Выпивая со своими жертвами рюмочку за успех безнадежного дела, киноактер из ганы, признанный украинским судом мошенником, частенько запевал: «ти ж мене пiдманула, ти ж мене пiдвела»
В феврале прошлого года «ФАКТЫ» опубликовали материалы собственного расследования -- о деятельности в Украине артиста по профессии и комбинатора по призванию гражданина Ганы Анума Дорхусо Адотея. Благодаря невероятному творческому таланту чернокожий актер умудрялся получать немалые деньги под разнообразные «международные и благотворительные проекты» от соседей, знакомых и даже от одного солидного отечественного банка. Чего только ни делал Анум! Строил за средства наших граждан посольство Ганы в Украине, покупал самолеты, устанавливал дружеские связи -- возил новых украинцев в Гану (за их же счет). Ко всему прочему, пытался заняться международными усыновлениями весьма сомнительного характера. С банковским кредитом в сто тысяч долларов он создавал детдом для украинских негритят-беспризорников и якобы по поручению своего правительства вербовал -- тоже не бесплатно -- среди украинцев кандидата на пост почетного консула Ганы.
В результате детдом для африканских деток, брошенных своими родителями в Украине, так и не был построен. Обещанное им посольство Ганы в столице так и не открылось. А консулом ганского государства стал человек, не имеющий никакого отношения к Ануму. Все деньги, доверенные артисту для его филантропических намерений, куда-то бесследно исчезли. Остались только долговые расписки, обманутые соседи, не погашенный перед банком кредит, судебные иски и два уголовных дела, возбужденных после нашей статьи милицией Подольского района Киева.
Сегодня персонаж этой авантюрной трагикомедии трудится на благо своей второй родины за решеткой -- в Житомирской исправительной колонии он шьет чехлы для автомобилей и мастерит табуретки. Скоро Анум выйдет на свободу. В связи с этим обманутых им людей очень волнует вопрос: чем в дальнейшем займется их перевоспитанный африканский друг? Будет ли он депортирован в Гану, вернет ли когда-нибудь им долги?
Из досье «ФАКТОВ»
Анум Адотей Дорхусо -- гражданин Республики Гана. В конце 70-х годов приехал по студенческому обмену в СССР. Его точный возраст установить сложно, поскольку в разных документах проставлены разные даты рождения. Закончил факультет актерского мастерства Киевского государственного института театрального искусства имени Карпенко-Карого. В роли чернокожего слуги Геркулеса снимался в фильме известного режиссера Станислава Говорухина «Капитан «Пилигрима». Играл роль африканского аристократа, обожающего украинское сало, в кинокомедии «Зефир в шоколаде». Принимал участие в съемках комедийного телесериала «Мамаду». Долгое время без прописки и регистрации проживал в Киеве. Женат на украинке. Отец троих детей. Жена вместе с его детьми проживает в Одесской области. В 90-х годах Анум Адотей Дорхусо стал известен не столько своими ролями, сколько авантюрными проектами.
С «ФАКТАМИ» актер-мошенник пытался судиться, даже находясь в следственном изоляторе
Заключению Анума Адотея в места не столь отдаленные предшествовала недолгая, но страстная судебная тягомотина, которую, впрочем, он затеял сам. После публикации статьи в «ФАКТАХ» о своей персоне уважаемый артист, вместо того чтобы отдавать долги доверившимся ему гражданам, ворвался со своим юридическим представителем в нашу редакцию и даже пытался устроить скандал в кабинете главного редактора. А вскоре подал иск в суд на газету, меня, автора материала, и одного из обманутых им киевлян. Свой моральный ущерб борец за справедливость оценил ни много ни мало в 450 тысяч гривен!
Во время суда с газетой публикацию о нем Анум пытался представить как расистскую провокацию -- много рассказывал о своей плодотворной благотворительной деятельности, рассуждал о морали и грозился привлечь к своей защите телевидение. При этом утверждал, что собранные в ходе расследования документы и свидетельства жертв его бизнеса -- фальшивка.
Кстати, в период судебной тяжбы с «ФАКТАМИ» именно эти жертвы Анума отправились на прием в Министерство внутренних дел Украины -- вооружившись нашей статьей и официальным заявлением, в котором еще раз описали мошенничества киноактера.
Вскоре махинатора арестовала милиция, но, находясь в следственном изоляторе, он продолжал судиться с нами. Что ж, он имел на это право. Правда, этот суд его моральные «аппетиты» так и не удовлетворил. Отсидев около года до суда -- уже своего -- в СИЗО, написав письмо «обиженного» Уполномоченному по правам человека от Верховной Рады, памфлет-воззвание о помощи к партии СДПУ(о) и поплакав в жилетку консулу посольства Ганы в России, который проверял деятельность своего соотечественника в Украине, Анум получил полтора года в ИТК и отправился замаливать грехи перед обществом. Кстати, в суде обошлись с ним вполне гуманно, а год отсидки в СИЗО засчитали ему в общий исправительный срок.
Все деньги, вытянутые у своих жертв, Анум потратил на дорогие костюмы от Пьера Кардена и других именитых дизайнеров?
-- Ранее по факту мошенничества в Подольском РУВД Киева против Анума уже было возбуждено уголовное дело, -- рассказывает следователь Подольского РУВД г. Киева Александр Сирота. -- Около трех лет он даже находился в розыске, при этом умудрялся сниматься в комедийном сериале «Мамаду» и судиться по квартирным вопросам со своими соседями. Я тогда не был знаком с этим делом и работал в другом районном управлении милиции. В общем-то, это дело висело «глухарем» до тех пор, пока уже непосредственно в МВД и Генпрокуратуру не обратилась группа отчаявшихся, обманутых им граждан и мне не поручили довести начатое расследование до конца.
Не могу сказать, что Анум уникальный мошенник, есть у нас мастера аферы и похлеще, но работать на психологическом уровне, на доверии он умеет отлично. К примеру, деньги на строительство дипломатического представительства Ганы в Украине он ведь выманивал не у крутых бизнесменов, а у самых обыкновенных граждан с не очень высокими доходами. Одна обработанная им семья продала дачный участок с фундаментом дома, чтобы дать ему 1500 долларов на постройку посольства Ганы. Эти люди купились на его колорит и артистизм, веря, что потом деньги им вернет правительство Ганы и в будущем их (по протекции Анума) устроят на хорошо оплачиваемую работу в Африке. В нашем расследовании значится четыре подобных эпизода. Брал в долг он разные суммы -- от нескольких сотен до нескольких десятков тысяч долларов.
При аресте Анума больше всего меня поразила его квартира -- ожидаемой роскоши я там не увидел. Более того, жил он неряшливо: грязная кухня с липким столом, старая кровать, матрас с торчащими пружинами. Но при этом в шкафу висело несколько десятков дорогих костюмов, некоторые от Кардена, масса мужских аксессуаров, огромные кожаные чемоданы с наклейками многих известных авиакомпаний мира. Чтобы вызвать доверие, Анум старался всегда выглядеть респектабельно -- как преуспевающий бизнесмен или дипломат, часто летал за рубеж и, видимо, за пределами своего дома жил на широкую ногу. Думаю, на все это и были потрачены его долговые суммы, хотя не исключено, что кое-что могло уйти и за границу.
Кроме того, при обыске мы обнаружили в его квартире (к тому времени она принадлежала уже не ему, а одному из пострадавших, который никак не мог вселиться в нее из-за судебных козней мошенника. -- Авт. ) огромные счета за телефонные переговоры с Ганой, США и другими странами, массу документов и реквизитов коммерческих предприятий. Это, с одной стороны, может свидетельствовать о его попытках начать серьезный бизнес. Но было там и одно подозрительное -- не отправленное -- письмо на бланке его фирмы. Одной районной администрации Киевской области Анум предлагал оздоровить в Гане 200 украинских детей, если администрация заплатит 200 тысяч долларов!
Между прочим, он любил строить грандиозные и в то же время наивные планы. Во время следствия говорил мне о своей «воздушной мечте»: вернуться в Гану на белоснежном самолете с надписью «Анум». По его словам, это произвело бы такое впечатление на жителей страны, что его сразу же выбрали бы в президенты!
Работать с Анумом было сложно, на допросах он поначалу все отрицал, говорил, что все подстроено против него, всегда подчеркивал, что к нему из-за цвета кожи относятся предвзято. Делал вид, что не понимает русский и украинский языки (на суде с «ФАКТАМИ» Анум прекрасно полемизировал сразу на трех языках! Известны также случаи, когда, опрокинув пару-тройку рюмок за успех безнадежного дела со своими жертвами, деловар не раз запевал любимую украинскую песню «Ти ж мене пiдманула, ти ж мене пiдвела!» -- Авт. ).
Но практически на всех очных ставках артист раскалывался. Некоторым пострадавшим даже пообещал вернуть деньги.
Пострадавший банк намерен возместить убытки цивилизованным путем
Многие факты из жизни Анума, его планы и намерения, изложенные в нашей предыдущей статье, следствие не рассматривало. Сегодня собрать реальную доказательную базу многих поступков мошенника следствию практически невозможно. Может, потому Анум не ответил по закону за намерения освоить бизнес по международным усыновлениям. Кстати, на одном из бланков его фирмы содержался подробный инструктаж, где в Украине нужно искать детей для усыновления, а также значились немалые суммы, которые могут быть заплачены за помощь в подобной процедуре.
Не стали поднимать шумихи вокруг невозвращенного Анумом кредита и банкиры. Правда, в юридическом отделе пострадавшего банка намерены цивилизованно решить этот вопрос, и сегодня там выясняют, есть ли у Адотея реальная собственность в Гане, продажа которой позволит компенсировать убытки. По крайней мере, консул Ганы в Российской Федерации, полномочия которого распространяются и на Украину, при встрече с некоторыми горе-кредиторами Анума пообещал попытаться найти возможность компенсации денег, потраченных на строительство «посольства Ганы». Правда, только тогда, когда это посольство действительно появится в Украине!
Через месяц Анум Адотей Дорхусо оставит стены Житомирской ИТК. Начнет ли он новую жизнь или снова будет продвигать свои благотворительно-дипломатические проекты? Отдаст ли долги всем обиженным им киевлянам или сядет в белый самолет и вернется на родину? Будет ли сниматься в автобиографическом кинодетективе по им же написанному сценарию? Об этом знает только он сам. Главное, чтобы от его дальнейших действий больше не страдали граждане Украины. Известно только, что депортировать Анума в Гану -- а после выхода из колонии у него не сразу появится регистрация иностранца (ведь киевской прописки у него нет) -- никто не будет. У нашего государства таких средств нет.
544Читайте нас у Facebook