ПОИСК
Події

Член комиссии по вопросам реформирования правоохранительных органов при президенте украины василий шакун: «за последние три года готовность молодых людей содействовать милиции уменьшилась вдвое»

0:00 1 лютого 2001
Інф. «ФАКТІВ»

Рекомендация Верховной Рады Президенту Украины освободить от занимаемых должностей председателя СБУ, руководителей МВД и Гостаможни, а также принятое накануне Нового года решение Леонида Кучмы о создании в его Администрации Управления по вопросам деятельности правоохранительных органов свидетельствуют о том, что к силовикам и у парламента, и у главы государства есть, как говорится, вопросы.

Похоже, система правоохранительных органов нуждается в неотложном реформировании. В январе нынешнего года Леонид Кучма подписал Указ о создании Комиссии по вопросам реформирования правоохранительных органов в Украине. Профессор Национальной академии внутренних дел Украины, генерал-майор милиции Василий Шакун, автор нашумевшей в свое время книги «Власть и преступность», назначенный членом этой комиссии, сегодня отвечает на вопросы «ФАКТОВ».

Правоохранительная система Украины тянет общество в печально известные 30-е годы

-- Василий Иванович, если верить статистике, уровень преступности у нас непрерывно снижается, а процент раскрываемости преступлений -- растет…

-- Это не совсем так. Действительно, если руководствоваться чисто формальными показателями, то количество зарегистрированных преступлений в последние годы уменьшается. В среднем ежегодно у нас совершается около 550 тысяч преступлений, но ведь численность населения ежегодно сокращается примерно на 350--400 тысяч человек. Вот и судите: растет преступность или снижается?

РЕКЛАМА

Что же касается эффективности работы правоохранительных органов, то и здесь не все так благополучно, как хотелось бы. Критерием оценки результативности деятельности правоохранительной системы во многих странах является количество уголовных дел, рассмотренных в суде. У нас же преступление считается раскрытым, если в ходе следствия установлен исполнитель преступления. И даже если в ходе судебных разбирательств под влиянием тех или иных причин подозреваемые оправдываются как невиновные, статистика уже зафиксировала это преступление как раскрытое. Эту проблему давно пора решить на государственном уровне.

-- Что же вы предлагаете?

РЕКЛАМА

-- Реформировать правоохранительную систему комплексно -- в целом, а не на уровне отдельно взятого ведомства. И прежде чем приступать к этой работе, выработать соответствующую концепцию, обеспечить ее широкое обсуждение среди ученых, практиков, законодателей. В порядке исключения, для большей оперативности она может быть утверждена Президентом Украины, при условии, что к разработке концепции будут привлечены незаангажированные структуры, независимые ученые, практики. Реализация же документа должна находиться под постоянным общественным контролем. В противном случае судьба концепции и ее воплощение в жизнь может повторить судьбу административной реформы, когда большинство населения толком не знает ни ее цели, ни задач, ни результата, который получат каждый из нас и государство в целом.

-- И все же, какие из недостатков в деятельности правоохранительных ведомств на сегодняшний день наиболее ярко проявляются, в частности, в органах внутренних дел?

РЕКЛАМА

-- Я бы не сказал, что это для меня самый удобный вопрос. Сегодня желающих говорить и давать оценку деятельности правоохранительных органов, и МВД в частности, хватает. Я к этим оценкам ничего не могу добавить. Не лучше ли говорить о путях преодоления недостатков? Правоохранительная система Украины, на мой взгляд, отстает от уровня развития общества. Более того, мне кажется, что она его (общество) как бы тянет назад в печально известные 30-е годы.

-- В последние дни много говорят о так называемой «прозрачности» правоохранительных структур. Что имеется в виду? Ведь стеклянная банка с консервацией тоже прозрачна, но если ее открыть и оставить на время приоткрытой, ее содержимое испортится.

-- Действительно, деятельность правоохранительных органов в последние годы в силу разных причин стала более замкнутой, несмотря на наличие в СМИ многочисленных публикаций, телепередач, освещающих разные стороны их деятельности. Создана сеть пресс-центров. Но власть, особенно законодательная, оказалась отстраненной от контроля за деятельностью правоохранительных органов, и Президент не имел аппарата, с помощью которого он мог бы осуществлять более пристальный контроль за состоянием дел в правоохранительной системе. Этим, видимо, и вызвано создание в Администрации Президента соответствующих структур, призванных обеспечить прозрачность и большую эффективность правоохранительной системы.

Но всякая прозрачность, особенно в правоохранительной системе, должна иметь свою границу. На мой взгляд, недопустимо, когда в СМИ появляются публикации, которые могут привести не только к трагическим последствиям.

Когда МВД при принятии бюджета вынуждено будет доказывать и оправдывать свои расходы до последней копейки, это и будет лучшим контролем над ним

-- Возможен ли «общественный контроль» за деятельностью ОВД и в каких формах он может быть осуществлен?

-- Мне сложно понять, что под этим подразумевается. Если это возможность вмешиваться в их повседневную деятельность, то я противник такого контроля. Наиболее эффективным может быть общественный контроль через представительные органы власти. Когда Верховная Рада найдет возможность создать такую систему прохождения бюджета, при которой МВД вынуждено будет доказывать и оправдывать свои расходы до последней копейки, это и будет лучшим контролем. Кстати, так делается в мире, который у нас принято называть цивилизованным.

Здесь возникает другая, более тревожная проблема. Может так случиться, что милиция окажется в борьбе с преступностью в одиночестве, без поддержки населения. Проведенное недавно в Киеве криминологическое исследование среди молодежи выявило тревожную тенденцию. За последние три года готовность молодых людей содействовать милиции в борьбе с преступностью уменьшилась в два раза. Где уж тут говорить об общественном контроле.

-- Нищенские зарплаты наших милиционеров стали притчей во языцех. Интересно, каково денежное содержание у их коллег в ближнем и дальнем зарубежье? Например, в России, Белоруссии?

-- А зачем нам дальнее и ближнее зарубежье? Нам бы со своими зарплатами разобраться. В этой связи кажутся совершенно бессмысленными разговоры о коррупции в органах внутренних дел. Неужели правительство и законодатели не понимают, что зарплата начинающего сотрудника после окончания той же Национальной академии внутренних дел 250 гривен (прожиточный минимум, недавно утвержденный Кабмином, в полтора раза больше) недостаточна. У сержантского состава ОВД зарплата вообще копеечная. Если государство не в состоянии содержать милицию в таком количестве, чтобы обеспечить ее сотрудникам достойное денежное содержание, то надо сократить ее так, чтобы это стало возможным. А такой опыт в Украине есть. В 1922 году численность украинской милиции составляла более 150 тысяч человек. Они тогда получали, и то не всегда, нищенскую зарплату, не имея в достаточном количестве ни обмундирования, ни техники… В 1923 году правительство уменьшило численность милиции до 53 тысяч, увеличив при этом денежное содержание более чем в три раза. А с 1924 года численность милиции вновь начала расти. Я не призываю правительство именно к таким мерам, но необходимо немедленно искать конкретные пути выхода из создавшегося положения, одним из которых как раз и есть комплексное реформирование всей правоохранительной системы Украины, в результате которой будут упразднены лишние звенья, а освободившиеся средства пойдут на увеличение зарплаты сотрудников.

Не грех нам обратиться к зарубежному опыту, где служба в полиции продолжается до 60 лет

-- Так в чем же конкретно состоит суть реформирования МВД?

-- Я не могу говорить от имени МВД. Видимо, это дело его Коллегии. Могу высказать лишь свое мнение как ученого. Годами складывалось так, что всякое реформирование начиналось «сверху». Доводилась какая-то цифра для сокращения численности ОВД, что и служило толчком для реорганизации. Якобы чтобы приспособить численность личного состава к задачам, возложенным на органы внутренних дел. К примеру, в последние годы, перед МВД была поставлена задача сократить численность личного состава на 20%. Почему на 20%, а не на 5% или не на 50%? Кто-то это обосновал? Трудно назвать эту задачу реформаторской. Чтобы проводить реорганизацию, необходимо определиться с функциями, которые возлагаются на низовое звено, то есть РУВД. Сама система районных управлений уже отстает от требований времени. Начинать надо с конкретного городского микрорайона, сельского населенного пункта. Когда будет определено, как на этом уровне будут организованы борьба с преступностью и охрана общественного порядка, надо будет переходить на более высокий -- районный, областной и так далее. При этом не надо забывать, что каждый уровень не должен дублировать функции другого. Я уже не говорю о МВД, которое, и здесь я согласен с мнением его руководителей, должно вырабатывать прежде всего стратегию борьбы с преступностью в государстве, разумеется, в рамках своей компетенции.

-- В системе МВД идут бесконечные сокращения, прозванные «оптимизацией». На самом же деле, по мнению многих практических работников, сегодня фактически уничтожено профессиональное ядро во многих ведущих службах, ибо с достижением пенсионного возраста последние два года на пенсию принудительно отправляли 40--45-летних, полных сил, высококлассных профессионалов. Есть ли выход из создавшейся ситуации?

-- Видимо, «оптимизация» -- не от хорошей жизни. А то, что при этом существенно снизился профессиональный уровень сотрудников, факт неоспоримый. Чтобы подготовить хорошего профессионала, требуются не один год и не один десяток тысяч гривен. И как раз в 40--45 лет он только начинает оправдывать средства, вложенные государством в его образование и дальнейшее повышение квалификации. И тут приходит срок увольнения. Формально, это предусмотрено соответствующими нормативными документами, к разработке которых еще в начале 90-х годов прошлого столетия я имел прямое отношение. Могу с уверенностью сказать, что в то время никто не задумывался над обоснованием, в том числе и экономическим, этих сроков. Видимо, пришло время их пересмотреть, впрочем, как и другие условия увольнения сотрудников ОВД. Не грех бы обратиться к зарубежному опыту, где срок службы в полиции продолжается до 60 лет. Да и уволить полицейского там не так просто, как у нас, особенно, если это простой каприз начальника. Денег на ветер там никто не бросает. Нам еще когда-то предстоит подсчитать, во что обошлись государству сегодняшние так называемые «кадровые чистки».

-- Как, на ваш взгляд, можно конкретно решить проблему дублирования работы в деятельности правоохранительных структур?

-- На мой взгляд, в системе МВД должна быть создана единая служба по борьбе с организованной преступностью, а это подразделение в Службе безопасности Украины ликвидировано. Здесь же в МВД должна существовать финансовая полиция, созданная на базе налоговой милиции и службы по борьбе с экономической преступностью. Только тогда прекратятся бесконечные проверки предприятий, вызывающие недовольство людей. В системе МВД должна быть создана пограничная полиция с упразднением соответствующего Комитета по охране Государственной границы. Само понятие «внутренние войска» не должно присутствовать в государстве, а тем более, в МВД. На их базе должны быть созданы силы быстрого реагирования, сосредоточенные в нескольких регионах, оснащенных соответствующей автомобильной и авиационной техникой. В МВД же должна быть создана миграционная служба на базе разрозненных подразделений других ведомств. Так это заведено практически во всех странах Центральной и Восточной Европы.

Служба безопасности Украины должна быть освобождена от не свойственных ей функций борьбы с организованной преступностью, нелегальной миграцией и так далее. Из ее состава должны быть выделена внешняя разведка и создан самостоятельный орган, подчиняющийся непосредственно Президенту. Кроме того, это еще и альтернатива для получения объективной информации о положении дел в стране.

Министерство финансов должно получить в свое ведение таможенную и налоговую службы, сосредоточив, таким образом, в одних руках как наполнение, так и расходование бюджетных средств.

-- Вы забыли упомянуть о прокуратуре. Какое место должно занять это ведомство?

-- Сейчас прокуратура не принадлежит ни к судебной, ни к исполнительной, ни к законодательной власти. Когда же она будет находиться в системе судебной власти, то тогда можно будет говорить о четком завершении принципа разделения власти.

-- В ходе реформы не забыть бы о тех, ради кого и ради чего они происходят…

-- Имитация реформ вечно продолжаться не может, да и стоит она дорого. Некомпетентное руководство, корпоративный эгоизм руководителей правоохранительных органов не только не могут при нынешней системе решить унаследованные от прошлого проблемы, но и становятся причиной появления новых, еще более сложных. При этом, не имея серьезного давления со стороны общества, они все более откровенно проявляют свое нежелание или невозможность решать возникшие проблемы. Согласно опросу, проведенному МВД, в 18 областях Украины, Киеве и Симферополе по вопросам оценки деятельности милиции по охране правопорядка, только 14% опрошенных были удовлетворены правопорядком, частично удовлетворены -- 43% и не удовлетворены -- 38%. И если население не преодолеет равнодушие к государственным делам вообще и к состоянию правопорядка в частности, то никакие реформы нам не помогут.

Законодательная база деятельности правоохранительных органов создавалась в начале 90-х годов. Тогда мы смотрели на наше будущее с большим оптимизмом, и мало кто предполагал ухудшение экономического положения, а также вспышку преступности.

-- А каким будет место созданного в Администрации Президента уже упомянутого Управления по вопросам деятельности правоохранительных органов в правоохранительной системе Украины? И каковы задачи вашей комиссии?

-- Не знаю, каким будут функции этого управления, но не думаю, что управленческие, ибо это противоречило бы Конституции. На мой взгляд, основной целью его работы будет обеспечение деятельности Президента как гаранта конституционных прав и свобод граждан, создание условий для обеспечения функционирования в стране институтов гражданского контроля за деятельностью правоохранительных органов. Это было бы оправдано и справедливо.

В задачи же нашей комиссии входят анализ организации и практики работы правоохранительных органов в Украине и других странах, подготовка соответствующих предложений, организация подготовки и рассмотрение проектов законов, актов Президента и Кабмина, программ и мероприятий по вопросам совершенствования деятельности правоохранительных органов. И полномочия у комиссии в связи с этим тоже достаточно широкие. Ее члены имеют право как получать всю необходимую информацию, материалы и документы, так и заслушивать на своих заседаниях руководящие государственные органы.

 


463

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів