«агент национальной безопасности» михаил пореченков: «собираюсь проехать за рулем автомобиля трассу «париж-дакар»
«То, что я делаю на экране, наградами пока не отмечено»
- Как прошло внедрение агента Лехи в верхушку Союза кинематографистов, Михаил?
- Процесс еще идет. Работа с людьми — штука непростая, нужно налаживать контакт, устанавливать взаимоотношения. Такие вещи в один присест не делаются.
- А зачем вам, успешному и востребованному, это нужно? Без вас мало наладчиков?
- Все так рассуждают, вот ничего вокруг и не меняется. А мне за державу обидно.
- О, как сразу!
- Понимаю иронию: самому удивительно слышать подобные речи. Я ведь в свое время ушел из военно-строительного училища
- Не ушел, а ушли. Выгнали вас, Михаил, за самоволку накануне выпуска.
- В документах записано: прослушал четырехгодичный курс лекций и оставил учебу по собственному желанию. Из КПСС — да, выперли, поскольку не захотел учиться дальше, но это другая история. Не мог и предположить тогда, что добровольно соглашусь на нечто вроде работы в Союзе. Хотя, конечно, подписался на это не сразу, долго взвешивал, колебался.
- Никита Михалков дожал?
- Без армрестлинга обошлись, хотя спорили горячо. Один разговор о кино, второй, третий Конечно, поначалу я критиковал — это у нас любой умеет. Никита Сергеевич не отмалчивался: «Раз такой умный, приходи и работай». Вот пришел, сижу.
- Допустим, сидите не в кабинете, а на съемочной площадке.
- На секретариатах, заседаниях и совещаниях бываю, как штык, а в остальное время не обещал протирать штаны на Васильевской. Не собираюсь изображать крутого начальника, вопросы везде решать можно, было бы желание. Вчера курьер приезжал с бумагами сюда, на съемки, и я завизировал ходатайства на присвоение званий народных артистов.
- Кому?
- Указов еще нет, хотите, чтобы бежал впереди паровоза? Оформляем документы на Иру Розанову, Диму Харатьяна и Лешу Гуськова. Актеры замечательные и люди достойные.
- А вы, Михаил, извините, не знаю, как по батюшке
- Евгеньевич. Некоторые, правда, называют дядей Мишей. Ребятишки, с которыми сейчас снимаюсь, кличут папой. Мне нравится. Дело к сорока годам идет, мужчины в этом возрасте переходят в категорию плей-офф. По этапам, знаете? Сначала ты playboy, потом play man, затем play off и, наконец, game over
- Зря вы, Михаил Евгеньевич. До игры на вылет вам далеко. Все еще, можно сказать, впереди, только-только пост высокий заняли, звание заслуженного артиста получили.
- Заметьте: получил до того, как занял. И не за кино, а за работу в театре, за сыгранные там роли. Меня и выдвигал МХТ имени Чехова. То, что делаю на экране, пока наградами не отмечено. Вообще! Ни разу даже утешительного приза не получил.
- И Леху Николаева продинамили?
- Как и прапорщика Дыгало. Оба пролетели со свистом! Думал, хоть на каком-нибудь ведомственном фестивале типа «ФСБ и кино» что-то дадут. Мимо! Что попишешь? Значит, другие сыграли лучше. Буду стараться.
- Вам теперь не о собственных ролях надо думать, а об общественном благе печься.
- Не переживайте, на все сил хватит. Если пойму, что не справляюсь и ситуация не меняется, уйду. Но все-таки хочется расшевелить муравейник. Правда, разгуляться особенно не на чем. Союз — организация некоммерческая, денег не зарабатывает. Предлагают: сдайте в аренду здание Союза кинематографистов, превратите в доходный Дом кино. Но в этом памятнике советского зодчества с момента постройки не делался капремонт! Недавно вот возгорание приключилось. Приехали из пожарной охраны, стали разбираться: все возможные правила безопасности у нас нарушены. Проводка старая, трубы гнилые, перекрытия хлипкие Ну, все! В итоге мы получили судебный иск. Чтобы устранить недостатки, нужно потратить не менее двух миллионов долларов. А где их взять? Когда сегодня спрашивают, будем ли открывать новый сезон в Доме кино, честно отвечаю: нет, не стану этого делать, поскольку не хочу сесть в тюрьму.
- Выход?
- Пока не знаю. Государство не помогает, Москва тоже денег не дает, хотя Дом кино вроде не в Тамбове находится. Давно пора сносить старое здание Дома кино и строить новое. Однако стоит нам заикнуться, сразу начинают хватать за руки: сохраните легенду. Не могу спокойно подобное слушать, сразу завожусь. Вот эта полуразвалившаяся сараюшка — легенда?! Хорошо, оставляйте, но учтите: через несколько лет у вас и ее не будет. Придут дяди с деньгами, признают объект аварийным, снесут все к разэтакой бабушке и отгрохают бизнес-центр. Никто не вспомнит о заслугах отечественного кинематографа. Рынок!
«Жилье мы с Хабенским получили благодаря Олегу Табакову, выхлопотавшему его у Лужкова»
- Тем более странно, что в гиблое дело ввязались. Решили бросить себя на алтарь Отечества?
- Мало напоминаю агнца на заклании. Да и папу моего не Лазарем зовут Не питаю иллюзий, будто совершу революцию, но и смотреть, как все приходит в упадок, выше сил!
- А остальным, значит, начхать с высокой колокольни?
- Об этом у них спрашивайте.
- Эх, надо было поинтересоваться мнением Федора Бондарчука, только что звонившего вам по телефону!
- Федя в кустах отсиживаться не станет — не тот человек. Уже беседовал с ним. И с Аней Михалковой, и с Володей Машковым, и с Ренатой Литвиновой. Люди серьезные, хотя и молодые. Этот недостаток, как известно, излечим. Мы много говорим о профессии, о кино в целом. Нужно другое понимать: никто не пойдет в слабую организацию. Коппола хорошо сказал: «Нельзя начинать бизнес с людьми, у которых нет денег». Пока Союз непривлекателен для тех, кто ставит амбициозные цели. Значит, пора менять ситуацию.
- Сколько, по-вашему, потребуется времени, чтобы запрячь лошадей?
- Юрий Лужков публично пообещал: через три года Дом кино будет готов. Еще пару лет накинем на строительство нового Киноцентра. По-моему, сроки абсолютно реальные. Если, конечно, делом заниматься. Пока же в столице негде толком провести Международный московский кинофестиваль, хотя я, честно говоря, не большой поклонник фестивалей.
- Что так?
- Не люблю, никогда на них не езжу и не хожу. Однажды, сто лет назад, занесло на «Кинотавр», и впечатлений хватило надолго. Может, теперь по долгу службы придется посещать В любом случае, работа лучше безделья. А только актерства мне мало, преследует ощущение, будто что-то упускаю в жизни.
- Как-то вы уже пытались создать центр по защите прав артистов.
- Мы опередили время на пару лет. Ведь в профсоюзах главное — система локаутов (массовое увольнение работников при банкротстве предприятия либо с целью подавления или предотвращения забастовки. — Авт. ), а тогда никто не пошел бы на коллективную акцию протеста, работы не хватало, актеры соглашались на все. Какие там забастовки?!
- Нашлись бы штрейкбрехеры?
- Сто пудов! Отказался бы играть известный артист, взяли бы менее раскрученного. Это лишь на Западе есть незаменимые, без которых кино не в счет. Правда, и у нас вроде бы появились топовые фигуры, но к ним по-прежнему отношение не слишком серьезное. Часто спрашивают: почему постоянно снимают Хабенского, неужели нельзя без Кости? Честно отвечаю: нельзя. Харизма у него такая.
- Модный он, ваш Костя.
- Время покажет. Константин — серьезный человек. И работает по-настоящему, вкалывает, каждой ролью подтверждая профессиональный уровень. Ни у кого язык не повернется назвать Хабенского выскочкой, он заслужил свое место. На часы Rolex тоже ведь много десятилетий мода не проходит. Теперь, правда, это уже называется классикой.
- А вы, к слову, что на запястье носите?
- Есть и Breguet, подарок друзей. Юбилейная серия к 300-летию Санкт-Петербурга. Часы за номером 012. В честь дня рождения сына Миши. Дома лежат. А я предпочитаю скромную спортивную модель малоизвестной фирмы.
- Тоже презент?
- Да. И мотоцикл у меня подарочный — BMW GT. Второй — Honda Gold Wing — приобрел сам путем длительных рокировок. Теперь вот гоняю попеременно. Я вообще человек залетный, увлекающийся.
- И квартиру московскую тоже выменяли?
- Не смешите! Или не знаете цен на столичную недвижимость? Жилье мы с Костей получили благодаря Олегу Табакову, выхлопотавшему квадратные метры у Юрия Лужкова. Низкий поклон обоим за это.
«Считаю, кино должно стоять на службе у государства, а не пинать его с экрана ногами»
- Соседствуете с Хабенским?
- Конечно. Теперь вот и дома в Подмосковье хотим рядом построить.
- Придется к Борису Громову за помощью обращаться?
- Попробуем самостоятельно управиться, хотя, откровенно, и не предполагал, в какую сумму стройка обойдется. Я ведь ремеслом зарабатываю, не ворую, даже в рекламе не снимался и не собираюсь.
- Принципиально?
- И за большие деньги не стану Впрочем, это не имеет отношения к предмету нашего сегодняшнего разговора.
- Хотите сделать программное заявление?
- Не планировал, но коль настаиваете Считаю, кино должно стоять на службе у государства, а не пинать его с экрана ногами.
- Значит, ратуете за цензуру?
- За человеческий язык! Посмотрите на американский кинематограф. Разве он позволяет оскорбления в адрес собственной армии?
- Ага, для полного счастья еще вспомните любимый фильм непосредственного начальника «Спасти рядового Райна». Михалков очень эту клюкву уважает
- Есть и другие примеры. Картина «Коммандо» с губернатором Шварценеггером. Вроде бы примитивная история, глупее не придумаешь. А смысл заложен правильный: большой и сильный папа, бывший спецназовец, спасает маленькую и беззащитную дочь, попавшую к террористам. Шварценеггер произносит с экрана пять фраз, как плохо обижать слабых, но все они афоризмами разлетелись по миру.
- Вывод?
- Высокое искусство — это прекрасно, но надо снимать и простое кино, которое тронет зрителя за душу.
- А вы много смотрите кино?
- Раньше скупал DVD пачками, поставил домашний кинотеатр и не отходил от экрана. Оля, жена, ругалась, если громко звук врубал. Вся квартира грохотала, когда того же «Рядового Райна» включал.
- Что из свеженького приглянулось?
- Не видел «Остров» Лунгина, но отзывы слышал самые положительные. Обязательно посмотрю. Тем более Павел Семенович хочет со мной поработать.
- А с кем желаете вы?
- С Федором Сергеевичем над «9 ротой» хорошо потрудились. Лучшее, что было у меня за последнее время. Прочитал сценарий и сразу сказал: да. Сейчас снимаюсь у Сергея Урсуляка в «Ликвидации». Что-то подсказывает: должно получиться достойное кино. Материал подходящий.
- О чем речь?
- Одесса, 1946 год. Борьба с бандитизмом. Сосланный из Москвы Георгий Жуков
- Андрей Краско на экране останется?
- Не мне решать, знаю, что многого не успели отснять Конечно, эта смерть потрясла, но жизнь цинична: кто-то сошел с дистанции, а тебе надо тянуть до финиша. Бег продолжился. С другой стороны, может, и хорошо, что нет возможности остановиться. С ума схожу без работы, на стену лезу от тоски
- Но сейчас-то вы вроде бы загружены под завязочку.
- В МХТ, надеюсь, попробуем с Сергеем Женовачем выпустить моноспектакль по «Братьям Карамазовым». Из-за реконструкции театра репетиции пока откладываются. Два интересных кинопроекта затеваются. Оба — заграничные. Собираюсь проехать за рулем от начала до конца трассу ралли Париж-Дакар. Я многолетний фанат этих гонок. Был момент, смотрел, не отрываясь, все этапы по «ящику», дико болел за наши «КамАЗы», даже познакомился с участниками команды. А тут случай представился: мы пройдем трассу и параллельно снимем художественное кино. Вроде бы в фильме сыграет и Мила Йовович. Наверное, опять чьи-то секреты раскрываю?.. Второе предложение связано с Грецией. Там хотят делать фильм по античным сюжетам. Меня пригласили.
- Геракла изображать?
- Все скромнее, мой герой рангом поменьше, хотя и полководец. Авгиевы конюшни, похоже, в Москве чистить буду. И не перед кинокамерами
349
Читайте нас у Facebook