ПОИСК
Культура та мистецтво

Для киевской премьеры оперы «любовь к трем апельсинам» было сшито 300 костюмов, над которыми полтора месяца работала целая мастерская

0:00 27 квітня 2001
Інф. «ФАКТІВ»
Московские режиссеры предпочитают ставить спектакли в Киеве Виолетта НАУМЕНКО специально для «ФАКТОВ» Премьера оперы Сергея Прокофьева «Любовь к трем апельсинам» (Национальная опера Украины, 20, 26 апреля)

Театральную сказку «Любовь к трем апельсинам» Карло Гоцци каждый итальянец знает с пеленок -- это романтическая история о принце, который искал невесту и нашел ее… в апельсине, после чего ее еще пришлось расколдовывать, преодолевая сопротивление злых ведьм и их помощников. Ироничность этой пьесы в свое время очаровала Сергея Прокофьева, который и написал оперу по ее мотивам. Оперу встречали овациями в Америке, России, Западной Европе. Наконец-то очередь дошла и до Украины. Идея поставить в Киеве «Апельсинов» принадлежит Владимиру Кожухарю -- главному дирижеру Национальной оперы. Вместе со своим старым товарищем по работе в Московском театре им. Станиславского Николаем Кузнецовым в далекие 70-е они уже ставили эту пьесу на московской сцене, а теперь решили поставить у нас. Нынешняя постановка мало чем напоминает ту, прежнюю, как и современную, ныне идущую в московском Большом: там на сцене проложены рельсы, по которым бегут… поезда. Мало вяжется с сюжетом, зато эффектно.

Киевский вариант милей и понятней. Такое впечатление, будто окунаешься в атмосферу детства, в котором обитают сказки и легенды. Правда, авторы этой постановки немного «подправили» Прокофьева, но это нисколько не испортило сюжет. Запомнились три огромных апельсина на сцене, которые в один момент раскрывались, и из них появлялись три избранницы, одетые в костюмы нежно-оранжевого и лимонного цвета. Ноу-хау спектакля можно считать специальные автоматические качели, сконструированные специально для премьеры: на них с потолка спускался добрый волшебник. В финале на сцене появлялась огромная декорация, изображавшая… зрительный зал, благодаря чему у «живых» зрителей создавалось ощущение, что они видят свое отражение в зеркале. Подобные декорации, кстати говоря, весят обычно 2-3 тонны и очень трудоемки.

Впечатляли и яркие цвета костюмов: как сообщила «ФАКТАМ» известная украинская театральная художница Мария Левитская, для спектакля было сшито около 300 нарядов, и половина из них эксклюзивны. Полтора месяца работала целая пошивочная мастерская. На каждый костюм пошло не менее 10 типов тканей, аппликаций и ручной вышивки. Костюм главной ведьмы -- Фата Морганы -- был сшит из лоскутков: если бы кому-то пришло в голову распороть костюм, то в руках у него остались бы сотни кусочков ткани… Было использовано 100 различных видов тканей и 70 сочетаний английского тюля, на украшения пошло около 500 метров блесток -- каждому герою соответствовала своя цветовая гамма. Раскрепощенность ощущалась не только в одеждах: обычно исполнители весьма статичны, а в этом спектакле они превратились в драматических актеров.

На мгновение казалось, что теряешь голову: сознание раздваивалось между происходящим на сцене и самой музыкой. Кстати, по словам московских гостей, Национальная опера имеет некоторое преимущество перед московским Большим: там процентов 50 исполнителей уже разъехалось по разным странам и с каждым годом количество профессионалов в театре катастрофически тает. Уезжают не только зрелые музыканты -- сманивают даже студентов консерватории. За бугром они нещадно эксплуатируются и возвращаются оттуда уже «отработанным материалом». У нас же музыкальный климат потеплее, да и не все еще разъехались в жаркие страны.

РЕКЛАМА

В спектакле много юмора, и, несмотря на большое количество иностранцев в зале, все шуточки и «приколы» были поняты и восприняты. Но не одним юмором жив бессмертный спектакль. Как-то одного известного музыканта спросили, почему он постоянно играет Прокофьева, когда мог бы исполнять нечто более виртуозно-эффектное. На что он спокойно ответил, что считает музыку Прокофьева лекарством для здоровья слушателей, и нравится кому-то или нет, но он будет продолжать «лечить» свою аудиторию таким вот нетрадиционным способом.

РЕКЛАМА

473

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів