ПОИСК
Культура та мистецтво

Лариса долина: «за вечер пения в ресторане мне платили… 5 рублей»

0:00 13 вересня 2005
Народная артистка России отметила золотой юбилей

Она не пишет на афишах «Мне — 50!», но и не скрывает свой возраст. Да и смысла в этом нет, ведь выглядит именинница сногсшибательно, а ее глаза сияют от счастья. «Обожаю подарки — признается Лариса Долина, — но еще больше люблю их делать». Главный подарок, который звезда приготовила ко дню рождения, предназначен для ее поклонников! Для них Лариса готовит сюрприз: в своих юбилейных концертах она объединит все жанры, в которых когда-либо выступала, — и джаз, и классику, и поп-музыку. Долина споет для своих поклонников лучшие песни, исполненные ею за 35 лет «эстрадной жизни».

«Я не стесняюсь своего возраста»

- Лариса Александровна, отмечать юбилей будете?

- 10 сентября, в день, когда я появилась на свет, соберу самых близких друзей и коллег. Так сказать, официальное празднование состоится 8 и 9 октября. Я буду давать два больших юбилейных концерта в Кремлевском дворце. Готовлю большое шоу из трех отделений: в первом исполню классические произведения в сопровождении Российского национального оркестра, во втором — классику джаза с биг-бендом Игоря Бутмана, в третьем — мои «золотые» хиты. Уверена, это будет настоящий праздник света, звука и хорошего настроения! Специально для концертов готовятся уникальные трансформирующиеся декорации, которых в нашей стране еще никогда не делали.

- Слышал, гостей именитых пригласили?

РЕКЛАМА

- А как же! (Смеется. ) Помимо того, что я спою дуэтом сначала с Элом Джерро, потом с Зурабом Соткилавой, будет еще масса неожиданностей. Знаю, насколько меня любят в Украине, поэтому приезд поклонников из вашей страны уже будет для меня большим подарком!

- Для большинства женщин упоминание о возрасте болезненно, дамы зачастую скрывают годы, а вы так запросто во всеуслышание сказали, сколько вам исполнилось…

РЕКЛАМА

- Ну это же мой юбилей! (Улыбается. ) Я всегда была честна перед своей публикой. Знаю, что огромное количество людей ждет моих юбилейных концертов. Тридцать пять лет провела на эстраде и никогда не скрывала своего возраста. Я земной человек и принимаю жизнь такой, какая она есть. Кто-то меняет паспортные данные, кто-то делает пластические операции… Я не стесняюсь своего возраста.

- А о том, чтобы написать мемуары, не думали?

РЕКЛАМА

- К юбилею я выпустила книгу-альбом, в которую вошли мои воспоминания и более тысячи фотографий. К ней прилагаются четыре роскошных подарочных диска «Лучшее» с записями самых популярных моих песен и концертных выступлений с программой «Карнавал джаза».

«Покупка пианино стала в нашей семье грандиозным событием»

- Вы родились в музыкальной семье?

- Нет, что вы! Профессиональных музыкантов в моей семье не было. Отец, Александр Маркович — строитель. Мама, Галина Израилевна — машинистка. Она любила петь, у нее был очень красивый, сильный голос. Вероятно, его я унаследовала от нее. Родители были против того, чтобы я стала певицей. Жили мы, как и многие тогда, очень скромно. Покупка пианино превратилась в грандиозное событие. Родители понимали: мне для успешного будущего необходимо получить образование. В школе я усиленно изучала английский язык, окончила курсы. Даже подумывала стать переводчицей. Но желание петь оказалось сильнее. Еще в школе я организовала женский хоровой коллектив. Мы успешно выступали на вечерах в клубах, и я поняла, что, кроме пения, меня уже ничто ТАК не занимает.

- И стали учиться вокалу?

- Я окончила музыкальную школу в Одессе по классу виолончели. И только когда уже стала певицей, поступила в Гнесинку. У меня не было возможности учиться на стационаре, поэтому я приезжала с гастролей на сессии, сдавала экзамены и уезжала. Но закончить институт мне так и не удалось: вышел указ министра культуры, и всех иногородних артистов, включая меня, выслали за пределы Москвы. Так что я не профессиональная певица. (Смеется. )

- Вы ведь начинали, как и многие тогда, с ресторана?

- Я часто выступала во Дворце железнодорожников  — тогда это был довольно известный культурный центр. Там меня услышали музыканты, работавшие в ресторане. В течение недели они приходили к моим родителям и уговаривали разрешить хотя бы несколько часов попеть с ними. Мама с папой, естественно, были против. Но в моем лице ребята нашли страстного союзника. Ведь мне, молодой девушке, подобное предложение казалось весьма заманчивым. Их настойчивость и мое желание одержали победу. Это были эпизодические выступления. За вечер мне платили 5 рублей — приличные деньги по тем временам, но это не было для меня главным. Ресторан оказался серьезной школой. Многие артисты начинали свою карьеру именно в ресторане, и я убеждена: это во многом помогло в будущем их становлению.

- Вам посчастливилось работать в ансамбле легендарного Анатолия Крола…

- Сперва я работала в оркестре у Константина Орбеляна, правда, выступала только внутри страны, так как в списки для поездок за рубеж Константин Агапович меня никогда не включал. Мне не позволялось петь то, что я хотела.

Придя к Кролу, я пожалела, что не сделала этого раньше, ведь он звал меня давно. Анатолий Ошерович — живая легенда, музыкант от бога, создавший свою школу. Многих сделал знаменитыми. Он был своеобразным камертоном с блестящим музыкальным вкусом. Пять лет работы с этим гением в музыке дали мне больше, чем вся предыдущая жизнь. Он разрешал мне петь все, что я хотела. Именно у него я реализовалась как настоящая джазовая певица.

«Меня вырезали из всех телевизионных программ»

- Вы часто говорите, что Киев — один из ваших самых любимых городов, что здесь живут многие ваши друзья, а сами поете песни про Одессу. Где же справедливость?

- Я каждый год приезжаю в Одессу — и не только с концертами. Люблю гулять по городу, по родным улицам, парку, где когда-то выступала. Одесса для меня — город особенный, не похожий ни на какой другой в мире. (Мало кто знает, что в Одессу Лариса с родителями переехала, когда ей было три года, а родилась она в Баку.  — Авт. ) Одесса — отдельная страна, живущая по своим неписаным законам, давшая миру множество знаменитых имен. Не зря говорят, что одессит — это национальность. Серьезной музыкой, а именно джазом, я начала заниматься именно в этом городе.

- И тем не менее джазу вы предпочли популярную музыку!..

- Джаз, к сожалению, и в нашей стране, и за рубежом никогда не был искусством для всех, а только для избранных, понимающих. Программа «Карнавал джаза», с которой я гастролировала по всему СНГ и дальнему зарубежью, собирала не только поклонников джаза, но и тех моих почитателей, которые полюбили меня за «Погоду в доме». Время изменилось, и «на джаз стали ходить». Хотя, конечно, джазовые гастроли не должны быть столь же частыми, как концерты поп-музыки. Большой биг-бенд Игоря Бутмана и мой коллектив из двадцати музыкантов сложно собрать вместе. Но я постаралась сделать это, потому что понимала: людям не хватает меня в джазе.

- Хотели бы что-то изменить в своей жизни? Ведь прежде, чем вы стали популярной, на вашу долю выпало немало испытаний…

- Это моя жизнь, и я рада, что прожила ее именно так. Без трудностей и преград вряд ли стала бы той Ларисой Долиной, которую сейчас все знают. Были времена, когда приходилось очень трудно. Мне сложно было появиться на экране. Судьба моя, как и многих других, зависела от чиновников от искусства. А еврейская фамилия и «пятая графа» не способствовали этому. (По одной из версий, настоящая фамилия Долиной — Мячинская, по другой — Кудельман.  — Авт. ) Меня вырезали из всех телевизионных программ, в которых я снималась. Даже если кто-то из режиссеров рисковал, приглашая меня в передачу, все равно убирали. Но я всегда была оптимисткой, верила, что за черной полосой обязательно идет белая. Убеждала себя, что что-то непременно изменится, а пока надо терпеть и работать.

- Повезло вам с поклонниками, ведь в их числе сам президент Путин!

- Да! (Улыбается. ) На самом деле секрет моей популярности прост: я очень честный музыкант. Чиста перед своей совестью, перед коллегами. Когда пою песни, сильно отличающиеся от того, на чем сама была воспитана, мне за них не стыдно. Я очень ответственно отношусь к своему репертуару, к подбору программы. Критерии — музыкальность и содержание. Я должна не просто спеть, а прожить песню на сцене, прочувствовать ее настолько, чтобы каждый сидящий в зале поверил мне. За годы выступлений у меня появился свой зритель, принимающий меня в любом жанре — и в джазовом, и в эстрадном, и в классическом.

Что касается Владимира Владимировича, то накануне моего юбилея президент подписал указ о награждении меня Орденом почета. Это очень важная и приятная для меня награда, хотя я работаю не для регалий. Главная награда для меня — это когда после концерта зрители аплодируют стоя!

- Люди творческие сплошь состоят из фобий и суеверий… Чего по-настоящему боится Лариса Долина?

- Я боюсь… (долгая пауза) горя, отчаяния, смерти. Может, этот страх родился тогда, когда из жизни ушли мои родители, которых я безумно любила и старалась оберегать. Папа умер на руках у мамы, а мама — на моих. Я верю в Бога и каждый день благодарю его. Я люблю жизнь, я оптимистка, поэтому даже когда меня посещают грустные мысли, стараюсь их гнать. Это будет завтра, говорю себе, а сегодня…

Когда человек счастлив, время летит особенно быстро. Я научилась радоваться всему: восходу, закату, встрече с близкими и друзьями.

- Счастливый вы человек!

- Для меня счастье, когда рядом любимый мужчина и дочь. Любовь, даже неразделенная, окрыляет. Мне повезло. Моя любовь взаимна, а, значит, я еще так много могу сделать!

474

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів