В столице завершен судебный процесс над преступниками, убивавшими своих жертв из-за квартир
Об исчезновении 25-летнего Руслана никто из его родственников не заявлял. Видимо, поэтому, когда из сбросового канала возле Киева выловили тело мужчины, оно так и осталось никем не востребовано. Районный судмедэксперт, проводивший вскрытие, не обнаружил на трупе признаков насильственной смерти, и утопленника похоронили на Бориспольском кладбище как неизвестного, под номером 152. Сделали это в спешке, положив тело в гроб не по-христиански, лицом вниз. Когда-то эта ошибка должна была быть исправлена Почти год спустя тело Руслана (а это был именно он) стало одним из основных доказательств по делу о двух хладнокровных убийствах, которое, если бы не стечение обстоятельств и не настойчивость следователей Киевской городской прокуратуры, вполне могло бы стать еще одним «глухарем», то есть нераскрытым преступлением.
«Ну и дурак же он! Позарился на тряпки, а потерял большее»
Примерно через месяц после исчезновения Руслана в милицию обратилась бывшая жена гражданина Семена Яковлевича Шварца Валентина с заявлением о его исчезновении. Розыскные мероприятия не дали положительных результатов, и родственникам оставалось лишь ждать, что пропавший объявится сам.
Однажды вечером Валентина проходила мимо дома, где прожила с мужем более десяти лет, и обратила внимание на то, что в его квартире горит свет. «Вернулся!» -- подумала она и побежала в подъезд. В их совместной с Семеном Яковлевичем жизни бывало всякое, и все же его возвращение после полугодичного отсутствия она была готова принять с радостью. Но на настойчивый звонок в дверь никто не ответил. Валентина вышла на улицу и еще раз посмотрела на окно своей бывшей квартиры. Свет уже не горел. И тогда женщина поняла, что там кто-то чужой, но не ушла, а затаилась неподалеку от подъезда. Некоторое время спустя оттуда украдкой выбежал неизвестный мужчина с сумками в руках и на окрик Валентины «Стой!» лишь прибавил ходу. Женщина бросилась за ним вдогонку. Настигнув вора через два квартала, она схватила его за руку и уже не выпускала до тех пор, пока не подъехала патрульная машина, а затем вернулась к дому.
Еще через пять минут из подъезда вышел сосед Семена Яковлевича Александр и спросил у Валентины: «Что случилось?» «Не до тебя!» -- отмахнулась та и с чувством выполненного долга пошла по своим делам. А на следующий день она с удивлением узнала, что это именно Александр со своим дружком проник в квартиру ее бывшего мужа.
Во время следствия сосед Семена Яковлевича неожиданно легко начал давать признательные показания. Тогда никому и в голову не пришло, что Александр выбрал для себя из двух зол меньшее. Ведь преступление, которое он совершил до того как его арестовали за кражу на квартире Шварца, было куда более тяжким.
Александра осудили к трем годам лишения свободы. А в это время друзья обсуждали его поступок: «Ну и дурак же Сашка, позарился на тряпки, а потерял большее. Лишь бы теперь нас не выдал».
Эксперт, не обнаруживший на теле убитого следов насильственной смерти, объяснил свою ошибку усталостью
Соучастников другого, более серьезного преступления Александр не выдал. На вопросы следователя о том, не знает ли он, где в данный момент находится Семен Яковлевич, упорно отвечал, что его сосед, возможно, куда-то уехал. Но все, кто знал Шварца близко, в один голос утверждали, что он очень ответственный человек. За двадцать лет работы токарем на оружейном заводе он ни разу не только не прогулял, но даже не опоздал на службу. И тогда оперативники начали отрабатывать другие версии исчезновения оружейника.
-- Оперативные данные давали основания подозревать, что Семена Яковлевича, скорее всего, убили, -- рассказывает старший следователь следственного отдела Прокуратуры города Киева Дмитрий Алейников. -- Мы определили круг подозреваемых в возможном преступлении, куда попали уже отбывавший срок в колонии Александр, его пасынок Олег, а также еще несколько человек. Все остальное было делом техники. Один за одним мы произвели аресты, и преступники написали явки с повинной. Причем, в признательных показаниях они сознались также и в убийстве некоего Руслана, о котором следствию до тех пор ничего не было известно. Оба человека были убиты, а их тела выброшены в сбросовый канал под Киевом. Правда, когда убийцы узнали, что трупы их жертв не найдены, они поняли, что поторопились рассказать, где и каким образом были совершены преступления. И тут же изменили свои показания.
Вода, казалось, надежно спрятала все улики против убийц. Водолазы, обшарившие окрестности сбросового канала, на который в своих первоначальных показаниях указали члены преступной группы, не нашли тел ни Руслана, ни Семена Яковлевича. Следствие заходило в тупик. И тут кто-то обратил внимание на трубы, соединяющие место поиска с Днепром.
-- Мы подумали, что тела могло засосать насосом в трубы и выбросить в Днепр, -- продолжает свой рассказ Дмитрий Валентинович. -- Направление поиска было изменено.
Тело Семена Яковлевича пролежало в воде около года. За это время его голова отделилась от туловища и застряла в капюшоне трубы. Если бы ее унесло течением, то доказать убийство было бы очень сложно, ведь Шварца убивали, нанося ему удары монтировками именно по голове.
Оставалось найти вторую жертву -- Руслана.
-- Сопоставив данные, которые у нас были, мы стали проверять все трупы, выловленные в этом районе в то время, когда пропал Руслан, -- рассказывает Дмитрий Валентинович. -- И вышли на районного судмедэксперта, который проводил вскрытие неизвестного. В акте экспертизы он написал, что следов насильственной смерти на трупе не обнаружено, но мы, тем не менее, настояли на эксгумации. Другой эксперт установил причину смерти опознанного родственниками Руслана: его задушили и бросили в воду. Эксперт, не обнаруживший год назад следов насильственной смерти, объяснил свою ошибку усталостью.
«А вам приходилось когда-нибудь убивать человека?»
После обнаружения второго тела, картина преступных действий криминального квинтета вырисовалась полностью.
Олег и Руслан дружили со школьной скамьи. И когда Руслан решил продать свою квартиру, чтобы купить себе более дешевую, он поделился своими намерениями со своим лучшим другом. Олег же, в свою очередь, сообщил об этом своим друзьям. А те, узнав, что Руслан любит выпить, решили обманом завладеть его жильем.
План был разработан очень простой. В течении двух месяцев преступники спаивали Руслана в надежде отправить его на лечение от алкоголизма. А когда узнали, что некоторое время тому назад парень отдал в залог свой паспорт знакомому священнику, выкупили его за тридцать гривен и вклеили в документ фотографию Олега. После этого в нотариальной конторе была оформлена сделка купли-продажи. Теперь Руслан подлежал выселению. Но преступники решили его выселить так, чтобы он больше никогда не вернулся в свою квартиру и не смог обвинить их в мошенничестве. Мысль об убийстве появилась у них после знакомства с рыбаком, который назвался Мишей.
Новые приятели выпили и разговорились. В процессе беседы Миша неожиданно спросил: «Вы когда-нибудь убивали людей?» Получив отрицательный ответ, он самодовольно произнес: «А вот мне в армии приходилось это делать, причем неоднократно. Мог бы любого замочить за сотню баксов». «Есть одна кандидатура», -- заявил Сергей, которого в этой группе друзья считали старшим, и предложил Мише встретиться вечером следующего дня. Тот без колебаний согласился убить незнакомого человека.
О том, что будут убивать его одноклассника, Олег знал, но смалодушничал и не предостерег его. Правда, сам отказался участвовать в преступлении. Когда Руслана повезли «на рыбалку», Олег сослался на недомогание и остался дома.
Пить начали с самого утра. Бывший инкассатор, Руслан был крепким парнем и поэтому его решили напоить до бесчувствия до появления Миши. Рыбак пришел в назначенное время. Отозвав Сергея в сторону, он сообщил, что накануне был пьян и назвал нереальный гонорар за убийство их товарища. «Вы мне будете должны 500 баксов. Это -- последняя цена». Сергей согласился.
Руслана убили профессиональным ударом -- ребром ладони в шею, а его труп был сброшен в воду. Деньги Мише должны были передать на следующий день, но киллер на связь почему-то не вышел. В настоящее время рыбак-убийца находится в розыске, а его дело выделено в отдельное производство.
Квартиру Руслана преступники продали за 10 тысяч долларов и разделили деньги между собой.
Двойника Семена Яковлевича нашли возле метро «Нивки»
Избавившись от Руслана, преступники начали искать новую жертву. И вновь кандидатом на эту роль стал человек из близкого окружения одного из членов банды. Олег и его отчим Александр частенько заходили к Семену Яковлевичу в гости. И вот теперь это давнее знакомство им пригодилось. Когда Шварц развелся с женой и остался один в большой квартире, с ним решили поступить по уже отработанной схеме. Правда, в этом случае было несколько препятствий. Дело в том, что если Руслан был ровесником преступников, то Семен Яковлевич -- старше их в два раза. Поэтому трюк со вклеенной в паспорт фотографией одного из членов банды не проходил. К тому же, Семен Яковлевич был очень осторожным и вряд ли доверил бы им свой паспорт.
Однажды Александр предложил Шварцу устроить его на работу рекламным агентом. Семен Яковлевич долго думал, прежде чем отдать ему свой паспорт для трудоустройства. А преступники тем временем искали по Киеву человека, похожего на Шварца. И им повезло. В районе станции метро «Нивки» Сергей увидел бомжа, как две капли воды похожего на Семена Яковлевича. Сходство было поразительным, и преступник поначалу даже засомневался: не настоящий ли это Шварц?
Бомж согласился пойти с Сергеем к нотариусу всего за две бутылки водки. От имени Семена Яковлевича он подписал все документы и исчез. (В настоящее время он находится в розыске). А самого хозяина квартиры убили там же, где и Руслана. Под тем же предлогом его вывезли за город и несколько раз ударили монтировкой по голове. А чтобы тело, брошенное в воду, не всплыло, Сергей привязал к нему пудовую гирю.
Воспользоваться освободившейся квартирой убийцам не удалось. Их подвел отчим Олега, Александр, решивший поживиться вещами убитого. Финал этой истории известен.
-- В том, что преступники предстали перед судом, -- большая заслуга следственного отдела Киевской городской прокуратуры, -- рассказывает прокурор отдела поддержания государственного обвинения в судах Киевской городской прокуратуры Светлана Малыхина. -- Судите сами, если бы не были найдены и опознаны тела, то убийц, в лучшем случае, можно было бы осудить за подделку документов и мошенничество. А это означало, что они фактически выходили сухими из воды. А так трое из них приговорены к пожизненному заключению, Александр получил 15, а его пасынок Олег, не участвовавший в убийствах, -- 8 лет лишения свободы. Такое наказание для преступников я считаю справедливым.
P. S. По просьбе родственников жертв имена и фамилии в публикации изменены.
318Читайте нас в Facebook