ПОИСК
Україна

Опрометчиво заключив кабальный договор с туристической фирмой, клиенты годами не могут вернуть свои деньги

0:00 15 серпня 2002
Інф. «ФАКТІВ»
Следует хорошенько подумать, прежде чем принимать «сверхвыгодные» предложения уличных зазывал, предлагающих отдых в «райских местах»

В начале отпускного сезона «ФАКТЫ» вместе со специалистами по правам потребителей уже давали читателям полезные советы о том, как избежать неприятностей при общении с туристическими фирмами. Однако, судя по звонкам, которые раздаются в редакции, далеко не все восприняли эти рекомендации всерьез. Многие вновь попались на не слишком хитрые уловки турфирм. Поэтому самое время провести своеобразную работу над ошибками и напомнить гражданам о необходимости быть осторожными и внимательными. Сделаем это на примере одной киевской фирмы, на которую чаще всего жалуются читатели.

Чтобы завлечь людей на презентацию туристических услуг, им сообщают, что они выиграли ценный приз

Представители этой фирмы могут встретить вас где угодно, но чаще всего их можно увидеть в людных местах: на Крещатике, у больших супермаркетов, на улицах подземного Метрограда. Они подходят к прохожим под видом проведения социологического опроса, который почему-то касается мобильных телефонов. Спрашивают, есть ли у вас «мобилка», если есть, то услугами какого оператора вы пользуетесь, какие модели предпочитаете. Одновременно записывают контактный номер телефона.

К чему этот опрос, можно только гадать. Впрочем, похоже, что им просто нужен повод для того, чтобы заговорить с человеком и узнать его координаты. Одновременно прощупывается перспективность клиента. Если он пользуется пакетом услуг «Элит» и предпочитает телефоны с цветными дисплеями, то у него наверняка есть деньги.

Вскоре участникам опроса звонят по телефону и сообщают радостное известие -- они выиграли ценный приз. А для того, чтобы получить выигрыш, нужно прийти, желательно со своей «половиной», на презентацию, которая будет проводиться в офисе фирмы на одной из уютных улочек в центре Киева.

РЕКЛАМА

Естественно, заинтригованные возможностью выигрыша граждане отправляются на презентацию, думая, что получат какую-нибудь новую модель мобильного телефона. Однако о связи на презентации не скажут ни слова. Семейные пары рассаживают за отдельные столики, рядом садится менеджер фирмы, который сообщает только свое имя. После этого собравшимся показывают красивый фильм о прелестях отдыха на экзотических побережьях теплых морей. Перед глазами людей, утомившихся от городской суеты, проплывают голубые лагуны, пальмовые рощи, золотые пляжи, уютные бунгало, стройные яхты.

«Эх, нам в такой рай никогда не попасть», -- вздохнет изнуренная бытом домохозяйка. А вот и нет! Ваше счастье в ваших руках. Потому что именно сегодня и именно здесь вы можете приобрести себе кусочек рая и, между прочим, по весьма сходной цене (о якобы выигранном призе -- ни слова). Менеджер фирмы рассказывает о системе международного курортного обмена. Купив сертификат такой системы, можно забронировать апартаменты на одном из лучших курортов мира на несколько лет вперед. Обладатель сертификата имеет право каждый год проводить неделю в этих апартаментах. Главное -- сейчас же заключить договор с фирмой и внести определенную сумму денег за сертификат.

РЕКЛАМА

Надо отметить, что такая форма отдыха (она называется таймшер), действительно существует и многие люди ею успешно пользуются. Так что в самом предложении фирмы ничего противозаконного нет. Однако делают это предложение способом, который заставляет стороннего наблюдателя задуматься о честности намерений предпринимателей.

Менеджер следует за супружеской парой неотступно, не давая им ни на секунду остаться вдвоем (одна клиентка фирмы рассказала, что менеджер сопровождал ее даже до дверей туалета). При этом он говорит не умолкая, описывая невиданные прелести отдыха в Испании или на Канарах, и ежеминутно спрашивает: «Ну что, подпишем договор?» Если его просят отойти, чтобы дать людям возможность спокойно поразмыслить над текстом договора, он удаляется на два шага, чтобы слышать разговоры оставшихся за столом, и через тридцать секунд подскакивает обратно: «Ну что, прочитали? Давайте подписывать?»

РЕКЛАМА

На все уточняющие вопросы клиентов менеджеры отвечают утвердительно.

-- Будет ли в апартаментах кондиционер?

-- Да.

-- Поможет ли фирма получить визу?

-- Да.

-- Могу ли я пригласить на отдых друзей?

-- Да.

Все, что угодно, будет исполнено, но потом. А сейчас нужно срочно подписывать договор и платить деньги. При этом в документе ни одно из этих условий не оговаривается.

Зато на вопрос некоторых «шибко грамотных» посетителей о наличии у фирмы лицензии на оказание туристических услуг менеджеры отвечают отрицательно. Фирма, мол, только посредник и занимается лишь сбором и отправлением за рубеж денег. А туроператором является австрийская компания. (Кстати, письмо, посланное клиентом, который пытался вернуть деньги, по указанному в договоре австрийскому адресу, вернулось обратно с пометкой, что компании по этому адресу нет. )

Чтобы скорее получить деньги, сотрудники фирмы едут вместе с клиентом к нему домой

Не удивительно, что при такой интенсивной обработке многие люди соглашаются подписать договор. Тут же у столика возникает еще один менеджер, неся в руках бланки уже подписанных со стороны фирмы договоров. Остается только поставить росчерк клиента.

Есть два документа. Один -- договор с киевской фирмой, подразумевающий ее посредничество в общении с некой австрийской компанией. Другой -- с австрийцами -- на предоставление апартаментов.

Копии документов нам показал один из клиентов фирмы, который уже длительное время пытается получить назад свои деньги. Особенно интересен договор с украинской фирмой. В нем что ни пункт -- то юридический перл. Вот несколько примеров из раздела «Обязательства Поверенного»:

«По настоящему договору Поверенный (фирма. -- Авт. ) берет на себя обязательство совершать от имени и за счет Доверителя (клиента. -- Авт. ) любые необходимые действия на основании полномочий, делегируемых ему Доверителем по настоящему договору».

«Давать полную и исчерпывающую информацию о порядке пребывания, условиях отдыха, расценках и других предлагаемых доверителю конкретных услугах. При этом Поверенный не несет ответственности перед Доверителем за информацию, заранее подтвержденную компанией-нерезидентом и не отражающую реальную ситуацию».

Вы что-нибудь поняли? Я тоже не понял. Ясно одно: фирма, которой человек отдал немалую сумму денег, ни за что не отвечает.

Зато весьма конкретно звучит пункт из «Обязательств Доверителя»:

«Немедленно (! -- Авт. ) возместить Поверенному расходы, понесенные в связи с исполнением договора».

То есть, подписав договор, клиент должен без промедления внести деньги согласно договору. Для уверенности, чтобы человек не успел опомниться, его усаживают в автомобиль и в сопровождении безостановочно говорящих менеджеров везут домой и изымают деньги прямо там.

Многие, подписавшие договор, вскоре одумываются и пытаются вернуть свои средства. Однако сотрудники фирмы избегают встреч и разговоров о деньгах. Один из обратившихся в редакцию читателей не может их забрать уже полтора года.

Все фирмы, которые выманивают деньги у азартных людей, пользуются одними и теми же приемами

Постоянные читатели нашей газеты наверняка обратили внимание, что способы работы подобных туристических компаний весьма напоминают приемы других фирм, у которых тоже не все в порядке с соблюдением прав потребителей и законов Украины: модельных агентств, киношкол, распространителей товаров почтой, канадских оптовых компаний и других, о которых мы уже раньше писали.

Перечислим основные приемы их работы.

Потенциального клиента привлекают возможностью крупного выигрыша или необычайно выгодной покупки. Одним словом, «шарой». Это дает возможность отобрать азартных людей, склонных к спонтанным и рискованным поступкам. Именно они являются наиболее желанной добычей.

Представители фирмы не отходят от клиента ни на минуту и говорят без умолку, не давая ему остаться наедине со своими мыслями (каждый, кто хоть раз видел «представителя оптовой компании», легко составит впечатление о сотрудниках других подобных фирм).

Документы, которыми оперируют такие фирмы, составлены очень расплывчато, таким образом, что зачастую без пояснений «менеджера» (которые потом к делу не пришьешь) вообще нельзя понять, о чем в них идет речь.

Клиенту не дают внимательно ознакомиться с документами. Домой бланки не дают, решение заставляют принимать тут же, не выходя из офиса.

И главное -- деньги фирме нужны срочно. Она не может ждать ни дня.

Если вы, общаясь в представителями любой фирмы, обнаруживаете, что они ведут себя подобным образом, постарайтесь не заключать с ними никаких договоров. Во всяком случае, не заключайте их немедленно. Пойдите домой, посоветуйтесь с родными и друзьями. Перечитайте внимательно предложенный договор. Представители порядочной фирмы всегда отнесутся с пониманием к вашему желанию подумать.

Что же касается именно туристических фирм, то мы повторим некоторые из советов, которые уже давал на страницах нашей газеты начальник отдела по вопросам соблюдения законодательства в сфере услуг Государственного комитета стандартизации, метрологии и сертификации Украины Сергей Литвиненко:

-- Всегда удостоверяйтесь, что у фирмы есть лицензия. Ссылки на то, что она только представляет зарубежного туроператора, некорректны. Каждая фирма, филиал или представительство должны иметь лицензию Госкомтуризма, выданную на тот адрес, где реально находится офис.

Проследите, чтобы в договоре максимально детально были указаны условия путешествия и проживания. Расплывчатые формулировки не дают возможности эффективно защитить свои права в суде.

Если вы стали жертвой мошенников, обращайтесь в местные органы по защите прав потребителей.

 


259

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів