Волынская «дюймовочка», которая при рождении весила 650(! ) граммов, за четыре с половиной месяца выросла на 18 сантиметров и поправилась почти на три килограмма
«ФАКТЫ» в апреле рассказывали об этом удивительном случае. «Дюймовочка» появилась на свет 27 марта нынешнего года в Нововолынске Волынской области. Малышка весила всего 650 граммов, а ее рост составлял 32 сантиметра! По словам заведующего Неонатологическим центром областного детского территориального медицинского объединения Николая Гнатива, на Волыни такой крошечный младенец родился впервые. Девочка свободно помещалась на ладони. Сказать с уверенностью, останется ли она жива, никто не брался. Тем не менее, несмотря на то что роды у мамы были преждевременные, кроха выкарабкалась. На днях Настеньку выписали домой.
«Катетеры, которые мы используем для других детей, для Настеньки оказались велики»
- Дела у Настеньки идут хорошо, на момент выписки она уже весила 3 килограмма 250 граммов при росте 50 сантиметров, — говорит врач-неонатолог Неонатологического центра областного детского территориального медицинского объединения Елена Мельничук. — Хотя родилась самой незрелой и маленькой из всех пациентов нашего лечебного учреждения. Для своего возраста (а сейчас ей четыре с половиной месяца) крошка несколько отстает в развитии, но если вспомнить обстоятельства, при которых она появилась на свет, то можно смело говорить: малышка неплохо развита. Кроме всего прочего, Настя избавилась от легочных проблем, уверенно прибавляет в весе — у нее хороший аппетит. Улыбается всем, фиксирует взгляд на игрушках, среди которых у нее уже появились любимые, с интересом смотрит в окно. Не на все предметы она реагирует одинаково. Рядом с ней всегда находилось много игрушек, даже в кувезе. Удивительно было наблюдать, как девочка, взрослея, но еще находясь на искусственном дыхании, с любопытством рассматривала кислородную маску, изготовленную из прозрачного материала золотистого оттенка. Очевидно, яркие цвета привлекали ее внимание. Если масочку слегка отодвигали от Настеньки, она тут же начинала искать ее взглядом, причем осознанно. Инна, мама Насти, по этому поводу шутила: подарите нам эту масочку, когда будете выписывать
А начиналось все, по словам врачей, далеко не так оптимистично.
- 27 марта, получив сообщение, что в Нововолынске родилась девочка с критической массой тела, мы с Еленой Андреевной в составе выездной бригады неотложной помощи и интенсивной терапии сразу же отправились туда, — вспоминает заведущая отделением анестезиологии новорожденных и недоношенных детей областного детского территориального медобъединения Оксана Чопко. — Местные специалисты оказали малышке первую помощь, но выходить девочку было возможно только в нашем отделении, где есть современное оборудование. В Луцке мы поместили ребенка в специальный инкубатор, в котором постоянно поддерживается необходимый температурный режим (в первые дни — 36 градусов, позже — 33 градуса тепла), а также влажность воздуха, что особенно важно, ведь у таких детей кожа не способна удерживать жидкость, поэтому они быстро теряют вес. Настя сначала похудела на 20 граммов (ее минимальный вес составил 630 граммов), а затем благодаря правильно подобранному лечению и питанию стала поправляться. Кормили малышку через зонд: по семь миллилитров (это меньше чайной ложечки) каждые два часа. Постепенно количество пищи увеличивали. Девочка была такой маленькой, что катетеры, которые мы обычно используем для других детей, для нее оказались велики.
- Тот день запомнился мне в мельчайших подробностях, — рассказывает Елена Мельничук. — Мы с Оксаной Ивановной приехали на вызов в Нововолынск через несколько часов после рождения Насти. Застали ребенка в крайне тяжелом состоянии. В Луцк девочку транспортировали в реанимобиле после специальной подготовки, подключив к аппарату искусственного дыхания. Ей непрерывно внутривенно вводили растворы, поддерживающие работу сердечно-сосудистой системы. К счастью, в пути обошлось без осложнений. Но самое трудное ожидало нас впереди: предстояла долгая и упорная борьба за жизнь девочки.
«Несколько раз мы теряли надежду, но малышка чудом выкарабкалась»
- Практически все органы и системы нашей крошечной пациентки не были готовы к жизнедеятельности, — продолжает Елена Андреевна. — Девочка долго не усваивала пищу, поэтому первое время ее кормили внутривенно специальными питательными растворами. Когда начали давать молоко матери, желудочно-кишечный тракт забастовал: не хотел принимать пищу, выбрасывая ее обратно. А подобные состояния у незрелых детей очень опасны, так как могут дать серьезные осложнения. Кроме того, такие новорожденные, как правило, склонны к заражениям различными микроорганизмами, в том числе к сепсису. Иммунитет у них практически нулевой, поэтому инфекции переносятся тяжелее обычного. По этой причине нам пришлось назначить Настеньке широкий спектр антибиотиков.
Не скрою, несколько раз мы теряли уже надежду на спасение бедняжки. Иногда казалось, что Настенька вот-вот уйдет в мир иной, но малышка чудом выкарабкивалась. Поразительно, как сильно она хотела жить! К примеру, были моменты, когда, несмотря на искусственное раздувание легких (в общей сложности на аппаратном дыхании девочка пробыла почти два месяца), дыхательная функция не обеспечивалась. Падало насыщение крови кислородом, и у Насти наступало состояние кислородной недостаточности. А это, кроме всего прочего, отрицательно отражалось на работе сердца и центральной нервной системы. Были также перепады в составе крови: резко повышался или, наоборот, падал уровень сахара. Прыгал гемоглобин, следствием чего является анемия.
К счастью, проблемы Настеньки удалось успешно решить. Мне кажется, что в спасении девочки важную роль сыграло отношение к ней родителей. По всему видно, насколько она желанный ребенок в семье. Особенно поражает контакт между матерью и дочерью. Инна все четыре с половиной месяца, пока они находились в больнице, была рядом. Они так близки, что буквально не могут друг без друга! Настя настолько положительно реагирует на маму (внимательно слушает, улыбается), что просто диву даешься. Все это, конечно, радует. Теперь главное — контроль за состоянием здоровья Настеньки. Родителям придется привозить к нам дочку на обследование. При необходимости назначим амбулаторное или стационарное лечение. В случае выполнения этих условий с малышкой все будет хорошо.
Если бы девочка родилась не преждевременно, родители получили бы законные восемь тысяч гривен
- Дочка родилась на католическую Пасху, а это хороший знак, — говорит мать Настеньки, 25-летняя жительница Нововолынска Инна Алехина. — Мы с мужем давно мечтали о ребенке, но четыре мои предыдущие беременности заканчивались трагически. Врачи выявили у меня отслоение плаценты. Это заболевание почти не поддается лечению. Необходима операция, но неизвестно, поможет ли она. Четыре года назад (это была третья беременность) я родила семимесячного мальчика, который весил 1 килограмм 250 граммов. Сначала вроде бы все шло хорошо: малыша поместили в кувез, за состоянием ребенка следили специалисты. Но вскоре у сына развилось тяжелое осложнение, и он умер. Следующего ребенка я доносила лишь до четвертого месяца. После этого мы с мужем прошли комплексное обследование в Луцке. Выяснилось, что у меня инфекция, да к тому же аллергия на медикаменты. Потом еще долго лечилась. Забеременев в пятый раз, очень боялась потерять ребенка, выполняла все назначения врачей, но в конце пятого месяца мне вдруг стало плохо: ни с того ни с сего потемнело в глазах. Пришлось вызывать «скорую». Спустя несколько дней, уже в нововолынской больнице, у меня открылось кровотечение — врачам пришлось срочно делать кесарево сечение. Операция была тяжелой, длилась полтора часа. Ребеночек был жив, и наши врачи вызвали специалистов из Луцка.
По словам матери Настеньки, в первые недели к дочке ее пускали дважды в день. На руки брать не разрешали. Кувез врачи открывали только для того, чтобы сделать девочке необходимые процедуры, покормить, поменять подгузник. Но Инна со своей малышкой все равно общалась. Через стекло. Радовалась активности крохи, наблюдая, как она двигает ножками и ручками, пытается поворачивать головку и сразу узнает маму. Стоит только заговорить с ней — открывает глазки, шевелится. А однажды даже заплакала — тихонечко, но так красиво!
Сейчас Настенькины родители с радостью отмечают, как выросла их девочка. Папа Сергей признался, что сначала ему было страшно держать на руках маленького беспомощного человечка. Мужчина счастлив, что наконец-то стал отцом и самое опасное для его доченьки уже позади. Это счастье не омрачило даже то грустное обстоятельство, что Алехиным не приходится рассчитывать на материальную поддержку со стороны государства. Ведь Настенька появилась на свет всего за три дня до введения в действие Указа Президента о предоставлении помощи при рождении ребенка. Родилась-то она преждевременно. То есть, если бы она появилась на свет в срок, родители получили бы свои законные восемь тысяч гривен. В итоге же им довелось влезать в долги, чтобы оплатить дорогостоящее лечение. И неизвестно теперь, когда молодой паре удастся рассчитаться с кредиторами. Благо, мир не без добрых людей, среди которых и директор предприятия, на котором работает Сергей Алехин. Значительную часть затрат взяла на себя областная детская больница. К сожалению, как отметила Елена Мельничук, полностью обеспечить лечение медицинское учреждение пока не в состоянии из-за недостаточного государственного финансирования.
429Читайте нас у Facebook