ПОИСК
Культура та мистецтво

Народная артистка россии наталия крачковская: «на съемках «12 стульев» я шлепнулась с высоты головой вниз о цементный пол. Удивляюсь, как осталась жива»

0:00 26 листопада 2002
Всенародно любимая актриса отпраздновала свой день рождения

Крачковская, коренная москвичка, в детстве была очень шаловливым ребенком. Дружила со шпаной, любимым занятием которой были набеги на чужие огороды, за что не раз будущей звезде доставалось от родителей. Играя в кино в основном небольшие роли, она стала очень популярной, доказав всем: «Пока ты сам не сделаешь из своего недостатка достоинство, люди будут над тобой смеяться, а когда сделаешь -- сочтут за шарм… » Наталья Леонидовна подкупает своей веселостью и жизнелюбием. Она в меру самодостаточна, честолюбива и приветлива. Обожает поспать и… шумные застолья. Много курит и до сих пор помнит свою первую любовь. Человек азартный, Крачковская однажды даже согласилась сделать серию эротических фотографий в «плейбоевском» стиле: обнаженная в меховом манто.

«А вот эту дурочку надо брать!» -- сказали обо мне в приемной комиссии ВГИКа»

-- Наталья Леонидовна, что это за заведение, носящее ваше имя?

-- Это школа актерского мастерства, там учатся дети от 5 до 20 лет. Сейчас детьми никто не занимается, они полностью предоставлены самим себе и улице. Главная задача школы -- зажечь в ребенке творческую искорку, научить мыслить, развить фантазию, уверенность в себе. Я это могу. После этого, естественно, легче поступить в театральный.

-- Вы-то сами с легкостью туда попали?

РЕКЛАМА

-- Да, ведь я театральная дочка. И не мыслила жизни вне актерской профессии. Сдавая экзамены в историко-архивный институт, одновременно решила поступать и во ВГИК, в мастерскую Владимира Белокурова, ставшего известным после фильма «Валерий Чкалов». А там конкурс -- 256 человек на место! Вы только представьте: девушка в теле, с прямым пробором в белокурых волосах, стоя перед приемной комиссией, произносит: «Петр Ершов. «Конек-Горбунок». Монолог Иванушки-дурачка… » Услышав это, Белокуров сказал: «Вот эту дурочку надо брать!»

Моя мать всю жизнь проработала в театре, поэтому знала, что это за профессия, и, естественно, была против. Повторяла, что, если я стану актрисой, мне, кроме домработниц, ничего больше не суждено играть. Шутила: «Ты же на роль Джульетты не будешь претендовать со своей-то комплекцией? Где ж найдется Ромео, который рискнет стоять под балконом такой Джульетты?»

РЕКЛАМА

Кстати, нормально учиться мне не пришлось. Как-то по дороге в институт меня сбила машина. В критическом состоянии я попала в больницу. Потеря зрения, больничная палата -- не хочется даже вспоминать. Врачи запретили не то что учиться, даже на яркий свет смотреть. Это было для меня настоящей трагедией, и все же я начала сниматься: сначала в массовках, потом -- в эпизодах. Как-то меня заметил режиссер Владимир Павлович Басов, пригласил на пробы. Я намазалась-накрасилась, а он говорит: «Краску смойте, наденьте старый свитер и -- в кадр!» Так меня утвердили на роль Веруньки в «Битве в пути».

-- Первый гонорар на что потратили?

РЕКЛАМА

-- Даже не помню. А вот за роль мадам Грицацуевой, получив аж 175 рублей, приличные по тем временам деньги, ничего себе особенного не купила -- тогда трудно было что-то достать. Когда снималась в роли Грицацуевой, мне уже было за 35, появился ребенок, а детям, знаете, много чего нужно…

«Муж добился моей руки не розами и красивыми ухаживаниями, а… завтраком в постель»

Муж актрисы Владимир Крачковский был одним из лучших звукооператоров на «Мосфильме». Его имя можно увидеть в титрах многих легендарных советских картин. Как-то он работал с прославленным режиссером комедий Гайдаем и в одну из командировок в Алушту взял свою вторую половину. Там-то Крачковская и познакомилась с Гайдаем, который сыграл в ее актерской судьбе не последнюю роль.

-- Когда Леонид Гайдай пригласил меня на роль мадам Грицацуевой, я растерялась. Пробовалась 19 раз. После одной из проб даже расплакалась: «Не берете -- ну и не надо!» Только потом Леонид Иович признался, что отдал мне эту роль уже после второго дубля. Но просто хотел посмотреть, на что я способна. Я была счастлива. Правда, моя радость длилась недолго. Вернувшись домой, перечитала Ильфа и Петрова и… жутко расстроилась! Меня задела характеристика героини: «Мадам Грицацуева -- женщина необъятных размеров с арбузными грудями». От обиды меня просто заколотило. Гайдай меня сразу поставил на место: «Ты себя в зеркале видела?» После этого я перестала думать о своей внешности.

Замуж Наталья Крачковская вышла в 22 года. С мужем прожила 26 лет. Его уже нет в живых. Есть сын Василий и горячо любимый внук Вовочка.

-- Наталья Леонидовна, согласитесь, столько прожить с одним мужем… Для актерской братии это -- большая редкость.

-- Когда любишь человека, не считаешь годы. С мужем мы познакомились на съемках. Володя, в отличие от большинства кавалеров, добивавшихся моей руки и сердца, знал, чем меня взять. Я и еще шесть девочек жили в одном гостиничном номере. Как-то утром, когда я еще спала, он открыл дверь нашего номера и протянул поднос, на котором стояли творог, сметана и ароматные булочки. Решил, что розы -- конечно, хорошо, но меня этим не проймешь. А вот утренний завтрак -- аргумент посильнее. И оказался прав. Я была в восторге и вечером весьма оригинально призналась Володе в любви, сказав, что таких вкусных булочек я еще никогда не ела. На свадьбу вся съемочная группа собралась за столом прямо в саду, цвели яблони. Погуляли мы тогда на славу, поэтому, наверное, так хорошо все и сложилось.

-- Сегодня есть несколько популярных творческих династий. Смотрю, ваша семья -- не исключение…

-- Мой единственный сын Василий, не закончив школу, пошел работать. Когда я его спросила: «Куда ты будешь поступать?», он ответил: «Мам, тебя очень волнует поступление?» -- «Нет, меня волнует, чтобы у тебя была профессия и чтобы ты смог заработать себе на кусок хлеба». «Тогда не дергай меня, я выберу сам!» -- «Хорошо». Отработав год, поступил во ВГИК и закончил его, не отрываясь, как говорится, от производства. Сейчас работает на «Мосфильме». Ему 39 лет, из которых 22 года он работает. Вася -- талантливый, целеустремленный, цельный…

У меня есть внук Вовочка, ему 11 лет, учится в пятом классе. Стараюсь в чужой монастырь со своим уставом не лезть. Так что у нас нормальная, дружная семья.

-- Себя с каким-то животным ассоциируете?

-- С животным? Не со слоном -- это уж точно! (улыбается). Я тигрица. Сильная, справедливая, уверенная и… гордая. Что касается птиц, то, наверное, больше похожа на квочку. Курица-несушка, добрая и заботливая.

-- Трудно быть веселым по жизни человеком?

-- Не знаю. Я такой родилась (смеется)! Это мое нормальное состояние.

-- Существует мнение, что люди, удачно играющие комические роли, в жизни достаточно зажатые, недоброжелательные…

-- Я никогда не была злой, злой человек -- это ущербный человек!.. Таким людям всегда что-то не нравится… Я нормальный человек, очень люблю жизнь и людей. Несмотря на то, что артистическая среда предполагает интриги и грязь. Стараюсь просто НЕ ЖДАТЬ удара в спину. Хотя завистников хватает.

«Для съемок фильма «Иван Васильевич меняет профессию» из резиновой шапочки изготовили парик, в котором я чуть не померла»

-- На съемках экстремальные ситуации случались?

-- Сколько хотите! Одна из самых тяжелых -- на съемках фильма «Двенадцать стульев». Когда я бегала за Остапом по колосникам, забыли поставить загородку… Был такой момент: еще мгновение, и я бы рухнула с большой высоты вниз. Помните сцену, когда мадам Грицацуева бьется в дверях? Знаете, как у нас закрепляют стекла? Короче, они лопнули и посыпались мне прямо в лицо. Гайдай страшно перепугался. Как ненормальный, заорал мне на весь съемочный павильон: «Осторожно, глаза!» Или сцена, когда я прыгаю с лестницы вниз головой в груду бумаг. Несколько репетиций я перенесла с трудом. Решили снимать. И тут какой-то идиот убрал специально подстеленный матрац, и я головой вниз об цементный пол как шмякнусь! Удивляюсь, как жива осталась и шею не свернула. Все в тех же «Стульях», когда Грицацуева едет на конвейерной ленте и, цепляясь, сбивает мостик… Мало того, что эта лента двигается по жутким твердым валикам и, пока сняли эпизод, мне все ребра пересчитало, так потом на меня еще тяжеленную железную конструкцию положили, которая меня чуть не раздавила.

Как-то на съемках «Ералаша» тоже… Помните, во время антракта толпа детей выбегает в театральное фойе за мороженым. Я играла продавщицу. Режиссер говорит: «Сейчас откроются двери, и дети на тебя побегут, ты, главное, не бойся, они знают, что нужно делать». Договорились. Он распахивает двери и кричит ораве школьников: «Бегите, сбивайте ее!» Дети-то, естественно, поняли это буквально. На меня накинулось стадо безумных бизонов (смеется). Сбили с ног, повалили на пол, клок волос мне вырвали, рукав оторвали, еще и потоптались по мне…

-- В фильме «Иван Васильевич… » вы предстали чуть ли не наголо остриженной. Ради искусства способны и на такие жертвы?

-- Ой, не вспоминайте (смеется)! Это, пожалуй, один из самых ярких эпизодов в картине и самый мучительный для меня. Моя героиня появляется в разных париках, а в конце произносит «И тебя вылечат, и меня вылечат… », стягивает парик и оказывается практически лысой. А у меня тогда были роскошные длинные волосы. Для съемок изготовили специальный парик из резиновой шапочки с коротенькой стрижкой. Надели на мою голову эту шапочку, а сверху -- парик. Резиновая шапочка была на несколько размеров меньше -- представьте, что я чувствовала, когда на меня ее с трудом натянули. Я еле-еле разговаривала и перед камерой в таком «зажатом» состоянии могла находиться лишь несколько минут. Поэтому эту сцену пришлось снимать несколько раз. А фраза в ответ на «Оставь меня, старушка, я в печали!» -- «Старушка! Ах ты, нахал! Да я на пять лет тебя моложе!.. » -- это ведь чисто женская реакция. Все это, конечно, было в сценарии, но я сыграла, как личное оскорбление. Любая бы на моем месте так поступила. Да и сейчас пусть попробует кто-то назвать меня старушкой!.. Мало не покажется!

-- Как при таком напряженном рабочем графике удается сохранить обаяние, блеск в глазах, сексуальность?..

-- (Кокетливо смеется. ) Я -- женщина! Я -- обязана! Не посчитайте за нескромность, но у меня действительно много поклонников, причем даже среди молодежи. Так что я совершенно за себя спокойна (улыбается).

-- Какие мужчины вам нравятся?

-- Сильные и подтянутые. Самое главное, он не должен быть полным (улыбается).

-- ???

-- Полнота -- привилегия женщины. Дама должна быть мягенькой, пухленькой, вкусненькой. Одним словом, в теле. Как известно, путь к сердцу мужчины лежит через желудок, а из костей только бульон получается, да и то ненаваристый (смеется).

«Я никогда не испытывала комплексов по поводу своей полноты, хотя СТОЛЬКО диет перепробовала»

Внешне Крачковская действительно очень привлекательна. Но мало кто знает, что она не всегда была такой пышной. По словам актрисы, в годы войны она была стройной и худенькой. Лет до 12. Бабушка, увидев внучку, задалась целью непременно откормить ребенка. Как шутит звезда, «корм пошел впрок, и после войны я начала поправляться быстрее других».

-- Я никогда не испытывала комплексов из-за своей полноты. Всегда считала себя нормальной во всех отношениях, и эта уверенность способствовала тому, что вокруг меня еще в школе вился рой поклонников. Если честно, мне всегда нравилось, что я толстушка. Не такая, как все, ни на кого не похожая. С изюминкой. К тому же, у полненьких масса преимуществ. У полной женщины просто физиологически не может быть столько морщин, как у худой. Мне как-то один воздыхатель сказал, что 90% мужчин любят полных женщин, а остальные 10%… очень полных. Хорошего человека должно быть много! Мужчины только на словах предпочитают худых и высоких, на самом же деле влюбляются в полных. И как любят! Я это на себе испытала и никогда не скрывала, что нравлюсь мужчинам…

-- Неужели легко живется женщине, которая не попадает в общепринятый стандарт 90-60-90?

-- Единственное неудобство -- вечные проблемы с приобретением одежды. А вообще я научилась маскироваться в своей одежде. Всегда говорю: нельзя себя обтягивать, худее от этого казаться не будешь. И самое главное, вещи должны быть к лицу. И того цвета, который тебе идет. Вот мне идут черный, голубой, синий цвета. Ненавижу желтый, оранжевый. Вообще предпочитаю пастельные тона.

-- На съемочной площадке из-за ваших форм не было проблем?

-- Как-то во время съемок фильма «Иван Васильевич меняет профессию» я слегла. После болезни похудела на 20 килограммов. Из-за меня даже остановили съемки: все платья на мне повисли и так жалко смотрелись. Гайдай не растерялся и приказал мне срочно… сесть на специальную диету: с утра -- манная каша со взбитыми сливками, в обед -- макароны с сыром, на ужин -- оладьи с медом. Леонид Иович всегда восторгался моими формами и неусыпно следил, чтобы, не дай Бог, я не отощала.

-- И что, всю жизнь на таких вот специфических диетах?

-- (Улыбается. ) Нет! Конечно же, пыталась похудеть. Столько всего перепробовала… Иногда помогало, но потом с лихвой набирала свой вес. Сначала голодала… от завтрака до обеда. Но если не есть, не надо и готовить, а в доме два мужика, сами понимаете, есть просят. Было дело, двое суток выдерживала, а на третью ночь открывала холодильник и… Месяцев восемь пила «Гербалайф», потом появились тайские таблетки, перешла на них и даже скинула 15 килограммов, но сразу же набрала 28. Чтобы удерживать вес, эту отраву надо пить постоянно, а для этого нужен толстенный кошелек и железный желудок.

-- Вы гурман?

-- Я достаточно всеядна. На своей шестиметровой кухне в сезон стараюсь закатывать несколько десятков трехлитровых бутылей. На зиму заготавливаю много овощей и фруктов: огурцы, лечо, компоты. Вообще, любая еда должна быть и вкусной, и полезной. Если все время сидеть на тертой морковке и есть одни отруби, что это за жизнь? Надо жить так, чтобы было о чем вспомнить (смеется).

Благодарим за содействие в проведении интервью пресс-центр МДЦ «Артек».

 


506

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів