ПОИСК
Культура та мистецтво

Николай мащенко: «меня подвели к брежневу и сказали: «вот режиссер, который сделал конкина»

0:00 21 серпня 2001
На днях известный актер Владимир Конкин отметил свое 50-летие

С актерами это такое происходит довольно часто -- проснулся утром и… знаменит. Так случилось и с Владимиром Конкиным. После премьерного показа фильма режиссера Николая Мащенко «Как закалялась сталь» в 1973 году за одну ночь он стал невероятно популярен. В прокате картина заняла почетное второе место, уступив лишь ленте Герасимова «У озера» с юной Натальей Белохвостиковой в главной роли.

Уже потом Конкин сыграл в еще одной культовой картине -- «Место встречи изменить нельзя». Но даже знаменитый Шарапов по накалу страстей не мог соперничать с Павкой Корчагиным. Да и не сыграл бы он никакого доброго следователя у Говорухина, если бы не «Как закалялась сталь». Знаменитый украинский режиссер Николай Мащенко, открывший для зрителей актера Конкина, все про это знает…

«Если бы Бурляев сыграл роль Павки Корчагина, он получил бы за фильм 100 тысяч рублей»

-- Николай Павлович, припоминаете, когда последний раз видели своего воспитанника, Владимира Конкина?

-- Честно говоря, время быстро пролетело, не успел опомниться, как Володя Конкин из 19-летнего мальчика (кстати, у нас на съемках он отмечал свое 20-летие) стал совсем взрослым человеком. 50 лет, знаете ли, полвека -- это что-то… А не виделся я с ним в работе уже 28 лет. «Как закалялась сталь» мы закончили в 1973 году, и потом уже в фильме «Путь к Софии», который я снимал в Болгарии, Володя сыграл в одном из эпизодов раненого лейтенанта. Кстати, по просьбе болгарского руководства. После Павки Корчагина его там очень любили. Все самые крупные начальники считали за честь принять его у себя дома.

РЕКЛАМА

-- Ему это нравилось?

-- Конечно! Один очень крупный руководитель болгарского государства сказал: «У меня в семье праздник -- ко мне в гости приезжает Владимир Конкин со своими детьми-корчагинцами». Тогда Володя ездил со своими мальчиками-близнецами. Специально для них мы сделали маленькие сабли, буденовки, и они заправски рубили все, что видели…

РЕКЛАМА

-- Ведь поначалу Владимир Конкин должен был играть отнюдь не Павку Корчагина, а чуть ли не его антипода.

-- Сначала его пригласили на эпизодическую роль Лещинского, друга Тони Тумановой, которому по фильму Корчагин должен был, попросту говоря, набить морду. А на роль Корчагина собирались взять Николая Бурляева. Это был мой выбор. Я потратил на уговоры Коли весь подготовительный период фильма. Он соглашался сниматься, но за такую сумму, которую тогда получал только Сергей Бондарчук, -- 550 рублей за съемочный день. Это были колоссальные деньги, но руководство все же пошло на это. Таким образом, после фильма Бурляев мог стать первым актером, который получил бы 100 тысяч рублей! Коля хорошо играл. Но когда я ему говорил, что не вижу в его глазах веры, Бурляев отвечал: «Я действительно не верю в то, за что борется Павка Корчагин. Это мне чуждо». Я сказал, что не могу в этом фильме снимать актера без веры. И мы расстались. Тоню Туманову тогда играла Наташа Бондарчук, у которой с Колей во время съемок разыгрался бурный роман. Нам казалось, что они не могут дышать друг без друга. Это была красивая любовь. Бурляев играл Наташе на гитаре. Кстати, в свое время подаренной мне Параджановым, а я, зная, как Коля любит играть, передарил ему. В общем, он совершенно очаровал Наташу Бондарчук, и они ушли из картины вдвоем.

РЕКЛАМА

-- Так все-таки как Конкин стал Корчагиным?

-- Однажды один из кавалеристов, участвовавших в съемке, подошел ко мне и сказал, указывая на Конкина: «Посмотрите, какой хороший парень. Конница скачет за ним, а не за Бурляевым». Мы решили примерить на Володю буденовку. Надели -- и я вдруг увидел, что все иллюстрации книги «Как закалялась сталь» как будто срисованы с Конкина. Мы поехали в Шепетовку посмотреть памятник Павке, а он -- совершенная копия Володи. Просто мистика какая-то! И стало понятно, что мы будем снимать Конкина в главной роли. А от работы Бурляева осталась атака в первых кадрах фильма, когда он падает с коня, а Конкин кричит: «Комиссара убили, комиссара!» Кстати, Бурляев никогда не таил на меня зла за то, что я не снял его в фильме…

-- Конкин ведь не был актером Киностудии Довженко. Как же он попал к вам?

-- Сам он из Саратова. Там закончил театральное училище и получил распределение в Харьковский ТЮЗ, где второй режиссер фильма, мой ученик Олег Фиалко, и нашел его. Конечно, с Володей вначале было непросто. Это была его первая роль в жизни. До этого в театре он сыграл лишь маленький эпизод.

Да что там говорить, после Павки на Конкина свалилась огромная слава. Ему приходили сотни тысяч писем. Писали просто: «Харьков, главпочтамт, Павке Корчагину». В день сто журналов и газет могли выйти с материалами о фильме или с его интервью. Володя хватался за голову, говоря: «Я никогда в жизни этого не перечитаю»…

«Машину с Володей Конкиным поклонники несли на руках»

-- Звездная болезнь его не миновала?

-- Немного задела. Не хочу сейчас вдаваться в подробности, дело прошлое. Но были даже решения ЦК комсомола в связи с его неправильным поведением… Правда, не знаю, доходили ли они до самого Володи. Ведь тогда, на гребне славы, он даже приветствовал Леонида Ильича Брежнева от всей советской молодежи на XIX съезде ЦК комсомола. Помню, потом был прием за кулисами. Секретарь ЦК Украины Анатолий Корниенко подвел меня к Брежневу и сказал: «Вот Мащенко, который сделал Конкина». Тогда выражались по-простому. Всякое было… Как-то Володя даже обмолвился, что, дескать, поднял авторитет студии имени Довженко, вытащил фильм. Но я зла не держу и всегда старался помогать Володе. Попросил Леню Быкова, чтобы он снял его в картине «Аты-баты, шли солдаты». А когда Станислав Говорухин меня спросил, как Володя как артист, поскольку партнером его должен был быть Володя Высоцкий, я сказал: «Высоцкий возьмет мастерством, а Конкин сможет выдержать конкуренцию, потому что находится в ореоле славы».

-- Говорят, отношения с Высоцким у него не сложились.

-- Возможно, это и так. Ведь Конкин сразу после фильма стал заслуженным артистом, лауреатом премии Ленинского комсомола. Должен был получить Ленинскую премию. Уже были готовы документы. Но когда они оформлялись, я попросил, чтобы там был представлен и актер, сыгравший роль Панасенко, который принимал Корчагина в партию. И сказал, что если его не будет в списках, праздника не получится. Был такой секретарь ЦК партии Украины, жесточайший человек, Маланчук, который на это отреагировал так: «Ну и не будет праздника». В это время я находился за границей и ничего сделать не мог.

-- С «Как закалялась сталь» колесили?

-- Где мы только с фильмом не побывали! И везде Володю ждал огромный успех. В Болгарии машину с ним поклонники подняли на руки и понесли в парк, где Володя стал раздавать автографы. Книга «Как закалялась сталь» выходила многомиллионными тиражами и за границей. Бывало, Конкин, чтобы не сорвать встречу, за ночь подписывал три тысячи книг. Причем всегда одинаково -- рисовал цветочек и инициалы В. К. Когда мы были в Болгарии, по телевизору передавали, что производительность молодежи в стране в связи с демонстрацией фильма «Как закалялась сталь» и приездом Конкина повысилась на 7,5%.

-- После такого бурного успеха ему не предлагали где-нибудь остаться навсегда?

-- Зачем? Конкину и в Москве было хорошо. Когда его пригласили в Театр Моссовета, он получил огромную четырехкомнатную квартиру. Здесь же, в Киеве, когда он снимался, у Володи была двухкомнатная. Сразу после окончания съемок фильма «Как закалялась сталь» он купил новомодную шикарную «Волгу». Конкин очень аккуратно относился к деньгам, ничего не проедал. Не любил лишних трат.

-- Поговаривали, что Конкин так и не смог в актерском плане «переплюнуть» роль Павки Корчагина.

-- Думаю, не будь этой роли у Конкина, он мог так и остаться в харьковском ТЮЗе. То, что нам удалось увидеть в нем, это, знаете ли, не каждый разглядит. Мне ведь поначалу руководство настоятельно рекомендовало взять на роль Павки Корчагина Тараторкина. В то время он был уже достаточно известным актером. Но я говорил: «Все обаяние Павки Корчагина как раз в том, что он мальчик». Такому, как Тараторкин, не поверят.

Володя -- одаренный артист. В 19 лет сыграть такую роль, как Павка Корчагин! Хотя было непросто. Он учился скакать на лошади, таскать бревна. Откуда он мог знать, что это такое! Володя -- сын крупного обкомовского работника, баловень родителей. У него была совершенно особенная, лощеная кожа нерабочего мальчика. Бывало, на съемках специально замажем всех грязью, начинаем снимать, а у него кожа отсвечивает каким-то особенным светом. В нем чувствовалась порода. Большие глаза. Симпатичный. В него влюблялись абсолютно все девчонки. Когда мы были с фильмом в Дрездене, на площади в центре города собрали всех невест ГДР, и Конкин поздравил каждую невесту. Володя подходил к девушке, шептал ей что-то, а ту, которая ему нравилась больше других, целовал. Тогда мне мэр Дрездена сказал: «Все невесты ГДР влюблены в Корчагина-Конкина». Помню, на встречах ко мне подходили девушки и с трепетом просили: «Разрешите прикоснуться к Конкину». Я отвечаю: «Да ради Бога, прикасайтесь».

«Конкин рассказывал, что однажды я бросил в него свою толстую помощницу»

-- Конкин был влюбчивым?

-- Очень! Представьте себе, что каждый вечер возле гостиницы собиралось 500--600 девушек, посланниц из разных школ, институтов страны. Они хотели пригласить Конкина к себе. Он спускался, смотрел на девушек и той, которая ему нравилась больше других, говорил: «Вот к вам в школу я пойду». Да что говорить, романы он любил крутить. Даже в самолетах.

-- В самолетах?

-- А что вы думаете -- стюардессы в него влюблялись сходу. Симпатичный он был очень, пока был скромный. Потом мы долго не виделись. И я слышал о нем всякое. Рассказывали, что Конкин как-то был на гастролях с театром в Волгограде. Роль у него была небольшая, по сути, без слов. Но как только его увидели на сцене, все зрители встали. Его просто забросали букетами! Аж 250! Чуть не сорвали спектакль. Говорят, правда, ни одного букета он никому из актеров не дал. А когда я у него спросил, действительно ли все так было, он сказал: «У меня ведь у Аллочки день рождения был. Когда я еще смогу принести ей 250 букетов!»

-- Поговаривали, что на съемках фильма «Как закалялась сталь» доходило до того, что вы могли даже стулом запустить…

-- Слухов много было. Я слышал, как-то в интервью Конкин говорил, что Мащенко ставит задачу, а если не выполнишь, он и стулом может запустить. А то однажды, рассказывал, свою толстую помощницу на меня прямо бросил. Но это неправда! У меня никогда толстых ни помощниц, ни актеров не было. Конечно, мои фильмы эмоционально очень непростые. На площадке я мог только делать вид, что у меня внутри ничего не происходит, но на самом деле… Недаром же я народный артист.

-- Конкин хотел что-то изменить в роли?

-- Хотел?! У меня хотеть нельзя! На съемочной площадке актеры должны играть так, как я им говорю. Я же снимаю картины-исповеди. В них нельзя горбиться или голову набок держать, как бедный родственник. Мои герои несколько отличаются от других. Они не могут в кадре жевать огурцы или сербать борщ. И Павка ни разу не делал подобного. Должны гореть только глаза. Конкин же худой был. Помню, взвалят ему три человека бревно на плечо, а он несет его, и на лице ни один мускул не дрогнет. Говорю, еще одно бревно положите, а у него еще больше сил. И прет прямо на камеру. Я думаю: «Э-э-э, нет, эти кости не сломать». Зритель все это видел, чувствовал и был в восторге от Павки. Приходили письма, в которых его умоляли: «Приезжай к нам, живи хоть целый год, мы будет тебя кормить, только спаивать не будем». Видать, дошли слухи…

-- Что, Конкин не удержался и от этого соблазна?

-- Мог он выпить. Мог. Мать Павки Корчагина играла актриса Максимова. До этого она снялась в фильме «Баллада о солдате». Внешне она была удивительно похожа на Владимира Конкина. Но Максимова любила крепко выпить. И долгое время я не знал, что к этому она подключала и Володю Конкина.

-- Вы-то сами верили Павке Корчагину?

-- А как же! Такую картину без веры снять нельзя. Через много лет Сергей Бондарчук снимал свою знаменитую картину «Красные колокола», позвонил мне и говорит: «Ты знаешь, Коля, изменились времена. Снимаю на самой «Авроре», стоят моряки -- и ни в одном глазу веры нет! Тут-то я вспомнил твоих совершенно ошалевших, но верящих в Павку людей… »

Книгу «Как закалялась сталь» первый раз я прочитал в восемь с половиной лет, а в девять уже наизусть цитировал своей маме. Первой картиной, которую я увидел на киностудии им. Довженко, когда приехал в Киев, была «Как закалялась сталь» Алова и Наумова. Еще была картина Донского. Кстати, «Как закалялась сталь» хотел снять и Довженко по сценарию, который собирался писать Бабель. И когда через много лет мне предложили снять «Как закалялась сталь», я ответил: «Только в том случае, если сценарий напишут Алов и Наумов, а консультантом будет Донской». Сразу была решена этическая сторона.

-- Что это за история с известным монологом Павки Корчагина «Жизнь дается человеку один раз… », прочитав который, Владимир Конкин, якобы, упал без сознания?

-- Эту сцену мы снимали в Шепетовке. Было страшное напряжение. Собралось около двух тысяч курсантов в буденовках, шинелях. Должны были идти к памятнику Островского. Одному курсанту не хватило шинели. Он рыдал, грыз землю и просил кого-нибудь уступить ему шинель. Тогда я сказал Конкину: «Видишь, это настоящий Корчагин». Его это потрясло. И действительно, когда Володя произнес известный монолог, то просто упал без сил.

-- Правда, что мы могли так и не увидеть фильм «Как закалялась сталь» из-за огромного количества замечаний местного начальства?

-- Первым посмотрел ее Маланчук и сделал 49 крупных замечаний. Если бы мы учли их, от фильма ничего бы не осталось. Тогда начальник лаборатории киностудии тайно стал печатать картину, и каждый вечер на кассетах ее вывозили в Москву. Ее посмотрели заведующий телевидением и отделом агитации Смирнов и Александр Яковлев. Они не сделали ни одного замечания.

 


791

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів