ПОИСК
Культура и искусство

Актриса светлана крючкова: «каждый вечер я неимоверно счастлива: ко мне приходят трое мужчин»

0:00 31 августа 2000
Мирослав ДОМАЛЕВСКИЙ специально для «ФАКТОВ»

С третьей попытки поступив в театральный институт, Светлана Крючкова, наверное, и не мечтала о популярности. Она настигла актрису в самый неожиданный момент. Это произошло 2 мая -- на следующий день после выхода на советские экраны фильма «Большая перемена». В этот день детвора толпой носилась за молоденькой актрисой, выкрикивая: «Нестор Петрович». Поначалу Светлана радовалось, позже ей это надоело, но она смирилась, ведь она натура сильная, хоть и вспыльчивая. Незабвенная Раневская как-то сказала Ахматовой: «У каждого свои мули… »

«Впервые я влюбилась в шесть лет»

-- Обожаю свой родной город, Кишинев: пароходы, дети во дворах. В детстве я любила читать и мечтать о разном, но никогда не мечтала о профессии актрисы. В театр я попала совершенно случайно, наверное, так должно было случиться. А хотела я быть геологом или филологом…

-- В вашем голосе слышится нотка сожаления…

-- Да нет… Дело сделано, и все. Прошлое ушло, и не стоит к нему возвращаться. Большая часть жизни прожита. А это часть моей биографии!..

РЕКЛАМА

-- Помните свою первую любовь?

-- Конечно, мне тогда было лет шесть. Мы, три подруги, были влюблены в одного мальчика. Все время за ним бегали. Его почему-то называли Нолик. Хороший еврейский мальчик, я даже не помню ни его фамилии, ни как он выглядел. Я вообще влюбчивая.

РЕКЛАМА

-- Небось, и за деревьями целовались…

-- Ну что вы! Мы были иначе воспитаны! Да и потом, мой папа был следователем КГБ… Какие там поцелуи?! Помню, когда я впервые поцеловалась, а это было уже в старших классах, шла по улице, и мне казалось, что все прохожие видели, как я только что целовалась!

РЕКЛАМА

-- Но если вспомнить ваши вздохи по Нестору Петровичу в «Большой перемене», не скажешь, что вы скромница. Это была ваша первая роль в кино?

-- Да уж. Но я ничего из нее не вынесла… Разве что сто рублей. Я на них пылесос купила. Спрашивается: зачем мне был нужен пылесос в общежитии?!

-- Чтобы перевезти его в новую квартиру. Кстати, я о ней наслышан…

-- Верно. Это была огромная беда, ведь мы оказались в зараженной квартире! Более того, мы прожили в ней много лет. Вы даже не представляете, какой грязью меня тогда поливали питерские журналисты! Мне помогли тогда Михалков, Говорухин, Кобзон, Ахеджакова… Я эмоциональный человек. С годами стала реагировать на отрицательные моменты в жизни так: сразу думаю, что можно предпринять в этом случае. После того, как что-то сделано, и проблема решена, я заболеваю. На гнев сил не хватает. Хотя, конечно, бывает…

-- В ход идут тарелки, чашки, ножи…

-- (Улыбается. ) У меня небьющаяся посуда, ведь в доме два мальчика! Старшему -- 18 лет, младшему -- 9. Они оба творческие ребята. Очень непростые…

-- Ваш старший сын -- звукорежиссер. Не хотели направить его по своим стопам?

-- У Мити абсолютно отсутствуют актерские данные. Зато у него развиты гуманитарные способности -- он великолепно знает английский язык. Кстати, пишет изумительные стихи на английском. Его девушка из Франции -- парижанка. Мне она очень нравится. Если бы я была такая умная в восемнадцать лет!.. Теперь сын активно изучает французский.

-- Вы считаете себя идеальной женой? Кстати, что вы вкладываете в понятие «идеальная женщина»?

-- В идеальной женщине должны преобладать терпение и интуиция. Она всегда подскажет, как вести себя в той или иной ситуации. Кроме того, мне кажется, надо себя немножко любить. Мне всегда не хватало любви к самой себе. Из-за этого я много натворила в жизни… Но это одна сторона медали, с другой стороны -- мы все состоим из темного и светлого.

«Мы с Никитой Михалковым понимаем друг друга с полуслова»

-- Часто можно услышать: «У Крючковой такой дурной характер!»

-- Да, я знаю. Но так говорят те, кто плохо меня знает, потому что я очень прямолинейная, откровенная. Говорю то, что думаю.

-- Очевидно, эта слава закрепилась за вами после того, как вы укусили Збруева…

-- Возможно. Но мало кто знает, как это было на самом деле. Совершенно случайно в коридоре Киностудии имени Горького я познакомилась с Кореневым -- режиссером «Большой перемены», который пригласил меня на пробы. Я пришла на пробы учительницы -- Светланы Афанасьевны, которую сыграла потом другая актриса, а ее мужа Ганжу играл как раз Збруев. Задача была очень простая: Ганжа должен был меня втаскивать в комнату, а я -- любым способом помешать ему в этом. Причем надо было иметь особое видение, которого тогда у меня не было. Сами посудите: стипендия -- 28 рублей, мы бегали в закусочную и ели бесплатный хлеб с горчицей и солью, в школе-студии занимались с девяти утра до одиннадцати вечера, а ночью изучали систему Гратовского и ставили Камю… В общем, не спали, были дохлые, еле ноги носили, а Збруев был известный, «навитаминенный», артист. В общем, когда он меня потащил, я поняла, что массой я его не возьму, поскольку ее как таковой в то время просто не было. В этот момент я укусила его за палец -- потекла кровь, и режиссер сказал: «Спасибо». Я разревелась, подумала, что опять что-то не так сделала, и пошла домой. Не успела зайти в квартиру, как раздался звонок ассистента режиссера. Он сообщил, что Алексей Александрович берет меня в фильм, только предлагает мне другую роль. В общем, великое дело -- случай!..

-- С Рязановым вы тоже не слишком церемонились!

-- Когда Рязанов предложил мне сыграть мадам Жужу -- содержательницу публичного дома в «Гусаре», и мне принесли сценарий, чтобы познакомится с ролью, я огорчилась, поскольку он мне не понравился. Более того, со свойственной мне прямотой я сообщила об этом, на что Рязанов ответил: «Тоже мне, народная артистка!.. » Тогда у меня еще не было звания. Кроме того, я сказала, что даже за большие деньги не снялась бы в нем… В общем, он обиделся, как ребенок: когда меня видел -- отворачивался, дескать, не узнает… Но потом благодаря ассистентке по подбору актеров ситуация изменилась. Эта смелая девушка пригласила меня на пробы в «Старые клячи», и на обоюдной любви к поэзии Марии Петровых мы с Эльдаром Александровичем помирились.

-- Может быть, я скажу не слишком приятную вещь, но некоторые ваши ранние роли сыграны довольно-таки бездарно…

-- Был момент, когда я вела себя скованно на площадке. На первых съемках у Михалкова я чувствовала какой-то внутренний стопор. Сейчас я бы совершенно иначе сыграла свою роль в «Родне». Но, слава Богу, я преодолела этот барьер. Более того, сейчас мы с Никитой понимаем друг друга с полуслова.

-- А как вам удалось сыграть на подсознательном уровне роль девственницы в фильме «Утомленные солнцем»?

-- (Улыбается. ) Помню, звонит мне Никита: «Будешь у меня девственницу играть?» А я ему: «Никита! Ты сошел с ума! Мне же сорок шесть лет, у меня уже было три мужа и двое детей… » А он мне в ответ: «Ничего, ничего… В тебе так много нежного и трепетного… » Так и появилась я в этой роли. Кстати, я и над внешним видом героини поработала: посоветовала гримеру косу себе прикрепить, костюмеру -- «крылышки» на одежде, лоб прикрыть, белые ресницы наклеить и т. д. Более того, так как Никита очень нежно относится к женщинам и все время пытается за что-то ухватиться, то у нас с ним уже на протяжении многих лет выработалось определенное движение -- он протягивает ко мне руки, а я закрываю свою грудь. Впоследствии это перешло в роль. Никита говорит: «Бери поднос и прикрывай им то, что закрываешь все время руками… »

-- Это правда, что летние кадры фильма снимались зимой?

-- Да. Съемки фильма затянулись, впрочем, это происходит у нас постоянно. На площадку привезли специальные приборы, имитирующие солнечный свет. 150 тысяч листьев были просто приклеены к деревьям. Съемки были удивительные: помощник режиссера в дутиках и гагачьей куртке ударял хлопушку, и в кадр входила Надя Михалкова -- босиком, в трусиках, предварительно прополоскав рот холодной водой, чтобы пар не шел… Это был просто кошмар!..

«В жизни люблю ходить ненакрашенная и в хитоне»

-- А как у вас с чувством стиля?

-- Когда речь идет о спектакле, пьесе или фильме -- тогда да. В жизни -- ничего подобного. Люблю ходить ненакрашенная и в хитоне. Люблю сидеть в тесной компании, забравшись с ногами в кресло. Когда мне говорят: «Приходите к нам в ресторан отдохнуть», я отвечаю: «Можно, я дома голая в постели полежу?» Я хочу, чтобы никогда не было зимы, хочу, как мишка, лечь спать 1 декабря, а в апреле проснуться. Не люблю наряжаться, краситься и изображать что-то из себя в жизни. Мне хватает этого на сцене.

-- Говорят: актриса -- это диагноз… Скажите, вы счастливы?

-- Безумно! Каждый вечер я неимоверно счастлива. Ведь у меня трое мужчин -- 9 лет, 18 и 37 лет. И каждый вечер каждый из них говорит мне: «Я люблю тебя! Спокойной ночи».

-- А как вы относитесь к словам Гете: «Любую слабость человека прощу актеру, но ни одной слабости актера не прощу человеку»? Вам приходилось когда-нибудь в жизни играть?

-- Было… Могу переломить себя только ради детей. В этом случае я просто вынуждена играть, хотя чувствую себя после этого омерзительно, не могу смотреть на себя в зеркало… Единственное оправдание -- стараюсь минимально играть, не перегибать палку…

-- Вы в жизни охотник или добыча?

-- Вообще в жизни охотник мужчина. Я никогда в жизни никого не брала руками, никогда никого не держала… Это ваш? Забирайте его, пусть идет. Мое всегда останется со мной, если это мое. А если уходит тот, в кого ты влюблен, -- переживи этот момент -- это все проявления жизни. Это прекрасно, и безответная любовь тоже.

-- Такое ощущение, что отбить у вас возлюбленного -- сущий пустяк… Вы способны на жертву ради любимого человека?

-- Для любимого человека я могу сделать все. Жертвовать собой? Я даже не задумывалась над этим. Думаю, скорее жертвует собой мой муж, потому что он живет моей жизнью. Перечеркнув все свои интересы, он делает все для того, чтобы я могла работать.

-- Не чувствуете в связи с этим укоров совести?

-- Нет. Моей семье интересно со мной. Мой муж тоже звукорежиссер, и даже играет некоторые роли… Более того, я заводила в семье. Вдохновитель. Может быть, это нескромно с моей стороны, но соответствует действительности. Духовные интересы и творческий стержень сосредоточены вокруг того, что я делаю. А я существую довольно разлаписто. У меня студенты, поэтические вечера, песенные программы, театр, антреприза, кино, концерты…

-- Хватает здоровья?

-- Пока да. Вообще в жизни главное как раз здоровье. Я перенесла семь операций, две тяжелейшие черепно-мозговые травмы, инсульт, две пункции позвоночника. Я знаю, что если человек здоров -- все остальное чепуха.

-- Сильные люди довольно часто закомплексованы…

-- У меня не просто комплексы -- натуральные фобии. Я не люблю и не езжу в метро. У нас есть машина, но я ее не вожу, это делает мой муж. Когда он не может, стараюсь добираться пешком или каким-либо наземным видом транспорта. Боюсь толпы -- начинаю задыхаться. Мне надо, чтобы все было раздвинуто. Когда ухожу из дому, настежь открываю окна… Я дышу свежим воздухом и оживаю. Это и есть счастье!..


«Facty i kommentarii «. 31-Август-2000. Культура.

1033

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров