ПОИСК
Культура та мистецтво

«высокий блондин» пьер ришар: «родители хотели, чтобы я стал нотариусом или адвокатом»

0:00 17 серпня 2004
Інф. «ФАКТІВ»
К своему 70-летию знаменитый актер осуществил давнюю мечту -- сыграл Робинзона Крузо

Неужели этому «высокому блондину» уже 70? Не верю. И не только я. Сценарий празднования юбилея пока неизвестен, но свои дни рождения (которые, кстати, он просто ненавидит) знаменитый француз традиционно отмечает с женой и друзьями в своем загородном поместье, где всех угощает вином «Шато Бель-Эвек» собственного производства.

Еще в школе он часто говорил себе: «Все или ничего!» Может, благодаря этому все у него и получается. Пьер Ришар -- натура противоречивая: сентиментальный романтик и приземленный реалист, аристократ и бродяга, авантюрист и здравомыслящий, удачливый руководитель собственной фирмы «Фиделина-фильм», комик и трагик, а также большой любитель анекдотов, которых знает, как утверждает, более ста тысяч.

В кино, принесшее ему бешеную популярность, Ришар попал относительно поздно -- в 33 года. И лишь несколько лет назад он вдруг понял, что пора возвращаться к «живой» публике -- в театр, где больше вероятности сыграть то, что хочется. А хочется многое: и чеховского дядю Ваню, и шекспировского короля Лира, и булгаковского Шарикова (ему всегда хотелось сыграть собаку, хотя теперь он говорит об этом с иронией: «Правда, сейчас эта собака постарела»). А его близкий друг Жерар Депардье мечтает увидеть его в роли героя Достоевского.

Недавно Пьер Ришар сыграл в двух спектаклях -- триллере и мюзикле, а также в моноспектакле «Как рыба без воды» по собственным мемуарам «Обмануть память». Последняя его кинороль -- Робинзон Крузо, на которого он и в жизни очень похож, особенно с годами, недаром сам себя называет «веселым пессимистом». А если вспомнить, что этого благополучного француза многие годы магнитом «притягивал» культовый революционер Че Гевара, о котором он снял авторский документальный фильм «Расскажите мне о Че», то понятно, что в этом рыжем симпатяге живет бунтарский дух, который время от времени пытается найти выход. Но какие бы новые роли ни сыграл Ришар, он все равно остается для нас «высоким блондином» -- настоящим французом, любящим вино, женщин и жизнь вообще.

РЕКЛАМА

Ришар пригласил нас для беседы в свою парижскую квартиру, был необычайно серьезен и философичен. Хорошо знающие его люди говорят, что это его обычное состояние…

«Мама в моем воспитании допустила одну ошибку»

-- Мсье Ришар, правда, что люди, занимающиеся комедией, в жизни довольно грустные? Вы сами когда-то заметили, что комедиографы часто говорят серьезные вещи.

РЕКЛАМА

-- Во Франции считается, что юмор -- это воспитанность отчаяния. То есть единственное, что остается у человека, когда уже ничего не остается. Например, «достать» тех, кто при власти, можно только юмором. Вот за этот универсализм я и люблю его.

-- Пожалуй, нет статьи, в которой бы не писалось, что Пьер Ришар стал актером вопреки воле своей семьи и, в частности, дедушки -- богатого, сурового аристократа-промышленника. Вам не надоело это читать?

РЕКЛАМА

-- Но это правда. Я, действительно, не был запрограммирован на актерство. Родители хотели, чтобы я стал нотариусом или адвокатом. Но мама в моем воспитании допустила одну ошибку. Она любила, когда при гостях я что-нибудь декламировал, и практически каждый званый обед заканчивался моим выступлением. Чаще всего я читал отрывки из «Сирано де Бержерака». Кстати, именно дед как-то сказал моей маме, что я единственный из нашей семьи добьюсь заметного успеха. Семь или восемь лет я провел в закрытом пансионе, где мог отличиться лишь тот, кто силен физически или интеллектуально. Я не принадлежал ни к тем, ни к другим, но быстро сообразил, что умение смешить тоже помогает обратить на себя внимание.

-- Вы долго работали в театре, где в свое время блистал Жерар Филип. Верите в энергетику театра?

-- Энергетика театра, действительно, очень важна, как и профессионализм. А в Народном театре знаменитый Жан Виллар, даже набирая статистов для массовки, предъявлял к ним суровые требования. Скажем, брал юношей не ниже 1,80. И я, тогда еще студент театральной школы, подошел именно по этому критерию. А Жерара Филипа я помню, он был удивительно простым и доброжелательным человеком. И совсем не чувствовал себя звездой, хотя был выдающимся актером. Его присутствие было настолько ощутимым, что даже через много лет я каждый раз, услышав звуки трубы, заменяющие в этом театре традиционный звонок, снова переживаю волнение, которое испытывал тогда перед выходом на сцену. К сожалению, кино надолго лишило меня непосредственного контакта с публикой, который возможен лишь в театре.

«Я ленивый, поэтому снимаюсь не чаще раза в год»

-- Кинокритики пишут, что вы придерживаетесь каких-то особых актерских принципов. Например, в год никогда не снимаетесь больше, чем в одном фильме.

-- Во-первых, я ленивый, поэтому снимаюсь не чаще раза в год. Во-вторых, привык тщательно готовиться к съемкам. А для этого необходимо время. Хотя, бывало, снимался и в двух фильмах в год. Но, как правило, мне вполне достаточно одного.

-- Хотя вы очень заняты как актер, почти в самом начале карьеры занялись еще и продюсированием. Почему?

-- Поняв, что под мое уже известное актерское имя постановщикам дают деньги, я организовал собственную продюсерскую компанию. Если я плохо сыграл, то недоволен только собой, но если фильм плохой по вине других, меня это постоянно мучает. Потому я и решил все взять в свои руки.

-- И после этого вы говорите о лени? Кстати, вы же еще и играете в театре, сочиняете песни, пишете книги. Где находите на это время, а главное, для чего вам это?

-- Кроме того, что все это меня обогащает как творческого человека, мне просто это нравится. Я таким образом развлекаюсь и считаю, что это проходные, незначительные, занятия. Так вдруг возникло желание написать воспоминания для собственных детей -- сел и написал. Мой приятель, прочитав рукопись, сказал, что нужно ее издать. Потом начал писать песни. Многим они нравятся. Но все это делается спонтанно, для собственного удовольствия. Я вообще редко делаю что-то обдуманно и по плану, пожалуй, только снимаюсь в кино.

-- Говорят, в жизни вы полная противоположность своим нелепым и беззащитным героям. Собранный и принципиальный в делах…

-- Ни то, ни другое. Нельзя сказать, что я глуповатый и наивный, как большинство моих героев, но и не настолько жесткий. Во мне все это намешано, как в коктейле. Но если я чем-то занимаюсь, то полностью на этом концентрируюсь. И уже ничего и никто не может меня отвлечь.

-- Одно время вы жили на барже в центре Парижа. Это помогло вам почувствовать быстротечность времени, которое так похоже на течение воды?

-- Вы правы. Наверное, именно ощущение быстротечности времени и заставило меня покинуть баржу. Я ведь десять лет прожил на Сене, а тут, где мы сейчас разговариваем, был мой офис. Как-то я подумал, что для офиса здесь чересчур красиво, и переселился сюда. С тех пор время как-будто остановилось, не уплывает, как вода сквозь пальцы.

-- Как-то в одном интервью вы сказали: «Смех -- это не счастье, но уже его предчувствие». Что вы имели в виду?

-- Для меня счастье прежде всего связано с внутренней гармонией. И никогда -- с деньгами. Я знаю многих богатых людей, которые чувствуют себя несчастными. А смех -- это лишь один из способов очиститься от жизненных «шлаков» и пережить неприятности. Кроме того, для меня очень важно ощущение хорошо сделанного дела.

«Дайте ему стакан для горчицы, возможно, тогда он прекратит бить дорогие бокалы»

-- Мсье Ришар, а вам часто приходилось, как вашим симпатичным героям, попадать в нелепые ситуации?

-- Как ни странно, чаще всего такие ситуации возникают именно в жизни. Я всегда стараюсь запомнить все, с чем сталкиваюсь в реальности, и потом использовать это в фильмах. В молодости со мной был такой случай. Родители давали большой праздничный ужин, на котором в чудесных хрустальных бокалах подавали очень старое и дорогое вино. Я, решив показать свою аристократичность, говорю: «Какое чудесное вино!», и при этом нечаянно зацепил бокал. Он упал и разбился. Вино разлилось по белоснежной скатерти. Мне снова принесли бокал, налили вина, и я, как бы оправдываясь, произнес: «Я ведь ничего не делал, а лишь сказал, какое чудесное вино». И, растерянный, показал, как это случилось. И снова разбил бокал. Мама не выдержала и сказала: «Дайте ему стакан для горчицы, возможно, тогда он прекратит бить дорогие бокалы». Этот случай я использовал в своем первом фильме «Рассеянный».

-- Как вы думаете, существует сценарий человеческой судьбы?

-- Я бы не хотел в это верить, потому что, если все уже предопределено, зачем работать и страдать. Тогда это просто неинтересно. Я считаю, что судьбу каждый формирует сам. Хотя время от времени возникают ситуации, когда мы уже не можем «писать» свой сценарий.

В личной жизни Пьер Ришар так же противоречив, как и во всем остальном. В юности он был влюблен в Марину Влади, скорее не в реальную женщину, а в образ славянки. Женился на французской балерине, которая родила ему двоих сыновей. После развода влюбился в актрису, затем в молоденькую марокканку Айше, и вот уже несколько лет он со «своей бразильянкой», топ-моделью Сейлой, которая участвовала в показах всех известных кутюрье в Европе, а сейчас, отойдя от Высокой моды, увлекается бижутерией. Несмотря на свое латиноамериканское происхождение, Сейла спокойная, уравновешенная, доброжелательная молодая женщина, а, говоря о муже, просто расцветает в улыбке: «Ришар был настолько непохож на всех мужчин, которых я знала до этого, с какой-то сумасшедшинкой, что он и меня свел с ума». А сам актер так говорит о себе: «Мне уже не 30 и даже не 40, но в душе я еще тот повеса. Но только в душе… »

-- Вы не возражали, когда ваши сыновья Кристоф и Оливье решили связать свою жизнь с искусством?

-- Я вообще старался не вмешиваться в их жизнь, в том числе и в выбор профессии. И когда они стали музыкантами, я был доволен, так как это нравилось им. Мы даже вместе работали, например, в спектакле «Страсти по Ришару». Они написали музыку к одному из моих последних фильмов.

Мсье Ришар сам выбрал фирменный типаж взлохмаченного и вечно попадающего в передряги недотепы, который и сделал его знаменитым. Но однажды грузинский режиссер Нана Джорджадзе предложила ему совершенно иной образ, разглядев в актере человека тихого, грустного и одинокого. Такой Ришар в «1001 рецепте влюбленного кулинара».

Этому фильму актер обязан и своим сегодняшним имиджем -- бородой и усами. А случилось это так. Муж Наны, известный режиссер и сценарист Ираклий Квирикадзе, написавший сценарий «Влюбленного кулинара», был категорически против приглашения актера с такой «легкомысленной» внешностью, как у Пьера Ришара. Но не зря говорится: не было бы счастья, так несчастье помогло. Ришар сломал ногу и, отсиживаясь в своем загородном доме, пригласил Нану и Ираклия в гости. За время болезни он зарос бородой, и когда Ираклий его увидел, то сказал, что это именно то, что надо для фильма. Самому актеру так понравился его новый облик, что он решил не менять его и в жизни. Аристократ Ришар снимался в Грузии, не ропща на сложные бытовые условия -- ведь там часто не было ни воды, ни отопления. И он просто «закипал» на съемочной площадке, когда ни с того ни с сего массовка начинала петь, и работа надолго останавливалась. Или все вдруг, наплевав на съемки, шли пить молодое грузинское вино. Однако уже после окончания съемок, ностальгически вспоминая этот период, Ришар говорил, что в нем порою «проклевывается» грузинская натура. И когда узнал, что Джорджадзе-Квирикадзе начинают съемки фильма «Двадцать семь потерянных поцелуев», сам позвонил и напросился играть, даже не читая сценария. Роль чудаковатого капитана была написана специально для него. Пьер Ришар сыграл ее с блеском.

-- Съемки в фильме Наны Джорджадзе «1001 рецепт влюбленного кулинара» сыграли какую-то роль в вашей артистической судьбе?

-- Я очень люблю этот фильм, да и следующий, сделанный с Наной и Ираклием. Честно говоря, я уже не находил себе места в комедии 90-х, и сразу же согласился с ними работать. Эта роль действительно привнесла в мою жизнь что-то новое, недаром фильм номинировался на «Оскара». Не хочется стоять на месте. В моем влюбленном поваре и поэзия, и романтизм, и комедия, и трагедия. В общем, наверное, как и во мне самом…

 


329

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів