«на том свете нет ничего. Я погрузился в глубокий сон и потом очнулся в реанимации. А пока я не пришел в себя, меня… Просто не было»
Юрий Пашенюк вышел из трактора и нетвердой походкой направился к своим коллегам, которые в обеденный перерыв расположились за деревянным столом под навесом. Мужчины удивленно смотрели на тракториста. Когда это он успел напиться? Или вчерашний день рождения продолжает отмечать? На него, вроде бы, это не похоже.
Между тем Юрий подошел к столу и сел отдельно от всех. С ним явно что-то было не так. Его коллеги вспоминают, что он постоянно ронял голову на руки, и взгляд у него был какой-то туманный. А через пару минут тракторист подозвал к себе механизатора и попросил его, чтобы тот… помог ему сходить в туалет. «Да ты пьяный, что ли?» — удивился парень. «Нет, я не пьяный, — слабым голосом ответил Юрий. — Меня змея укусила. Ну, ничего. Я ей отомстил. Разорвал на две части».
«Змеи-то у нас в лесах есть, но, сколько живу, еще ни разу не слышал, чтобы они кого-нибудь укусили»
- Да не было у меня перед этим никаких дурных предчувствий! — улыбается 43-летний житель села Островец Черкасской области Юрий Пашенюк. — Я знаю, что журналисты любят задавать такой вопрос. А у меня тогда одно чувство было — голода. Как раз обеденный перерыв наступил. Я остановил трактор и присел на поваленный ствол дерева. Достал еду и уже собирался приступить к приему пищи. Вот тут как раз и произошло это несчастье.
Юрий вспоминает, как уперся правой рукой в землю позади себя и тут же вскрикнул от боли.
- Может, было не столько больно, сколько неожиданно, — рассказывает Юрий. — Как будто у вас из пальца кровь берут на анализы. В общем, достаточно неприятно.
- Вы сразу поняли, что это была змея?
- Я тут же отдернул руку, а она вцепилась зубами в палец и отпускать не хочет. Тогда я ее другой рукой схватил за хвост и попытался оторвать от себя. Так эта гадина меня тут же и за левую руку укусила.
- Вы испугались?
- Ну как вам сказать? Пугаться-то особо и некогда было. Я действовал, скорее, инстинктивно. Когда на вас падает паук, вы первым делом пытаетесь его сбросить, а потом уже думаете, не ядовитый ли он? Так и со змеей этой. Ох и крепко же она кусается! Я насилу оторвал ее от себя и бросил на землю. Тут же наступил на нее ботинком возле головы и потянул двумя руками за хвост. Не так-то легко, оказывается, змею разорвать. Тем же ботинком начал перетирать ее тело. Не помню, сколько это продолжалось. Я был еще в сознании, но уже не совсем понимал, что делаю. Так или иначе, я эту змеюку прикончил.
- Успели ее рассмотреть?
- Да, успел. Черного цвета. И не такая уж огромная, как обычно в кино показывают. Примерно полметра длиной. Говорят, что похожа на степную гадюку. Я в них не очень разбираюсь. Змеи-то у нас в лесах есть, но, сколько живу, еще ни разу не слышал, чтобы они кого-нибудь укусили. Так вот, я эту змею положил на мешок с сеном, чтобы потом показать ребятам.
«Как будто выключателем щелкнули — и нет тебя»
- А вы знаете, как надо вести себя при змеиных укусах? — спрашиваю Юрия.
- Опять же, видел, как в кино делают. Начал из ранки отсасывать яд. Но края очень быстро затягивались. Да и ранка такая была, что не заметишь. Я минут пять потратил на это, пока не понял, что все бесполезно. Еще слышал, что разрезают ножом место укуса, и кровь пускают… Нож-то у меня был. Но подумал тогда: как это я сам себя резать буду? Решил, что надо добираться до людей. Мои коллеги уже наверняка обедали под навесом. Это где-то в пятистах метрах от того места, где меня змея укусила.
- А как вы себя чувствовали?
- Руки постепенно становились деревянными. Я их почти не ощущал. Сердце то стучало, то замирало. А еще очень хотелось в туалет по-маленькому, но ничего не получалось. Позывы есть, а сходить не могу. Уже потом мне рассказали врачи, что это почки отказывать начали.
- Юрий действительно был похож на пьяного, — вспоминает агроном Дмитрий Данилюк. — Он привлек мое внимание, когда еще в тракторе ехал: у него голова постоянно на руль падала. А тут еще такую странную просьбу выдает: мол, ребята, помогите мне сходить в туалет! Уже когда сказал, что его змея укусила, мы все забегали. Я усадил Юру в свои «Жигули» и повез в село. Мы понимали, что теперь каждая минута могла стать для него последней. Никто толком не знал, сколько у нас есть времени для того, чтобы спасти Юру.
Фельдшера на рабочем месте не оказалось. Да и, как потом выяснилось, он вряд ли смог бы помочь умирающему трактористу. Нужна была квалифицированная медицинская помощь. Одна женщина догадалась наложить теряющему сознание Юрию жгут чуть выше ранки. Но это было только на одной руке. А ведь змея ужалила мужчину в обе.
Агроном Дмитрий Данилюк принял решение везти односельчанина в районный центр, в Умань. Если быстро ехать, то минут за сорок можно добраться. Кто-то сообщил о случившемся Юриной жене Галине, и та поехала следом на другой машине.
- Когда вас везли в больницу, вы были в сознании? Понимали, что происходит? — спрашиваю Юрия.
- У меня состояние было, как будто я болтался между жизнью и смертью. То приходил в себя, то снова проваливался в глубокий сон.
- Ничего вам не снилось?
- Нет. Как будто выключателем щелкнули — и нет тебя.
- Когда Юра приходил в себя, он просился в туалет, — вспоминает Дмитрий Данилюк. — Но едва выходил на улицу, тут же терял сознание.
По пути в Умань умирающего тракториста завезли в больницу в селе Дубовая. Но тамошний фельдшер только руками развел: «Ничем помочь не могу! Срочно везите в район. У меня и медикаментов-то нет для такого случая. Только время потеряем!»
- С медикаментами вообще оказалась беда, — рассказывает Дмитрий. — Наш председатель как раз в это время был в Умани. Как только мы узнали, что случилось с Юрой, тут же позвонили ему. А он уже с больницей связался. Пока мы везли Юру в Умань, постоянно в телефонном режиме велись переговоры с медиками. Думали сначала везти в городскую больницу, но наш председатель перезвонил и сказал, что нужно ехать в районную. Вроде бы там должна быть сыворотка против змеиных укусов.
«Противоядия не оказалось даже в Киеве»
Но ни в районной, ни в городской уманских больницах сыворотки не нашлось. Более того, противоядия не было даже в Киеве!
- Нам вроде бы сначала сообщили, что в столице сыворотка есть, — говорит Дмитрий Данилюк. — А потом выяснилось, что всего одна доза, да и то несертифицированного лекарства производства то ли Польши, то ли России. Якобы эту сыворотку еще никто даже не испытывал, и понятия не имеют, как она действует. Мол, если родственники Юрия напишут в письменном виде, что о возможных последствиях предупреждены, тогда и сыворотку доставят. Мы уже были согласны и на такой вариант. Но на подъезде к Умани снова раздался звонок из Киева: «Извините! Произошло непредвиденное. Доза сыворотки вчера действительно была. Но ее вчера же и использовали!» Вот так, даже в столице не оказалось противоядия от змеиных укусов!
- Юрий, в таких ситуациях, как у вас, люди обычно начинают обращаться к Богу с молитвами. Когда были в сознании, молились?
- Честно говоря, не помню, но, скорее всего, нет. Я был уже в таком состоянии, когда ни о чем не думаешь. А вот жена моя, которая в соседней машине ехала, говорят, молилась все время. Не знаю, может, Бог услышал ее молитвы, и я остался жив. Как мне потом сказали, к тому моменту, когда я попал в больницу, у меня уже начала сворачиваться кровь. И давление было на нуле.
Когда Юрия привезли в центральную Уманскую районную больницу, он был фактически в состоянии клинической смерти.
- И как там, на том свете? Многие из переживших клиническую смерть рассказывают о тоннеле и свете в его конце.
- Может быть, кого-то разочарую, но на том свете нет ничего. Я погрузился в глубокий сон и очнулся уже в реанимации. А пока я не пришел в себя, меня… просто не было.
Состояние, в котором побывал Юрий Пашенюк, врачи осторожно называют анафилактическим шоком (тяжелое, угрожающее жизни больного патологическое состояние).
- У него фактически не прощупывался пульс, — рассказывает исполняющий обязанности главного врача Уманской районной больницы Валентин Судакевич. — Давление нулевое. Из-за того что не работало сердце, начали отказывать почки. Состояние Юрия было критическим.
- Сколько времени человек может прожить после змеиного укуса?
- Однозначного ответа я вам не дам. Это зависит от степени ядовитости змеи. А также от того, насколько сильный организм у человека. По описанию Юрия укусила степная гадюка. Да, эта змея ядовитая, но не настолько, чтобы ее укус сразу же принес человеку смерть. Ведь существуют змеи, плюющие в глаза своей жертве, которая умирает мгновенно. Но с того момента, как змея укусила Юрия, прошло достаточно много времени. Мужчина мог умереть в любую секунду.
Я с гордостью хочу сказать, что мы сделали все возможное для того, чтобы спасти своего пациента. Все было организовано на высшем уровне. Очень хорошо, что в больницу позвонили тогда, когда пострадавший еще находился в пути. У нас было время приготовить реанимационную палату, провести консилиум.
Операция по спасению Юрия Пашенюка длилась целых восемь часов. И вот наконец-то мужчина пришел в себя.
«У меня теперь два дня рождения»
- Ничего необычного со мной не произошло, как мне показалось, когда я открыл глаза, — вспоминает Юрий Пашенюк. — Я лежал в больничной палате и… не помнил, как здесь очутился. Уже потом, со временем, начал вспоминать детали происшедшего. В первые несколько дней была жуткая слабость. Даже с кровати не вставал. И тем не менее, как я считаю, на поправку пошел быстро.
- Юрия через пару дней перевели в обычную палату терапевтического отделения, — говорит Валентин Судакевич. — А уже неделю спустя выписали из больницы. Еще два месяца его будут наблюдать врачи. Хотя сейчас могу с уверенностью сказать, что Юра выжил. Больше никаких осложнений быть не должно.
- У меня теперь два дня рождения, — улыбается Юрий. — Причем идут они один за другим. Ведь за день до того, как меня укусила змея, мне исполнилось 43 года.
В Уманском районном управлении МЧС мне сказали, что у них пока еще нет опыта борьбы со змеями. Но теперь надо изучать и этот вопрос.
- Я за последнее время столько литературы про змей прочитал! — говорит инспектор Уманского районного управления МЧС Евгений Кравченко. — Вот теперь информируем людей через средства массовой информации, как вести себя при змеиных укусах. Хочется отметить, что коллеги Юрия действовали оперативно. Не растерялись. Даже первую помощь старались оказать пострадавшему. И слава Богу, что все так хорошо закончилось.
Кстати, степная гадюка на самом деле менее ядовита, чем гадюка обычная. Как правило, она стремится уползти при встрече с человеком и атакует врага, только если путь к отступлению отрезан. Случаи смертельных исходов при укусе степной гадюки достоверно не известны. Изредка от ее укусов погибают лошади и мелкий рогатый скот.
Справка «ФАКТОВ»
За год во всем мире регистрируется до одного миллиона случаев укуса человека змеей. Считается, что при укусе самыми действенными способами оказания помощи являются наложение жгута и отсасывание яда из ранки. На самом деле эти меры бесполезны — так же, как и нанесение разрезов и насечек в месте укуса.
Для того чтобы избежать развития тяжелых, трудно поддающихся лечению последствий, первая помощь укушенным должна быть следующей. Пострадавшего нужно уложить и следить, чтобы он лежал неподвижно, так как всякое движение ускоряет распространение яда в организме и, соответственно, ухудшает работу сердечно-сосудистой системы. Внутрь дать 5-10 мг (1-2 таблетки) преднизолона, а через 25-30 минут в межлопаточную область подкожно вводят 500-1000 АЕ (1-2 ампулы) лечебной противозмеиной сыворотки. Рекомендуется обильное питье — чай, кофе, минеральная вода. В случае необходимости применяют средства, стимулирующие работу сердца и дыхательной системы.
Независимо от места и времени происшествия больного госпитализируют в ближайшую больницу. В сопроводительном листке следует указать количество введенной лечебной противозмеиной сыворотки и преднизолона.
Автор выражает благодарность сотрудникам Управления МЧС Украины в Черкасской области за помощь, оказанную при подготовке этого материала.
708Читайте нас у Facebook