В Киеве Олег Табаков пробыл всего два дня. Жил в самом центре столицы, прогуливался по гостинице в шлепанцах, спортивном костюме и тельняшке. Прихлебывал брусничный морс и не расставался с фотографией Павлика -- сына от актрисы Марины Зудиной.
Два дня на сцене Театра имени Ивана Франко играли «Амадея». В зале -- именитые гости, на сцене -- звезды. МХАТ под руководством Олега Табакова приехал в Киев впервые. «Амадей» -- личный выбор Олега Павловича. Как и роль Сальери, блестяще им сыгранная. После спектакля -- цветы, восторги, маленький банкет. Табакову подарили шикарный коньяк. Впрочем, мастер давно не пьет
«Говорить, что ты -- счастливый человек, словно признаваться, что ты дурак»
-- Тельняшка на вас -- это в память о коте Матроскине или
-- чтобы тепло было. На самом деле, это самая удобная одежда для командировок. Я и сплю в ней. Особенно комфортно чувствую себя в поезде. Когда со всех сторон дует, а тебе тепло.
-- Вам так мало надо для комфорта?
-- Ну почему же? Еще пару раз взглянуть на фото Пашки -- и совершенно счастлив. Ему шесть лет. Он учит английский, ходит в музыкальную школу, на плавание. Занят по горло. Об актерских способностях пока молчу. Правда, говорить, что ты -- счастливый человек, как-то нехорошо. Словно признаваться, что ты дурак. Ну да ладно. Просто все надо делать счастливо.
-- А если нет настроения?
-- Искать, искать! И вдохновляться. Вот меня, например, вдохновляет моя жена Марина. Сыновья -- старший, младший, внуки. Их у меня аж трое! Вдохновляет, что российским пенсионерам прибавили денег на проживание. Это для меня очень важно, хотя сам уже давно нахожусь с государством в рыночных отношениях. Просто я был готов к переменам, связанным со сменой экономического строя, больше чем, скажем, мои коллеги. С 1974 года зарабатывал тем, что ставил спектакли за пределами СССР. Первый -- «Ревизор» в Англии. Ставил его недолго, всего шесть недель. Но должен был сделать так качественно, чтобы меня позвали еще раз. И позвали. А в это время мои коллеги плыли по течению, как глупые бревна
-- Ну уж это вы слишком
-- Ничего не слишком! Я сам из Саратова, волжского города. Так вот по весне по реке много чего плывет. И при этом так уверенно. Не рулит. Меня это раздражает. А еще раздражают телодвижения некоторых моих коллег, сильно напоминающие жриц любви, мимо которых я проезжаю, направляясь в «Шереметьево-1». До тех пор, пока мы сами не поймем, что должны научиться зарабатывать деньги Но не думайте, что для меня существуют только деньги и успех. Чушь собачья! Надеюсь, не произвожу такого впечатления, несмотря на спортивный костюм и тельняшку
-- Конечно, они не очень сочетаются с должностью руководителя одного из старейших российских театров
-- А вы знаете, что во всем мире театр не зарабатывает более 15 процентов своего бюджета?! Главное -- это пожертвования, спонсоры. За полтора года моей работы во МХАТе мы получили много денег от спонсоров. И ни один рубль из них не был потрачен на гонорары мне или моей жене. Только на развитие дела. Один безумный человек подарил театру 21 (!) миллион рублей. Мы построили на них новую сцену. Так что за полтора года мы доказали свою полную автономность.
«Будучи директром «Современника», я за пьянство уволил Олега Даля»
-- Есть надежда, что ваш контракт как художественного руководителя МХАТа будет продлен?
-- Дело в том, что он еще не закончился. Истек лишь испытательный срок, который я сам для себя определил. Мой контракт с правительством Москвы на руководство театром заключен на пять лет. Только-только истек мой испытательный срок, во время которого я хотел понять, приношу ли я театру пользу. Мне показалось, что приношу. Так что я останусь еще на три с половиной года. А там посмотрим
-- Правда, что первый ваш внутритеатральный указ касался запрета алкоголя?
-- Да. А что, вам это кажется странным? У вас продают алкоголь в театральных буфетах? Недалеко же вы пойдете Во МХАТе было много пьяни. А в театре нужно работать, выходить на сцену. Приходить не в срач, а в чистое, ухоженное пространство. Как только меня представили коллективу, я сказал, что отменяю все, что было до меня, -- воровство, алкоголь. У меня по этой части вообще большие достижения. Будучи директором «Современника», я за пьянство уволил Олега Даля. Он взялся за голову, через полгода вернулся и стал продуктивно работать. А до этого дурака валял -- ему позволяли это как младшенькому в семье.
-- Да вы недобрый человек
-- Я злой. А еще честолюбивый и профессиональный. Отношусь к своему делу со всей ответственностью. Тем более, что в течение всей моей долгой и глупой жизни получаю вотум доверия от зрителей. А это, знаете ли, обязывает.
-- Вам ли уж об этом говорить? Вас зритель любит просто так, за то, что вы есть
-- Ну уж прям! Думать все время об этом, это, знаете, все равно, что рассказывать, какой ты красивый. Да, я сегодня чистил зубы, и не все мне понравилось в моем лице. Но стоит ли на этом зацикливаться?
-- Актеры МХАТа не ревнуют вас к «Табакерке»?
-- Может, и ревнуют, но умело сей факт скрывают. Дело в том, что я начал учить детей еще в 1974 году, когда никто не хотел этим заниматься. Прослушал три с половиной тысячи московских ребят, отобрал из них 49 и сделал драмкружок при себе самом. Существовало это заведение на мои кровные деньги. К чему это все привело? Половина сборной команды всех театров России (если бы такую собрать) -- мои ученики. Безусловно, я не собираюсь соединять МХАТ и «Табакерку». Последний -- мой засадный полк, как у Дмитрия Донского во время битвы на Куликовом поле. Я же хитрый
-- и умный.
-- Умный -- это что-то комплиментарное. Вот хитрый -- это обо мне.
-- Вас можно было бы сейчас перекупить?
-- Другому театру? Нет, конечно. Да и в других проектах я участвую с большим скрипом. Недавно мне предложили стать лицом одной солидной компании. Не хочу. Хотя деньги за это предлагают огромные. Отказался и от постановки спектакля в Японии. Предлагают сниматься в кино. Думаю. Мне, знаете ли, теперь больше роли президентов предлагают, а не как раньше -- королей сказочных. Но и на президентов времени нет. Я и так одним местом вон на скольких стульях сижу
«Я один из первых актеров в России, кто стал заполнять налоговую декларацию»
-- Кстати, весьма удачно -- ваша знаменитая «Табакерка» скоро будет уже 15-летие отмечать!
-- Скоро, скоро! Первого марта. Я к этой дате уже всем приготовил подарки. Актерам, которые проработали пятнадцать лет, на сберегательные книжки будет положена приличная сумма. Четверо наших бездомных талантов получат квартиры в Москве. Остальные -- подарки в виде домашней техники. Мне и на это деньги спонсоры дают. Даже когда не очень прошу. Просто мне верят. Наверное, я один из первых актеров в России, кто стал заполнять налоговую декларацию.
-- Секрет своего успеха не продадите?
-- Скорее успеха театра вообще. Потому что, на самом деле, он очень прост. Главное -- талант первоисточника, литературного текста. Затем талант театра, умеющего точно распределять роли и выбирать режиссера. И все это при минимуме затрат дает максимальный художественный эффект. Хотя что до первоисточника, то это, бывает, дело случая. Однажды мне в гостиницу в Туапсе, где я был на гастролях, принесли пьесу. Я долго ее не открывал, а когда это случилось, то просто рот раскрыл. Ее написала некто Светлана Савина. Стал ее искать. Уже дошел до милиции, ФСБ. Нет, и в помине! Доведенный до ручки, помню, просто обратился к зрителям: «Помогите найти автора » Что вы думаете? На следующее утро звонок -- молодой мужчина говорит: «Я друг Светланы Савиной». В общем, сейчас она учится на Высших литературных курсах в Москве, получила премию «Дебют». Так что нет ничего невозможного.
-- Вам легко говорить
-- Мне?! А вы знаете, что я в 29 лет должен был умереть? У меня был инфаркт. Еле выжил. Просто я стал мудрым. С годами. И понял, что главный подарок -- это жизнь. Никакой тайны здесь нет. Важно просто время от времени пытаться разрушать стереотипы. Например, в Японии художники, меняя стиль, меняют и фамилию. Увы, на такое я не способен. Но несколько раз в жизни я, действительно, круто поворачивал руль судьбы.
-- Страшно было?
-- Было. Но недолго. Все началось с Олега Ефремова. Я -- один из тех, кто пошел за ним в «Современник». Тогда он еще назывался «Студия молодых актеров». Ради этого отказался от роли князя Мышкина в Театре имени Станиславского. Рогожина должен был играть Урбанский. В 1970 году, когда Олег Ефремов стал во главе МХАТа, следующая строка в газете «Советская культура» сообщала: «Олег Табаков назначен директором театра «Современник». Это был довольно рискованный шаг. Обычно после этого творческая карьера актера заканчивается и начинается продвижение по государственной службе. Со мной этого не произошло. В 1976 году, когда мое мнение разошлось с мнением труппы «Современника», я написал заявление об уходе из театра. Добровольно. В те времена это был нонсенс. Я уже учил детей, стал руководить Школой-студией МХАТа Сколько авантюр!.. Уму непостижимо! Не говоря уже о последней
-- Надеюсь, вы имеете в виду не руководство МХАТом?
-- А как вы догадались? Конечно, нет. Наверное, моя последняя авантюра -- это женитьба на Марине Зудиной. Самая счастливая авантюра в моей жизни. Но это уже совсем другая история
-- Зато самая интересная.
-- Пусть она останется со мной
Читайте нас у Facebook