ПОИСК
Події

75 тысяч наших моряков лишатся работы, если в ближайшее время украина не приведет в соответствие с международными стандартами законодательную базу подготовки и дипломирования морских специалистов

0:00 18 січня 2001

По количеству моряков, работающих на судах под иностранными флагами, Украина сегодня занимает третье место в мире, уступая лишь Филиппинам и России. Причем украинская рабочая сила представлена в основном экипажами. 27% экипажей, получивших работу за границей, -- украинские, в то время как доля филиппинских на мировом рынке -- 26%, российских -- 16%. Как утверждают специалисты, экспорт морской рабочей силы государству выгоден, ибо месячная зарплата «экспортных моряков» -- от 500 до 6000 долларов, а это реальный приток валюты в страну. Загвоздка, однако, в законодательной базе, обеспечивающей систему подготовки украинских моряков. Она в данный момент не соответствует международным требованиям.

В чем же несоответствие? Это объясняет директор Киевского тренажерного центра подготовки моряков при Государственной академии водного транспорта, капитан дальнего плавания, член Лондонского морского института Игорь Горобец:

-- На сегодняшний день кто только ни руководит моряками -- Министерство транспорта, Комитет рыбного хозяйства при Министерстве аграрной политики и Министерство образования и науки! В то время как одно из основных требований -- дипломированием моряков в стране должен ведать единый (!) Межведомственный координационный орган. Именно он должен представлять интересы украинских моряков. А нет такового -- и нет порядка.

Отсутствует и национальное «Положение о званиях лиц командного состава» морских судов и порядке их присвоения» -- основной документ, в котором сформулированы требования по подготовке и дипломированию моряков. Более того, до сих пор всем морякам выдаются квалификационные дипломы еще советской формы, не соответствующей международному стандарту.

РЕКЛАМА

Словно грибы после дождя, множатся нелицензированные центры, осуществляющие подготовку и повышение квалификации специалистов для морской отрасли, а на самом деле просто «торгующие» документами. Поэтому нашим морякам необходимо, не доверяя внешнему антуражу и яркой рекламе, требовать в учебных центрах предъявления лицензии Министерства образования и науки Украины на переподготовку и повышение квалификации, а также сертификата о соответствии международным стандартам -- чтобы не выбрасывать деньги на ветер.

Несмотря на все эти нюансы Украина все же попала в число 72 стран (из 158-ми), допущенных на международный рынок морской рабочей силы. Но это «аванс», который нужно «отработать». В 2001 году истекает срок, данный Украине на приведение своей законодательной базы в соответствие с международными требованиями.

РЕКЛАМА

Если Украина этого не сделает, то ей грозит вывод из так называемого «Белого списка», то есть списка стран, чьи специалисты будут пользоваться спросом на международном морском рынке труда.

-- Хотя наши морские офицеры, -- отмечает исполнительный директор Украинской ассоциации частных судовладельцев Павел Никитин, -- получают образование, действительно соответствующее мировым нормам. Украинскую систему подготовки и дипломирования плавсостава нужно лишь адаптировать к тем стандартам качества, которые предложены Международной морской организацией и позволяют стране утвердиться в «Белом списке», а ее специалистам -- трудоустраиваться без риска попасть в «ловушки», расставленные законодателями других стран.

РЕКЛАМА

-- Час пробил, а воз, груженный обещаниями да обязательствами, и ныне там, -- обеспокоен директор компании по трудоустройству моряков за рубежом «Крымтрансгаз», капитан дальнего плавания Виктор Тарасюк. -- Нетрудно предположить, каковы будут последствия, если Международная морская организация обнаружит несоответствие существующей системы дипломирования специалистов той, которая декларирована при зачислении в «Белый список». Это подорвет имидж Украины, и десятки тысяч специалистов лишатся работы, а их семьи -- средств к существованию.

Поэтому Киевский центр подготовки моряков при Государственной академии водного транспорта и Одесский морской тренажерный центр, Украинская ассоциация частных судовладельцев и Украинская морская организация ратуют за скорейшее создание межведомственного органа, который наведет порядок в подготовке и дипломировании персонала для морского транспорта. Первым делом, по их мнению, следует проверить у всех центров подготовки моряков наличие разрешительных документов на образовательную деятельность в морской отрасли. Структуры, осуществляющие подготовку и повышение квалификации специалистов водного транспорта, должны находиться при уже лицензированных морских учебных заведениях и, следовательно, осуществлять подготовку в соответствии с мировыми стандартами, а не просто «торговать» сертификатами.

Безотлагательное приведение системы морского образования и дипломирования к мировым нормативам -- это вопрос утверждения Украины как морской державы, а также возможности 75 тысячам моряков и их семьям получить средства к существованию.

1304

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів