Чтобы обезопасить пассажиров технически неисправных столичных маршруток, инспекторы гаи снимают с машин номера и возвращают их лишь после устранения всех недостатков
Все чаще в дорожно-транспортных происшествиях страдают пассажиры маршруток и автобусов. Недисциплинированность, как оказалось, присуща и водителям общественного транспорта. Многие из них, превышая скорость или выезжая на встречную полосу, кажется, не осознают, что везут в машине 20, а то и 60 человек. Пассажиры же становятся порой жертвами не только подобной бесшабашности и непрофессионализма шоферов, но и безответственности тех, кто контролирует техническое состояние выпускаемых на линию машин.
- Недавно мы провели специальную операцию «Автобус», — рассказал «ФАКТАМ» заместитель начальника управления ГАИ Киева Александр Пидшморга. — За месяц инспекторы составили почти восемь тысяч(!) протоколов о совершенных водителями маршруток нарушениях Правил дорожного движения.
Как оказалось, труднее всего побороть привычку водителей останавливаться где хочется, иногда просто среди проезжей части дороги. Остановки во втором или третьем ряду для высадки или посадки пассажиров создают множество неудобств другим автомобилистам, а порой становятся причиной аварий. Да и человек, выходящий из автобуса посреди дороги, рискует попасть под машину Другое самое распространенное нарушение — проезд на красный свет. За месяц попалось на этом почти тысяча водителей маршруток. Некоторые затем сетовали инспекторам на яркое солнце, которое мешало рассмотреть сигналы светофора, но многие сознавались, что решили просто побыстрее проскочить перекресток. Наверное, желание заработать побольше заставляет водителей автобусов превышать скорость. Иногда, по словам сотрудников ГАИ, в два-три(!) раза. Бывало даже, сами пассажиры требовали прекратить сумасшедшую езду.
- Большинство водителей маршруток — иногородние, зачастую с минимальным стажем работы и без навыков езды в большом городе, — отмечает Александр Михайлович. — Но работодателей эти нюансы не смущают. Бывает, уволили такого шофера из одного автопарка за частые нарушения правил, а его тут же взял к себе другой перевозчик. На руку лихачам и нынешние штрафы, и порядок их взыскания. Все, что может инспектор ГАИ, остановив маршрутку, — это составить админпротокол, который со временем рассматривает суд. Нарушителю грозит штраф до 17 гривен или предупреждение. А если водитель, работающий в столице, живет в другой области, то неизвестно, успеет ли суд рассмотреть дело в течение двух месяцев и понесет ли виновный наказание. ГАИ Киева предложила городским властям, прежде чем заключать с перевозчиком договор, предусмотреть обязательный срок стажировки иногородних водителей. Ведь нередко такое «обучение» длится день-два.
К сожалению, многие перевозчики не особо следят за дисциплиной своих подопечных. Нередко предусмотренные законом ежедневные медицинские освидетельствования водителей перед рейсом и проверка технического состояния машин проводятся формально, и никто не может гарантировать, что машина выехала исправной, а сидящий за рулем водитель трезв. Неудивительно, что при таком слабом контроле автоинспекторы во время операции «Автобус» задержали пять водителей маршруток подшофе Лишит ли суд нарушителей водительских прав, пока не известно.
- Мы периодически наведываемся рано утром в автохозяйства, — говорит старший госавтоинспектор ГАИ Деснянского райуправления Киева майор милиции Борис Богославец. — Ни врача, ни механика на месте часто не бывает. Останавливаешь через несколько минут на маршруте первый микроавтобус, а у него есть все необходимые отметки о медицинском освидетельствовании и технической исправности машины. Оказывается, проштамповали путевки накануне вечером! Проверяешь машину, а резина на колесах абсолютно «лысая», тормоза неисправны. Эти вопиющие нарушения чреваты тяжкими последствиями! На мокрой дороге машина с такими шинами становится, по сути, неуправляемой. Недавно на Броварском шоссе маршрутка по этой причине буквально «легла» на правую сторону. К счастью, люди в тот раз не пострадали.
На Лесном массиве на днях проверили 544-й маршрут и в течение получаса запретили эксплуатацию четырех машин. На трех из них, к примеру, были газобалонные установки, но документов на переоборудование микроавтобуса и соответствующих гарантий безопасности не оказалось. Как можно возить людей на таких машинах?
С технически неисправных маршруток инспекторы снимают номерные знаки. Возвращают их водителю лишь после устранения неисправностей и повторной проверки на станции диагностики ГАИ. Подобными мерами можно хоть как-то обезопасить пассажиров. Поэтому ГАИ решила усилить проверку технического состояния автобусов. Многие инспекторы признаются: перед началом проверок они отключают мобильные телефоны, чтобы их не беспокоили покровители перевозчиков с просьбами решить проблему, не снимая номерных знаков.
- Наша позиция жесткая и однозначная: маршрутки должны быть в идеальном состоянии, — говорит Александр Пидшморга. — И поблажек здесь не будет, а проверки микроавтобусов станут более скрупулезными и частыми, ведь никто не имеет права рисковать жизнью пассажиров.
367Читайте нас у Facebook