ПОИСК
Культура та мистецтво

Скандальный московский художник никас сафронов: «купив пентхаус с видом на красную площадь за миллион долларов, сижу в пустой квартире и коплю деньги на мебель»

0:00 31 травня 2003
Інф. «ФАКТІВ»
На содержание законнорожденных и внебрачных детей известный российский Казанова ежемесячно тратит 30 тысяч долларов

Никас Сафронов скандалов не устраивает. Но вся его биография -- один сплошной эпатаж. Когда-то провинциальный паренек из Ульяновска разгружал вагоны и работал дворником, а теперь олигархи стоят в очередь, чтобы он одарил их портретом. Он пишет не только президентов (хотя их в его архиве уже дюжина), но и губернаторов, министров, мэров и промышленников. Он пишет (и объясняется в любви) не только Софи Лорен, Анни Жирардо, Лиз Тейлор, но видит божественную красоту и в обычных женщинах. Он любвеобилен, о чем охотно рассказывает журналистам. Потому что публичность и скандальность -- залог успеха его профессии. Профессии светского художника. «ФАКТАМ» Никас Сафронов рассказал о своем стиле жизни: точнее, о гонорарах и расходах, женщинах и подарках от первых лиц государства.

«Хожу без галстука даже к английской королеве»

Сидим с Никасом в ресторанчике и рассуждаем о нынешней дороговизне.

-- Вот купил я себе этот пентхаус в Брюсовом переулке, -- говорит художник. -- 550 метров, по три тысячи квадратный метр, это около миллиона долларов (часть помещений я купил по другой цене как технические). Теперь вот коплю на мебель! Не могу сразу всю эту громадину обставить. Да и ремонта там еще нет. Зато вид из окна -- на Красную площадь, на храм Христа Спасителя да и на всю Москву! Этот дом -- в трех минутах от Кремля. В 1935 году его построил наш знаменитый архитектор Щусев. Это, кстати, был первый творческий «кооператив». Там в свое время жил Марис Лиепа. Сейчас квартира принадлежит его сыну Андрису, но сам он в Москве не живет -- кому-то сдает. Еще тут жили знаменитые актеры -- Василий Москвин, Василий Качалов, Леонид Леонидов, балерина Екатерина Гельцер. Я купил еще цокольный этаж, где сделал студию и спаленку, там и живу. Дизайн сам буду разрабатывать -- есть планы на японскую стилистику. В двухэтажном пространстве весь верхний этаж будет прозрачным, стеклянным.

Вы себе не представляете, сколько денег у меня в месяц уходит! Вот один президент заказал портрет -- денег не заплатил, а я на дорогу потратился ой-ой-ой! Потом -- женщины. Они нам дарят детей, а мы им дарим деньги. Каждый месяц причем. На всех официальных и неофициальных детей и жен уходит тысяч тридцать в месяц, еле свожу концы с концами. Сын Стефано и жена Франческа живут в Лондоне, сын ходит в колледж вместе с отпрысками членов королевской семьи. Да еще постоянно женщины звонят и говорят: у меня от тебя сын, ему столько-то лет. Оказывается, все эти годы не звонили, потому что не нуждались. А теперь деньги стали нужны. И я даю, хотя запутался во всех своих внебрачных детях.

РЕКЛАМА

Единственное, не люблю тратить много денег на одежду: за 10 тысяч ничего не покупаю. Это нужно лишь иногда. Перед встречей с Тэтчэр в Лондоне мой друг Багиров, президент нефтяного клуба, уговорил меня купить костюм со скидкой в 50 процентов или в 70 -- за три тысячи долларов! Вообще люблю носить простые хлопчатобумажные вещи. Ненавижу стрелки, галстуки! Когда я писал Алиева, он сказал: «Я чувствую, что вам мешает галстук, он вас душит!» Я говорю: «Да, я умираю! Но не могу же вам отказать!» Он говорит: «Никас, никогда больше не надевай» -- и все. Даже когда я встречался с английской королевой, был без галстука.

Поскольку часто Никас денег за картины не просит, особенно если сам проявляет инициативу, он свои работы попросту дарит. В ответ ему тоже дарят подарки. Их у художника много, и все они сдобрены историями о знаменитых моделях, позировавших Сафронову.

РЕКЛАМА

-- Дары у меня не накапливаются, -- продолжает Никас. -- Так как я человек восторженный, то обычно раздариваю все другим. У меня были зеркальные часы от Софи Лорен, она подарила мне их в 1989-м! Есть золотые часы, подаренные Карденом. Однажды Пьер Карден сказал мне: «Никас, вы знаете, что вы гений?» Я сказал ему: «Спасибо, мэтр. Вы все так говорите!» «Ну как вам доказать?», -- переспросил он и снял со своей руки золотые часы! Я стал их носить очень добросовестно, каждый день, пока знакомый не перевел мне надпись, выгравированную сзади на корпусе: «Эксклюзивный вариант. Единственные в мире. Для Пьера Кардена. Швейцария». Когда оценил эти часы, оказалось, что они стоят тысяч 75. Потом их украл мой помощник -- просто залез в квартиру, подделав ключ. Меня вообще все время обкрадывают, даже коллекцию икон, в том числе бесценные работы Рублева, увели. Поэтому мои картины застрахованы на 5 миллионов долларов и в новой квартире стоит сигнализация.

Заказчики дарили мне немало забавных вещей: голландский ковер, на котором была выткана моя картина, кальян из чистого золота, стеклянный шар за 4 тысячи долларов.

РЕКЛАМА

«Гейдар Алиев подарил мне джип, а президент Турции Сулейман Демирель -- шахматы из драгоценных камней»

-- Президент Эквадора подарил мне инкрустированную шкатулку, -- рассказывает Никас Сафронов, -- где лежали сигары, подаренные ему в свою очередь Фиделем Кастро (тот каждый месяц передает ему свои личные 10 сигар).

Вообще, все, как один, президенты, дарят часы: Путин -- наручные, золотые, Буш -- простенькие.

Гейдар Алиев подарил мне джип «лэнд ровер», президент Турции Сулейман Демирель -- шахматы из драгоценных камней.

Тина Тернер подарила золотое сердечко, которое сняла с шеи. Не в пылу любовной страсти, а в благодарность за портрет. Дайана Росс -- огромный букет цветов. Она была так по-детски в меня влюблена, когда я возил ее на ржавой дребезжащей «копейке» по Москве, и наотрез отказалась ехать в длинном «Линкольне» следом за мной.

Никас увлеченно водит автомобиль. И продолжает водить -- несмотря на недавнюю автокатастрофу, в которой джип «Мерседес» был смят в лепешку. «Теперь, -- говорит художник, -- принципиально куплю «BMW», правда, тоже джип». Это уже больше, чем привязанность, это момент престижа.

Тяжелой повинностью, также связанной со своим звездным статусом, Никас считает хождение по вечеринкам. «Настал такой исторический момент, когда мой уровень поднялся до свадебного генерала. Например, президент нефтяной компании говорит: «Никас, уважь!» Но у меня -- день рождения близкого друга. А президент умоляет: «Окажи мне эту честь! Пришлю за тобой «роллс-ройс», только появись». Приходится идти.

В то же время вечеринки для художника еще и источник знакомств. На одной из них, устроенной в 1989 году в Милане, Клаудио Лукини, директор журнала «Вог», представил его любимой актрисе, боготворимой художником Софи Лорен. С удовольствием захаживает он и в закрытые клубы, куда ходят его самые знаменитые клиенты -- президенты.

-- Я бываю в закрытом клубе «Монолит», который посещают Ельцин и Лужков, супруга Путина и сам президент. Из людей искусства туда пускают только Башмета и Ростроповича. Там встречаются люди, которые не желают суеты или суматохи вокруг своей персоны. Они там обедают, хотят, чтобы их дети отдыхали, ели, разговаривали… Недавно я познакомился там с конгрессменами США, которые купили у меня сразу много картин.

Президента Америки я рисовал карандашом, его жену -- тоже. Буш прислал мне благодарственное письмо за картину, которую мы вручили ему вместе с Путиным.

«Для своего портрета моей кисти Алла Пугачева оборудовала специальную комнату в доме»

За право подарить Путину его портрет сражались несколько претендентов. Торг начался со ста тысяч долларов. Конкурировали Березовский, Гусинский, команда Алиева (сам Алиев был не в курсе) и многие другие. Победил Рэм Вяхирев.

Сами президенты к Никасу, понятное дело, не обращаются. Протокол не позволяет. Звонят уполномоченные люди и говорят, что, мол, президенту было бы приятно, если бы вы заехали. Не придти нельзя, да Сафронов и не может не приходить: рисовать первых лиц государства для него уже даже не хобби и не фирменный стиль, это скорее трудовые будни.

Случаются и весьма оригинальные заказы. В Эквадоре, к примеру, существует традиция рисовать президентский портрет за год до его отставки. После нескольких попыток местные живописцы увековечили главу государства не так, как хотелось бы заказчику. И тогда вызвали Никаса. Случается, заказчик хочет сделать кому-то подарок. Так, портрет Леонида Кучмы приобрел Черномырдин, после чего преподнес в дар украинскому Президенту. Знаменитую картину «Метаморфозы музыки» -- портрет Аллы Пугачевой -- выкупил некий нефтепромышленник и преподнес в дар певице. «Алла Борисовна была тронута и оборудовала для портрета в доме специальную комнату с освещением и музейными приборами, поддерживающими температуру, похожую на молельню», -- гордится Сафронов.

Писал Никас и короля Испании Карлоса, а сейчас ему предложили взяться за вереницу новоиспеченных нобелевских лауреатов: есть идея вручать им вместе с премией и свеженький портрет «от Сафронова». А поскольку последний с фотографий не рисует, придется гоняться за учеными мужами и в сжатые сроки, за полтора месяца, выполнять план.

Никас подвержен и модным веяниям -- вслед за московскими актерами и режиссерами открывает ресторан.

-- Сейчас я осваиваю профессию ресторатора, -- говорит художник, -- мне предложили заняться этим бизнесом и дать имя ресторану на Маяковке. Я претендую на создание дизайна, а кухней предоставляю заняться совладельцам. Мое эксклюзивное блюдо, приготовленное однажды для Олега Янковского, пришедшего ко мне с бодуна, -- манная каша с коньяком.

Московский Казанова хотел написать книгу о своих отношениях с известными женщинами, но потом все эти главы из недавно вышедшей «Анатомии скандала и успеха» убрал, оставив только простых смертных и любови школьного возраста. Сортировал их по значимости чувств. «Все-таки в 16 лет я любил сильнее, хотя и безвестную дурнушку». Но кое-что сердцеед все же рассказал.

-- Когда я вручал Мадонне набросок, она посмотрела на меня подозрительно, будто размышляя: не могу ли я быть ее очередной пассией. Но так как я не говорил по-английски, вскоре ей надоело общаться через переводчика. И лишь для фотографии она решилась положить мне голову на плечо.

Я дружу с Таней Васильевой, она была влюблена в меня, даже развелась из-за этого. У меня немало ее портретов, в том числе и обнаженной. Мы с ней встречаемся, если можно так сказать, на протяжении десяти лет. Встречаемся очень странно. Можем поехать в Испанию и, вернувшись, сказать: позвони мне завтра. И можем два года не видеться. А потом спонтанно поехать в путешествие. Так мы побывали в Турции, в Карловых Варах, в Париже. Жалею, что сейчас не общаюсь с Леной Кореневой, с которой снялись для «СПИД-Инфо» обнаженными. Я уговорил ее запечатлеть молодость. Хорошо, что не вступил в контакт с Лолитой из «Академии». В том смысле, что мы, не встречаясь, перешли в разряд друзей.

 


1394

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів