Кира муратова: «рената литвинова только притворяется сентиментальной »
Кира Муратова не любит давать интервью, встречаться с малознакомыми людьми, ходить на разные презентации, праздники Даже свой день рождения — 5 ноября — проигнорировала! А еще режиссер не любит, когда ее называют по имени-отчеству и упоминают звания, которых у нее немало. Ведь Кира Муратова — народная артистка Украины, лауреат Государственной премии, обладатель «Скiфського оленя» за вклад в развитие киноискусства, нескольких премий «Ника», «Кинотавр», «Триумф» Ее фильмы демонстрируются на самых престижных в мире кинофорумах. Планировалось, что премьера картины Муратовой «Два в одном» (главные роли в ней играют Богдан Ступка и Рената Литвинова) состоится на закрытии киевского фестиваля «Молодость», но в последний момент фильм перехватил Римский кинофестиваль.
Когда мы встретились, говорить о картине, да и о чем-либо другом, Муратова не собиралась. «Не знаю, чего вы от меня ждете. Мне нечего сказать», — «обрадовала» она. А потом смилостивилась и добавила: «Ну спрашивайте, попытаюсь ответить».
«Когда кто-то говорил: «Вы мне нравитесь», — думала: «Ах ты сволочь, тебе фильм должен нравиться, а не я!»
- Кира Георгиевна, вы так не любите публичную сторону своей профессии
- Иногда она мне мешает, иногда — безразлична. Актерам, наверное, приятно, когда их узнают на улице. А я не актриса, мое тщеславие очень своеобразное. И потом, я же не мужчина. Мне кажется, мужчины честолюбивее женщин. Мужчины-режиссеры — тем более. Я могу уступить все лавры представителю сильного пола, если чувствую, что это важно для него.
В советское время отделы пропаганды устраивали встречи со зрителями, возили фильмы в провинцию. После просмотров люди задавали вопросы, часто говорили: «Мне нравятся ваши фильмы, но вы нравитесь еще больше». Это УЖАСНО! Меня одолевали негативные эмоции. Думала: «Ах ты сволочь, ах ты гад, тебе фильм должен нравиться, а не я!» Мне не важно, что люди обо мне говорят. Это актерам необходимы комплименты
- Неужели вам никогда не хотелось их услышать?
- После того как впервые в жизни сыграла в кино — в «Коротких встречах», — немного «заразилась» актерством. Стала обидчивой и капризной. На съемках осветители играли в карты и совершенно не обращали внимания на то, как Я играю! Было обидно до слез! А теперь плевать, лишь бы не мешали и светили куда надо.
- Как думаете, почему в Украине снимается так мало картин?
- Во-первых, денег не хватает. А их нужно много, они открывают возможности. Во-вторых, нет людей, заинтересованных в кино. По-настоящему им интересуются только продюсеры. Вернее, прибылью, которую оно приносит. (Смеется. ) Ведь другого удовольствия они от этого процесса не получают. А я-то получаю! От съемок, игры актеров. И ничего больше не замечаю.
- Часто вы приглашаете в свои картины непрофессиональных актеров, можно сказать, людей с улицы. Зачем?
- Мне интересно показать человеку его скрытые возможности, дать шанс быть самим собой. Я не говорю актерам, как нужно играть, лишь иногда направляю в нужное русло. Люблю, когда они ведут себя естественно. В рабочем процессе играю второстепенную роль. Некоторым актерам даже кажется, что я не работаю с ними так, как нужно. Например, Алла Демидова, сыгравшая в моей картине «Настройщик», постоянно спрашивала: «Что мне делать? Почему вы ничего не говорите?» А когда я отвечала: «Будь такой, как дома», — она возмущалась: «Я не бытовая актриса, не могу играть быт! Я должна изображать что-то возвышенное!» Но при этом очень сочно и правильно, на мой взгляд, сыграла свою героиню — влюбленную, страдающую и немного странную.
«Женщины — рабыни! И всегда ими будут»
- Вы одной из первых сняли в кино Владимира Высоцкого. Как с ним работалось?
- Прекрасно. Он приехал на Одесскую киностудию пробоваться в «Вертикаль» Станислава Говорухина, и я решила попробовать его на роль в «Коротких встречах» (эту ленту сняли в 1967-м). Высоцкого тогда больше знали как театрального актера и певца. В моем фильме он сыграл геолога — очень модного в то время героя. Гитара, песни у костра, спустившийся с гор мужчина, которого обожают две женщины Хотя многие считали, что «Короткие встречи» — фильм совсем не романтичный, скорее, мрачный. Это глупость! Мои фильмы были светлыми, никакого мрака в них и в помине не было!
- А каковы ваши новые картины?
- Не знаю. Я перестала верить в светлое будущее и то, что искусство может что-либо изменить.
Когда режиссер говорит: «Мой главный фильм еще впереди», — это неправда. Просто красивый ответ, которого от него ждут. Скромно и мило. Ведь главное — это то, что ты делаешь сейчас. Остальное не известно. Поэтому я ни на что не надеюсь, ничего не планирую. Мне предлагают сценарии, похожие на то, что я уже снимала. А хочется чего-то нового, сменить сладкое на кислое
- Как относитесь к коллегам-женщинам?
- К талантливым — замечательно. Женщины-режиссеры жестоки, они вовсе не сентиментальные, не слюнявые, не слащавые. Только прикидываются такими. Кошечек незащищенных, милых играют
- Вы имеете в виду Ренату Литвинову?
- И Ренату тоже. Женщины — рабыни! И всегда ими будут: физиология вынуждает! Но рабыни хитрые и циничные. Я поняла это, побывав на многих фестивалях женского кино. Увидела множество фильмов с претензией: «Вот я вам правду-матку скажу! Обо всем на свете!»
- Говорят, у вас с Литвиновой сложились дружеские отношения.
- Я ни с кем не дружу. Контактирую. На Одесской киностудии работает одна очень талантливая женщина, пробивная, умеет добиться того, что ей надо. С ней я тоже не дружу, но уважаю и, как могу, помогаю. Если она этого хочет. А с Ренатой мне было приятно работать. Я ее открыла как актрису.
- Как вы познакомились?
- Прочла ее сценарий «Принципиальный и жалостливый взгляд Али К. ». Он мне очень понравился, но снимать по нему фильм самостоятельно я не решалась. А на фестивале «Арсенал» в Прибалтике мы с Ренатой встретились. Я увидела ее, ее манеры, и сразу поняла: «О, это человек, которого нужно снимать!» Но в то время запускала фильм «Чувствительный милиционер», и роли для Литвиновой в нем не нашлось. Но я Ренату запомнила. И когда стала готовиться к съемкам «Увлечений», решила: надо непременно ее задействовать, потому что фильм выйдет слишком уж светский, салонный, поверхностный Придумала роль медсестры Риты. Уже начали снимать, и вдруг Рената мне говорит: «Знаете, Кира, у меня есть монологи, почитайте! Может, я не буду бессловесной » И дала целую кипу листов. Такие чудные тексты! Я вставила их куда только можно было. А потом сняла Литвинову в «Настройщике»
«Увидев, что делают с животными на живодерне, решила показать всему миру этот кошмар»
- В фильме «Настройщик» задействованы не только люди, но и собаки. Где снимали кадры с животными?
- На живодерне. Однажды я случайно туда попала и решила показать всему миру этот кошмар. Так, как на самом деле. Подспудно верила: если сниму живодерню с кровавыми сценами, то, может быть, частично выполню свой долг. Думала, живодерни начнут постепенно исчезать. Животных я очень люблю и болезненно воспринимаю их жизнь среди людей. Не только потому, что мне их жалко. Я чувствую ответственность за все человечество, которое приручило зверей и мучает.
- Некоторым четвероногим довольно неплохо живется с людьми
- Такие случаи единичны. Мы не должны были приручать животных, отрывать от натуральной жизни. Этого мнения придерживается и мой муж Женя Голубенко. Он научил меня любить кошек и собак.
- Кира Георгиевна, все у вас получается. А есть ли такое дело, которое вам не удается?
- Снять немое кино! Я мечтаю об этом, но никак не могу осуществить мечту. Нет подходящего сценария.
- Когда смотрите новые картины других режиссеров, сериалы по телевизору, говорите себе: «Я могу лучше»?
- Я не против сериалов, но не смогла бы их снимать, потому что нетерпелива. Делать одно и то же скучно. Мне больше нравятся короткометражки. Люблю все делать быстро.
Главное — сосредоточиться. Для начала я убеждаю себя, что это интересно. Потом пытаюсь сконцентрироваться на сценарии. Если меня что-то не устраивает, придумываю отвлекаловки: попить чаю, кому-то позвонить, покушать В общем, ищу путь к отступлению. Но все же заставляю себя не думать ни о чем другом, кроме работы.
- Вам и сны, наверное, о кино снятся.
- Ну да, сейчас спросите: цветные или черно-белые, какой метраж (Смеется. ) Я редко вижу сны. К сожалению. Но то, что мне показывают свыше, люблю и обожаю. Как правило, не вижу ничего конкретного. Сочетание людей, предметов, событий Это совсем на кино не похоже.
1665Читайте нас у Facebook