстати, слышала, вы неплохо поете.
- Голос у меня есть. Я ведь пел в Москве, в знаменитом хоре Владимира Локтева. Выступал вместе с Тамарой Синявской. Помню, приезжали на гастроли и в Украину. На 300-летие ее воссоединения с Россией, в 1954 году. Были в Виннице, Каневе. А в Киеве выступали на центральном стадионе, который тогда носил имя Никиты Хрущева. Я даже солировал в одной песне. (Напевает. ) «Москвич молодой, живем мы с тобой со звездами рядом » Дальше уже не помню. Я ведь не так молод, как кажусь.
«Не курил никогда. Водку пил только два раза в жизни»
- Да ладно, вашей физической форме можно позавидовать. Небось не пьете, не курите
- А то! Не курил никогда! Пивка, правда, пропустить могу. Водку пил только два раза в жизни. Последний — три года назад, на съемках картины «На безымянной высоте». Осень, холод, а надо лезть в воду. Говорю: «Без полстакана водки не поплыву!» Ну после спектакля с друзьями могу бокал красного вина принять. Больше нельзя: я за рулем.
- И как давно?
- Двадцать пять лет уже. Моя первая машина — «Москвич». Потратил на нее гонорар за несколько картин. Это ж не то, что сейчас: снялся в картине — получи новенькое импортное авто. Трехкомнатной квартирой обзавелся после работы в ленте Микаэляна «Премия». Мне удалось продать свою однокомнатную, доложить денег и купить большое жилье.
- Еще бы! Ведь «Премия» — одна из культовых картин в Советском Союзе.
- Классика! Я попал в нее случайно. Вернее, сначала снялся в эпизодической роли в фильме Микаэляна «Гроссмейстер». Мне надо было просто пройти на заднем плане, а я придумал себе целый образ. Засунул в карман плаща французский батон, который по дороге жевал, да еще пересчитывал на ладони мелочь. После работы Сергей Микаэлян сказал: «Саша, у тебя хорошие глаза. В следующей картине буду снимать в большой роли». А через год пришла телеграмма, что в гостинице «Россия» он меня ждет. Тогда как раз запускали фильм «Премия». Пробы я проходил на «Ленфильме». Помню, взял у какого-то работяги спецовку, запихнул в нагрудный карман бумаги и вышел на съемочную площадку. Кто-то сказал: «Отличная идея! Надо найти для картины настоящего бригадира!» Вот так меня и утвердили.
Актерская команда была звездная: Армен Джигарханян, Олег Янковский, Владимир Самойлов, Евгений Леонов, Михаил Глузский, Борислав Брондуков. Картина снималась в такой любви! Мы жили в одной гостинице, отмечали вместе все дни рождения, умирали со смеху, слушая шутки Леонова. Потрясающее было время! Пожалуй, такое же наслаждение я получал, только работая у Рязанова.
- Это вы о «Небесах обетованных»?
- Я снимался в пяти картинах Эльдара Александровича. Это величайший режиссер, и работа с ним доставляла истинное удовольствие. Даже если у меня была небольшая роль, как в «Небесах обетованных». Рязанов мог сказать: «Саша, ну помоги!» И, конечно же, я ему не отказывал. Помню, «Небеса» снимали в таких жутких условиях! В Москве, на городской помойке рядом с овощной базой. Периодически по площадке пробегали огромные крысы, и визг стоял неимоверный. Мне было легче: снимался в паровозе. Он все время отапливался, и я приловчился в топке печь картошку. Бывало, сядем с Лией Ахеджаковой, набросаем туда картошки, а очистки — на улицу. В тот же миг со всех сторон на них налетали крысы и исчезали. Так мы их подкармливали.
О нашем быте на съемках особо никто не беспокоился. Кормили бутербродами с засохшим и скрученным сыром, еще давали пойло, которое называлось кофе. Мылись мы под обыкновенной уличной колонкой, туалет устроили под открытым небом.
«С голливудской актрисой Лолитой Давидович у меня чуть не случился роман»
- Это ж как надо любить свою работу, чтоб такое терпеть!
- Да, тем более что как раз тогда мне было с чем сравнивать. Шел 1990 год, и одновременно с Рязановым в Москве Андрон Кончаловский снимал картину «Ближний круг» о Сталине. Я играл и в ней. Представьте, как я после экстремальных съемок попадал к нему на площадку, где условия были просто фантастические! Андрон выписал из Италии специальный артистический вагон-туалет. Заходишь — красота! Вода сама смывается, журчит, запах приятный. Европа! На обед — первое, второе и третье. А какой там варили кофе! Кстати, в этой картине играла голливудская звезда Лолита Давидович. У нас с ней чуть не случился роман.
- «Чуть» не считается.
- Эх, если бы я хоть немного знал английский! Помню, после очередного совместного эпизода Лолита мне говорит через переводчика: «Саша, ты самый лучший артист, с которым я здесь снималась». Я хвост распушил, свидание назначил. Она жила в гостинице «Украина». Лолите даже разрешили держать щенка русской сторожевой, которого она купила в Москве и назвала Иваном Грозным. Помню, идя на рандеву, я выгреб из дома все рубли. А оказалось, что в гостинице работал только валютный бар. Ох и стыдно мне было, когда Лолита расплачивалась! Прихожу на следующий день на площадку, говорю девушкам-ассистенткам, что, мол, оконфузился. Они мне: «Да у вас гонорар 400 долларов, а у Лолиты — два миллиона, так что не разорили вы ее!» Правда, секса у нас так и не было. Может, еще встретимся. По крайней мере английский я уже подучил
- В следующем году исполняется 20 лет кинохиту «Гардемарины, вперед!», в котором вы снялись.
- Праздновать эту дату не буду. Может, я нескромный, но знаю свой уровень. Было много картин, в которых снимался исключительно из-за заработка. И этого не стесняюсь. Прятал свое самолюбие в известное место и работал ради жены, дочери. «Гардемарины» — именно тот случай. Да, мой герой, дурачок Яковлев, был популярен, но это не высший класс. То же самое было и в картинах «ТАСС уполномочен заявить», одной из серий «Следствие ведут ЗнаТоКи»
- Да вы самокритичны!
- Просто всегда стараюсь говорить правду и адекватно оцениваю свои возможности. Это, кстати, помогает избежать стрессов.
- Теперь понятно, почему именно вас выбрали для участия в телешоу канала ОРТ «Последний герой». Вы неконфликтный, спортивный и не подвержены стрессам.
- Да, но с остальными участниками было гораздо сложнее. Этот проект — отдельная глава в моей жизни. Там мы думали в основном о том, как добыть еду, а некоторые мечтали только хотя бы об одной сигаретке. Помню, я решил порадовать наших девочек — Ларису Вербицкую, Таню Овсиенко — достать им сигарет. Мы снимались на большом пляже, метрах в тридцати загорали богатенькие французы, немцы, австрийцы. Приближаться к ним было категорически запрещено. Но я таки урвал минутку и подбежал к одному немцу. Представьте картину: мужик в плавках, с выпученными глазами, небритый, что-то лопочет на непонятном языке. Заучил только две фразы: «Я забыл кошелек в гостинице» и «Дайте сигарету моей жене». Испуганный немец тут же протянул мне пачку, я с криком «Две, две!» схватил сигареты и бегом бросился к девчонкам. Они были счастливы!
- Александр Сергеевич, а что это вы все время в руках крутите?
- Четки. Их у меня множество. Руки порой надо чем-то занять. Это успокаивает. Кстати, всем рекомендую.
602
Читайте нас у Facebook