ПОИСК
Події

Подозреваемые в краже старинных икон и книг из чернобыльской зоны общей стоимостью в миллион долларов не предстанут перед судом, так как невозможно установить хозяев похищенных ценностей?

0:00 6 квітня 2001

В начале нынешнего года «ФАКТЫ» сообщали о том, что в результате совместной операции СБУ и МВД государству были возвращены уникальные культурные ценности, похищенные из хранилища отдела СБУ в Чернобыле в 1997 году. Сегодня есть основания полагать, что это лишь часть того, что было вывезено из Чернобыльской зоны, хотя и эта часть, по предварительным оценкам экспертов, «тянет» на миллион долларов. Остальное, по всей вероятности, давно уже переправлено за границу.

Уникальная коллекция собиралась из опустевших домов по всей Чернобыльской зоне

27 декабря прошлого года по подозрению в краже культурных ценностей из бывшего помещения СБУ в Чернобыле были задержаны киевлянин и житель Славутича. Чуть позже -- еще двое. Во время обыска на квартире одного из задержанных и были обнаружены похищенные реликвии. Казалось бы, можно было отрапортовать о раскрытии преступления, но в ходе следствия выяснилась одна очень любопытная деталь.

Как сообщили «ФАКТАМ» в Центре общественных связей МВД Украины в Киевской области, в настоящее время подозреваемые в краже культурных ценностей в следственном изоляторе не содержатся. Недавно им была изменена мера пресечения на более мягкую -- подписку о невыезде. Адвокаты задержанных настаивают на том, что поступок их подзащитных нельзя однозначно расценивать как кражу, потому что конкретных хозяев похищенных картин и икон установить фактически невозможно. Ведь эта уникальная коллекция собиралась из опустевших домов по всей Чернобыльской зоне, и у следствия до сих пор нет заявления хотя бы одного из потерпевших.

Правда, следователь по особо важным делам следственного управления Главного управления МВД Украины в Киевской области Игорь Житкевич, с которым у корреспондента «ФАКТОВ» состоялся разговор по телефону, считает, что суд над похитителями -- это лишь дело времени.

РЕКЛАМА

-- Отсутствие заявления еще не означает, что нет самого преступления, -- сказал Игорь Михайлович. -- Для факта преступления необходимы его объективные и субъективные составляющие, то есть объект и субъект преступления. Все это у нас есть, и мы доведем дело до конца.

Но пока суд не расставит все точки над «i», о том, что удалось выяснить в ходе следствия, можно говорить только как о версиях.

РЕКЛАМА

Незаконный вывоз культурных ценностей за рубеж «контролировал»… правоохранитель

Одним из первых в своей квартире в городе Украинка Обуховского района в конце прошлого года был задержан Николай Т. Так подтвердилась версия о том, что в краже участвовал бывший работник правоохранительных органов, призванный бороться как раз с контрабандой и незаконным вывозом культурных ценностей из Чернобыльского региона. (В интересах следствия мы не называем ни имен, ни других деталей, которые бы могли прямо указывать на конкретного человека).

А начиналось все так. В 1996 году в Чернобыльское отделение СБУ поступила информация о том, что некая прибалтийская фирма прислала в регион своих эмиссаров, которые с помощью местных жителей собирают в Чернобыльской зоне культурные ценности из опустевших жилищ. Ведь переселенцам после аварии на ЧАЭС не разрешалось ничего вывозить из своих домов. Прибалты, скорее всего, собирались переправить ценности за рубеж.

РЕКЛАМА

Из оперативных данных сотрудникам СБУ стало известно, что книги, картины и иконы припрятаны в подвале одного из заброшенных домов. Правда, позже выяснилось, что большая часть похищенного уже переправлена за границу, а обнаруженный тайник -- не что иное, как «заначка» преступников, занимавшихся сбором реликвий на территории Украины. Скорее всего, эмиссары прибалтийской фирмы вели со своими боссами двойную игру. Так или иначе, но этим тайником они воспользоваться не успели.

Из подвала иконы, старинные книги и картины, подлинную стоимость которых тогда никто не определял, перенесли в местное отделение СБУ, в пустой кабинет Николая Т. -- он несколько месяцев назад ушел на пенсию. Но к тому времени, когда было принято решение о передаче всех этих ценностей церкви, они загадочным образом исчезли из запертого и находящегося под охранной сигнализацией кабинета.

Следствие не исключало возможности, что у бывшего хозяина остался ключ от кабинета. Тем более, стало известно, что кто-то звонил в отдел охраны на пульт сразу же после того, как сработала сигнализация, представился сотрудником СБУ и сказал, что ему необходимо что-то забрать. Именно поэтому на объект охраны никто тогда не выехал.

Круг подозреваемых в причастности к исчезновению реликвий у следствия определился уже в первые дни после кражи. Всех их вызывали для дачи показаний, но задержан никто не был из-за отсутствия улик. А пока СБУ и уголовный розыск искали улики, похитители подыскивали покупателей. Задача эта была нелегкой. Ведь продать зараженные радиацией ценности, как они считали, можно только через представителей криминальных структур. Но с бандитами похитители не сошлись в цене. «Братки» решили сами добраться до икон, но не смогли обнаружить тайника. Не удалось договориться и с прибалтами. Оставалось только ждать момента, когда подвернется какой-нибудь выгодный покупатель, желательно из-за рубежа. А шансы переправить реликвии за границу у них были, так как один из подозреваемых имел опыт работы в структуре, занимающейся внешнеэкономической деятельностью.

Ожидание затянулось на долгих три года. Похитители вели себя тихо, работали в различных коммерческих структурах и старались лишний раз не попадать в поле зрения милиции.

После задержания на одном из первых допросов Николай Т. заявил, что он якобы хотел насолить своему бывшему начальнику, рано отправившему его на пенсию. Кроме того, утверждал, что не представлял, какую ценность могут иметь эти книги и иконы.

-- Еще работая оперуполномоченным, я вызывал к себе экспертов, которые заверили меня, что весь этот хлам ничего не стоит. Поэтому я со своими товарищами и решил, на всякий случай, забрать содержимое тайника себе, -- говорил Николай Т. следователю.

Но у следствия на этот счет имеются определенные сомнения. Во-первых, о проведенной экспертизе не зафиксировано ни одного документа, а во-вторых, зачем в таком случае несколько раз перепрятывать все эти вещи, раз они «ничего не стоят»?

Кстати, что касается стоимости чернобыльских реликвий, то, как считает руководитель группы искусствоведов-контролеров при Главном управлении культуры Ольга Беспятова, она может быть гораздо выше миллиона долларов.

-- К сожалению мне удалось поработать с похищенными ценностями очень мало времени. Поэтому не могу говорить о более точной оценке, -- говорит Ольга Ростиславовна. -- В Чернобыль меня привезли сразу же после того, как были обнаружены эти 34 иконы, 22 старинные церковные книги и несколько картин. Большинство из этих произведений искусства датируются XYII--XYIII веками, и стоимость их достаточно велика. Часть найденных ценностей, как свидетельствует надпись на титульном листе, принадлежали чернобыльскому мещанину Эльзару Лапенину, который в 1892 году передал их в дар господину Соловьеву.

У злоумышленников не было никаких шансов продать все это в Украине без дилеров, имеющих свой рынок сбыта. Дело в том, что все потенциальные покупатели -- из тех, кто имеет деньги, -- в нашей стране вкладывают свои средства в недвижимость, автомобили, но никак не в произведения искусства. А у людей, которые всем этим увлекаются, просто нет таких денег. Поэтому, как это не прискорбно, Украина, будь похитители поудачливей, скорее всего, потеряла бы свои реликвии. Ведь у нас очень прозрачные границы, и вывезти все это злоумышленникам не составляло особого труда. Тем более, что подобные попытки уже случались не раз. Известен случай, когда через нашу страну провозилась даже картина Рембрандта.

Стоимость одной из украденных книг может достигать миллиона долларов

-- Несколько лет назад из России через Украину транзитом проезжал некий гражданин США, -- рассказывает Ольга Ростиславовна. -- В его багаже среди прочих вещей были задекларированы картинны Рембрандта и русского художника Маковского, а также редкое (по словам американца) издание Евангелия. Все это он будто бы собирался передать в дар Кишиневской синагоге. В Молдову американец должен был вылетать вечером. Но, когда он проходил таможенный досмотр в аэропорту «Жуляны», картины Рембрандта у него уже не было. На вопрос таможенников американец ответил примерно следующее. Мол, гулял по Киеву, тесемки у сумки, в которой находилась картина, перетерлись, и она потерялась. О том, что картина была продана где-то в Киеве, догадаться несложно. В качестве штрафа за нарушение правил транзитного провоза культурных ценностей у американца было изъято Евангелие. Правда, его подлинная стоимость мне, к сожалению, не известна.

Существует еще несколько способов переправки культурных ценностей за границу. Например, с использованием курьерской почты «Федерал экспресс». Подобные случаи также были нами зафиксированы.

-- Расскажите подробнее о тех реликвиях, которые были изъяты у чернобыльских похитителей.

-- Пожалуй, самой ценной из них является старинная книга «Синайский патерик». В мире существует всего три экземпляра этой книги. По старым каталогам ее стоимость в 1932 году составляла 100 тысяч долларов. На сегодняшний же день, если над книгой немного поработать -- привести ее в божеский вид, -- ее стоимость может возрасти до миллиона! Хотя хочу вас предупредить, что все эти оценки весьма условны.

Достаточно большую ценность представляют и молитвословы, переписанные семинаристами вручную. На их страницах есть несколько фривольного характера. Это также может вызвать интерес у коллекционеров. Одним словом, вся эта коллекция может быть оценена и в гораздо большую сумму, чем миллион долларов.

-- В данный момент мы можем говорить о прямой причастности к похищению чернобыльских картин четырех человек, -- сообщили «ФАКТАМ» в следственном управлении МВД Украины в Киевской области. -- Установлены также личности тех, кто помогал злоумышленникам благополучно пройти через КПП в Чернобыльской зоне с таким ценным грузом, и мужчина, который помог вывезти реликвии на своем автомобиле. Меру их вины, мы надеемся, определит суд.

379

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів