ПОИСК
Здоровье и медицина

«Когда врачи подключили меня к аппарату, который должен был работать вместо моих легких, пораженных пневмонией, я не верил, что смогу дышать, и обеими руками вцепился в маску, подающую кислород»

0:00 15 января 2010
«когда врачи подключили меня к аппарату, который должен был работать вместо моих легких, пораженных пневмонией, я не верил, что смогу дышать, и обеими руками вцепился в маску, подающую кислород»
Виолетта КИРТОКА, «ФАКТЫ»
51-летнего жителя Белой Церкви, едва не погибшего из-за смертельно опасного осложнения калифорнийского гриппа, спасли благодаря аппарату «искусственное легкое». Он эффективен в 70 процентах случаев, а вентиляция легких — лишь в пяти

 — Накануне Нового года у мужа поднялась высокая температура, он начал покашливать, — говорит супруга Александра Васильевича 50-летняя Светлана Федоровна.  — Перед уходом на работу он выпивал препараты, снимающие симптомы болезни и сбивающие температуру. 31 декабря я с ним даже поругалась. У него температура 39 градусов, а он на работу уходит. Честно скажу: боялась осложнений, о которых по телевидению рассказывали месяц назад. Но муж меня не слушал. Первого числа ему стало настолько плохо, что мы вызвали «скорую помощь». Врач предположила, что у Саши грипп. Рентгеновский снимок показал, что также развилось осложнение — обширное двустороннее воспаление легких. Доктор районной больницы, куда попал муж, прямо мне сказал: «Даю всего десять процентов, что он будет жить».

С этой супружеской парой мы встретились в столичном Центре сердца, где погибающего от гриппа мужчину буквально вытащили с того света. Анестезиолог Александр Дружина с помощью методики, которую применяют во всем мире, спасал и продолжает спасать больных по всей Украине.

 — Узнав о том, что калифорнийский грипп стремительно поражает легкие, наш специалист сам вызвался поехать в Ивано-Франковск, где было особенно много таких больных, чтобы подключать их к аппарату «искусственное легкое», — говорит директор столичного Центра сердца доктор медицинских наук заслуженный врач Украины профессор Борис Тодуров.  — В нашем центре была необходимая для этого аппаратура. Связываясь с коллегами в Германии, Америке, мы знали, что при калифорнийском гриппе человека, получившего осложнения, эта методика может спасти. За два месяца Александр Дружина помог нескольким десяткам человек по всей Украине. Хотя, если бы в нашей стране была закуплена необходимая для этой методики аппаратура, погибших от гриппа было гораздо меньше. Не сотни, а десятки…

«Искусственное легкое» — это коробка размером примерно 30 на 30 сантиметров. Внутри нее находится множество мембран. С одной стороны мембраны подается кровь больного, с другой — кислород. Благодаря сердцебиению венозная кровь попадает в прибор по трубочке, вставленной в сосуд, там она обогащается кислородом и возвращается обратно в организм через бедренную вену. В минуту через аппарат проходит от полутора до четырех литров крови. И очень быстро ликвидируется кислородное голодание организма.

РЕКЛАМА

«Этот грипп был первым в моей жизни»

Спасение Александра Васильевича напоминает детективную историю. За первые четыре дня болезни он побывал в пяти больницах.

 — Когда районный врач сказала, что Сашу нужно везти в Киев, муж руками замахал: «Ставьте мне капельницы и не разводите панику», — рассказывает Светлана Федоровна.  — Он даже предположить не мог, что находится на волосок от смерти. Я же была в ужасе.

РЕКЛАМА

 — Ну я ведь никогда ничем не болел! — добавляет 51-летний Александр Васильевич, отец пятерых детей.  — Этот грипп был первым в моей жизни.

- У мужа буквально на глазах синели пальцы, ему было тяжело дышать, — продолжает Светлана Федоровна.  — Пульмонолог, приехавший из областной больницы, прослушал легкие мужа и тут же сказал: «Немедленно в Киев». В столице мы побывали и в частной клинике, и в научном институте, еще в каком-то лечебном учреждении. В результате Сашу определили в реанимацию инфекционной больницы. Врач, изучив все анализы мужа, позвал меня в свой кабинет: «Сядьте». У меня внутри все оборвалось. После этого доктор объяснил, что шансов выжить у Саши очень мало. Я в панике позвонила сестре мужа, которая живет в Симферополе и имеет отношение к системе здравоохранения. Она сказала: «Существует методика, с помощью которой спасали таких больных». Уж не знаю как, но она нашла нужных врачей, и вскоре к Саше приехал Александр Дружина из Центра сердца. Из багажника своей машины он достал небольшую коробочку, которая и оказалась спасительным аппаратом.

РЕКЛАМА

 — У пациента пальцы рук были темно-синего, даже фиолетового цвета, — рассказывает заведующий отделением интенсивной терапии экстракорпоральных методов детоксикации столичного Центра сердца Александр Дружина.  — Он полусидел на кровати и двумя руками прижимал к лицу маску, в которую под давлением подавался кислород. Человек буквально задыхался. И с каждой минутой ему становилось все хуже. Пневмония при калифорнийском гриппе развивается очень быстро, можно сказать, молниеносно.

 — Когда меня подключали к аппарату «искусственное легкое», признаюсь, уже прощался с жизнью, — говорит Александр Васильевич.  — Я разговаривал по телефону с дочкой, и вдруг у меня перед глазами все почернело. Я перестал слышать и понял: это конец. Буквально через два часа меня подсоединили к аппарату. Кислородная маска, благодаря которой я дышал, уже была не нужна. Но я вцепился в нее обеими руками. Казалось, ее заберут, и я сразу умру. А когда маску отняли от лица, понял, что дышу, и почувствовал значительное облегчение. Мои легкие не работали четыре дня…

 — Сашу спасали не только золотые руки врачей, но и Бог, — убеждена супруга.  — Мужа подключили к аппарату седьмого января, как раз на Рождество. А через два дня из инфекционной больницы его перевезли в Центр сердца.

- Сделать это, не отключая пациента от «искусственного легкого», было непросто, — говорит Александр Дружина.  — Александр Васильевич лежал на кровати практически голым, ведь к его бедренным сосудам должен быть свободный доступ. Как могли, натянули на пациента брюки, куртку, на голову намотали простыню, укрыли несколькими одеялами и вывезли из инфекционного бокса прямо на улицу. Аппарат «искусственное легкое» работает не от батареек, а должен быть включен в сеть или подпитываться от специального генератора. Чтобы кровь продолжала насыщаться кислородом, одному из нас требовалось активно крутить ручку генератора, не останавливаясь ни на секунду. Поверьте, это непросто. Еще один врач нес кислородный баллон. В общей сложности каталку везли семь человек. Дорожка была обледеневшая, не очищенная от снега. Кто-то, поскользнувшись, упал… А ведь пациента нельзя было даже пошевелить.

«На днях взглянул на аппарат и ужаснулся: не крутится, кровь не перегоняет. А врачи посмеиваются: «Ты уже три с половиной часа сам дышишь!»

 — У меня был жуткий страх, поддадутся ли мои легкие лечению, — признается Александр Васильевич.  — Но врачи «скорой» мне сказали: «Мы вытягивали людей, у которых была такая же пневмония».

 — А со мной говорили очень осторожно, — добавляет Светлана Федоровна.  — Все повторяли: 50 на 50 процентов, что выживет… И только когда уже стало ясно, что дело идет на поправку, признались: не хотели меня радовать раньше времени, боялись сглазить.

Четыре дня мужчина был подключен к аппарату. И момента, когда его будут отключать, он искренне боялся.

 — В этот понедельник утром врачи долго изучали данные моих анализов, проверяли работу аппарата, расспрашивали меня обо всем, — говорит Александр Васильевич.  — В какой-то момент я повернул голову к своим вторым легким и увидел, что аппарат-то не крутится! «Посмотрите, — в ужасе сказал я врачам.  — Не работает!» А они посмеиваются: «Ты уже три с половиной часа сам дышишь!» Я им даже не поверил: как это сам? Разволновался…

Время от времени мужчина закашливается. Его продолжают усиленно лечить. Постоянно ставят капельницы.

 — Сейчас состояние Саши такое, какое бывает на начальной стадии воспаления легких, — рассказывает Светлана Федоровна.  — Но это лечится лекарствами. Самое страшное уже позади. Грипп, который пришел в нашу страну, действительно весьма опасен. В воскресенье, когда муж еще был в реанимации, мы узнали, что в нашей районной больнице от такого же осложнения гриппа умер Сашин хороший знакомый. Ему было всего 55 лет. Мне по телефону рассказывали, что он страшно кричал: «Сделайте же что-то, спасите меня»…

 — Забрав к себе в клинику этого пациента, вы подвергали риску остальных больных? — спрашиваю директора центра.

 — Нет. От него уже никто не мог заразиться гриппом, — отвечает Борис Тодуров.  — При выраженной пневмонии человек не распространяет вирус. Кроме того, мы поместили Александра Васильевича в отдельную палату, за ним были закреплены определенные медсестры, которые обязательно носили и носят маски, работают только в одноразовых перчатках. Риск минимизирован.

 — Кроме Саши, к счастью, больше никто из нашей семьи не заразился гриппом, — добавляет Светлана Федоровна.  — Хотя и я, и дети общались с ним, когда он только-только заболел. По телефону постоянно интересуюсь, как себя чувствуют 25-летняя дочь, 31-летний и 11-летний сыновья. Никто даже не чихнул.

Методика использования «искусственного легкого» придумана давно. Ее одновременно начали применять врачи Америки и Европы еще в 1970-х годах. Она просто незаменима при ушибах легких в результате ДТП, у рожениц, которым перелили слишком много препаратов крови, при бактериальных эндокардитах, опухолях легких…

 — К сожалению, до этой волны гриппа об «искусственном легком» в Украине мало кто слышал и практически никто не использовал, — говорит Александр Дружина.  — В нашем Центре сердца было несколько комплектов аппаратуры, об эффективности которой я узнал на европейских конференциях. И когда началась эпидемия гриппа, понял: именно сейчас она и нужна.

«Женщину, беременную двойней, мы реанимировали 20(!) раз, пока муж не сказал: «Хватит ее мучить»

- Когда Александр Николаевич обратился ко мне с просьбой отпустить его в Ивано-Франковск, чтобы помогать коллегам в борьбе с пневмониями, я боялся только одного: если он заболеет, мы потеряем одного из лучших специалистов, — говорит Борис Тодуров.

 — Неужели вам самому не было страшно, когда вы ехали в Ивано-Франковск? — задаю вопрос Александру Дружине.

 — Очень страшно! В Киеве еще не было паники. А в аэропорту «Борисполь» меня предупредили: «Западная Украина закрыта. Через несколько дней вас могут просто не впустить в столицу». Кроме того, еще не было понятно, что за грипп пришел в страну. Первой мы подключили к аппарату «искусственное легкое» женщину, которая была на 28 неделе беременности (Подробнее об этом наша газета рассказывала 13 ноября прошлого года.  — Авт. ). Она сразу пошла на поправку. Пришла в сознание. У ребенка начало чаще биться сердечко. Это вселило в нас уверенность, что методика действительно эффективна. Но за день, пока я находился в Ивано-Франковском перинатальном центре, только туда поступили 98 заболевших! Однако, несмотря на страх, люди сплотились, вели себя очень внимательно. Узнав, что врач едет к больному, таксисты отказывались брать деньги.

 — Сложно ли подключать пациента к «искусственному легкому»?

 — Квалифицированному анестезиологу достаточно один раз понаблюдать за тем, как проводится процедура. Во время новогодних праздников мне позвонили коллеги из Полтавы. Попросили срочно приехать, чтобы подключить к аппаратам их больных. Но я находился за границей. И медики начали действовать по рекомендациям, которые я давал по телефону. Оба пациента остались живы. Я считаю, что на данный момент в Полтаве и Ивано-Франковске есть специалисты, которые уже владеют методикой «искусственное легкое».

 — А аппараты искусственной вентиляции легких, которые рекомендовали использовать при осложнениях калифорнийского гриппа, были эффективными?

 — Крайне редко. Из-за массивной атаки вируса ткани легких теряют способность насыщать кровь кислородом, — объясняет Александр Дружина.  — Человек задыхается. Аппарат искусственной вентиляции легких не облегчает работу органа, не дает ему передышку, а принудительно вталкивает в него воздух, из-за чего повреждения лишь увеличиваются. Многие из тех, кого пытались спасти с помощью этих аппаратов, погибали от разрывов легких… Но нельзя сказать, что с помощью аппарата «искусственное легкое» можно помочь всем заболевшим. Согласно американской статистике, эта методика эффективна в 70 процентах случаев. Для сравнения: аппарат вентиляции легких помогает в пяти процентах…

 — Вам удалось помочь всем пациентам, к которым вы применяли эту методику?

 — К сожалению, нет. После Ивано-Франковска я поехал в Черновцы, где в реанимации находились три беременные с пневмониями. Самой тяжелой из них была женщина, ожидавшая двойню. Когда я захотел пойти в гостиницу, чтобы помыться, переодеться, передохнуть, муж этой беременной не выпустил меня из больницы. Он стал перед реанимацией на колени: «Доктор, я прошу вас, не уходите!» Я вернулся. Но мы ничего не смогли сделать. За ночь реанимировали ее 20(!) раз. При этом присутствовал ее супруг. Было видно, как сильно он ее любит. Но после того, как мы в очередной раз начали возвращать женщину на этот свет, он сам сказал: «Хватит ее мучить»…

 — Находясь в эпицентре эпидемии, как защищали себя?

 — Ходил в маске, принимал противовирусные препараты. Но в Черновцах, работая с беременными, почувствовал, что у меня повышается температура. Симптомы говорили о гриппе. Сразу начал принимать тамифлю. И буквально на следующий день стало гораздо легче. Сейчас я даже маску не надеваю, когда консультирую больных гриппом. После перенесенной болезни у меня выработались антитела к калифорнийскому гриппу. Теперь я в безопасности.

Александр Николаевич отмечает: сейчас началась вторая волна гриппа.

 — За последнюю неделю мне звонили коллеги из Луцка, Житомира, Сум, — говорит анестезиолог.  — К сожалению, несколько пациентов уже погибли только потому, что руководство больниц, не желая разбираться в принципе действия новой методики, не разрешает ее использовать. Отец 18-летней девушки по телефону говорил мне: «Я пришлю за вами вертолет, только помогите». Но я не могу проводить манипуляции в районной или областной больнице без разрешения администрации. А перевозить такого больного нельзя… Знаю, что в Харькове и во Львове уже закупили аппараты «искусственное легкое». Они должны быть не только в больницах, но и у сотрудников МЧС. Тогда будет спасено гораздо больше людей, у которых пострадали легкие. Очень важно, чтобы это поняли наши чиновники. Ведь если они заболеют, им нужна будет помощь тут, в Украине. Они просто не успеют получить ее за границей. Я в этом убедился. Несколько недель назад меня вызвали к высокопоставленному человеку, за которого переживали и депутаты, и бизнесмены. Его подключили к аппарату искусственной вентиляции, из-за чего легкие страдали еще больше. Больного срочно перевезли в Лейпциг. Но и тамошние врачи развели руками: «Нужно было подключать его к «искусственному легкому» при первых же симптомах пневмонии»…

23594

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров