Художник украинского происхождения андре лабан пишет морские пейзажи под водой
Подводная жизнь в Украине становится все более популярной, причем дайвингом дело не ограничивается. Теперь в моде подводные съемки, сопряженные с еще большей опасностью. Все, кто хотя бы раз попробовал увековечить морские глубины на пленке, признаются, что становятся фанатами этого дела. Мало того, начинают писать картины прямо там, в подводном царстве.
На глубине все цвета исчезают, остается только голубой
Кроме профессиональных операторов и фотографов, на Всемирном фестивале подводного изображения в Антибе во Франции Украину представляла и самая глубоководная наша певица -- Ольга Крюкова, очаровавшая французов своим голосом. Прямо как сирена морская.
Наши фильмы были приняты с не меньшим восторгом: в частности, студентка Киевского национального университета культуры и искусств Леся Мацко сняла документальный фильм о шестидесятилетней художнице, которая всю жизнь писала картины на суше, а потом решила попробовать сделать то же на дне морском. Эта традиция исходит от знаменитого подводного художника Андре Лабана, оператора съемок знаменитой «Одиссеи», который в течение 25 лет был инженером-механиком Жак-Ива Кусто.
-- Андре уже за семьдесят, но он потрясающе выглядит, -- рассказывает Ольга Крюкова. -- Он француз украинского происхождения (отец его родом из Львова) и теперь вот учит русский язык.
Как рассказал мне Андре, техника живописи при погружении усложняется, но принцип сохраняется тот же -- холст, масляные краски. Мазок, правда, кладется мастихином, а не кистью, а на мольберт надеваются специальные грузы, чтобы держался на дне. Свои морские пейзажи Андре пишет практически полностью под водой.
-- Для холста нужна более плотная грунтовка, чтобы вода не размывала обычную меловую, -- рассказывает друг Лабана, оператор из Симферополя Сергей Денисов. -- Чтобы написать холст на глубине десяти метров, художник должен уложиться в час, на глубине двадцати метров -- в 30 минут, то есть он ограничен во времени. Всего Андре Лабан написал 500 картин, многие были проданы, некоторые раздарены. Все они написаны в сине-зеленой гамме, потому что вода поглощает все цвета и на глубине красный выглядит, как тот же голубой. В 1954 году в Марселе Лабан познакомился с Жак-Ивом Кусто и тот взял его на свое научно-исследовательское судно «Калипсо». Договорились, что экспедиция продлится неделю, а одиссея затянулась на четверть века.
Французские операторы сделали акуле УЗИ!
Сергей Денисов, оператор Черноморской ТРК, тоже человек уникальный. Подводным спортом начал заниматься еще в 80-е годы, когда существовала масса туристических клубов и была возможность путешествовать.
-- Настоящая опасность для оператора подводных съемок -- увлечься и улететь на глубину, -- говорит Сергей. -- Уже случались трагедии: люди проваливались на глубину 60-70 метров. Аппаратуре -- ничего, а человека нет.
Денисов много снимал затонувшие корабли, в том числе и «Адмирал Нахимов».
-- В этом громадном лайнере с узкими коридорами, кучей хлама, очень тяжело пробираться, -- вспоминает Сергей Денисов. -- Когда мы находились там, сложилась опасная ситуация: вода прорвала обшивку бокса, и под тяжестью камеры режиссер стал уходить на глубину. Конечно, камера пропала, но человека спасли. В Черном море много затонувших кораблей: возле мыса Тарханкут лежит затонувший в 1918 году пароход «Цесаревич Алексей», который потопила немецкая подводная лодка. На жести лежит метровый слой ила, и найти какие-то предметы можно только с археологами. Впрочем, на военных судах я видел гильзы, пушки, куски торпед, иногда попадается мебель, изъеденные деревянные остовы шкафов. При коммерческом подходе можно было наладить экологический туризм, создать дайвинг-центры, прибыль была бы колоссальной, потому что зрелище это действительно очень красивое.
Президент киевского фестиваля «Серебряная акула» (дочернее предприятие Антибского фестиваля), директор научно-производственного предприятия «Катран», занимающегося водолазным снаряжением, Наталья Балашова тоже присутствовала на фестивале во Франции. Вот что она рассказала «ФАКТАМ»:
-- Замечательный фильм сняли французы об акулах, одной даже умудрились сделать УЗИ, и на мониторе появились сорок маленьких акулят. Невероятно, но факт!
Вообще, публика на фестиваль приезжает уникальная: тут тебе и увлеченные миллионеры, и знаменитости (такие, как Люк Бессон), и художники-маринисты. Надо сказать, наши фильмы ничуть не уступают западным. Но там в съемки вкладывают миллионы, а у нас все держится на энтузиазме.
Будем надеться, что увлечение подводными съемками и стрельба из подводного фоторужья не заглохнет на корню. К тому же после визита Андре Лабана в Гурзуф, где он написал две картины, и другие наши художники уйдут под воду. В поисках новых ощущений.
490Читайте нас у Facebook