ПОИСК
История современности

Яков Погребняк: «За столом я попросил Горбачева помочь в решении наболевших вопросов, но Раиса Максимовна сказала: «Дайте же Михаилу Сергеевичу спокойно пообедать!»

0:00 13 марта 2010
Яков погребняк: «за столом я попросил горбачева помочь в решении наболевших вопросов, но раиса максимовна сказала: «дайте же михаилу сергеевичу спокойно пообедать! »
Ирина ЛИСНИЧЕНКО, «ФАКТЫ»
Ровно 20 лет назад, 12 марта 1990 года, Михаил Горбачев стал президентом СССР

Для Михаила Сергеевича Горбачева март — очень значимый месяц: Генеральным секретарем ЦК КПСС он стал на мартовском пленуме 1985 года, за избрание генсека Горбачева президентом СССР Первый съезд народных депутатов в 1990-м проголосовал опять-таки в марте. А кроме того, первый и единственный президент Советского Союза родился 2 марта; в нынешнем году он отметил свое 79-летие.

О своих встречах с Михаилом Горбачевым читателям «ФАКТОВ» рассказал бывший член Политбюро ЦК Компартии Украины Яков Погребняк.

«В свое время я клянчил в московских инстанциях продукты для Ессентуков и Кисловодска», — признавался нам Михаил Горбачев»

 — Яков Петрович, помните, каким было ваше первое впечатление после знакомства с Михаилом Горбачевым?

 — Я познакомился с Михаилом Сергеевичем еще в конце 1970-годов, когда он, будучи секретарем ЦК КПСС, занимался вопросами сельского хозяйства. А я как секретарь ЦК КПУ (Яков Погребняк занимал этот пост с 1971-го по 1987 год.  — Авт. ) курировал эти же вопросы в Украине. Имея за плечами диплом Ставропольского сельскохозяйственного института, Горбачев отлично разбирался в сельском хозяйстве, знал все его беды и нужды.

РЕКЛАМА

Тогда он произвел на меня хорошее впечатление. На совещаниях каждому предоставлял возможность высказаться, но мог, если требовалось, и урезонить: ты успокойся, а ты не загибай… Словом, все вопросы секретарь ЦК КПСС Горбачев решал оперативно и по-деловому.

Например, ежегодно перед началом курортного сезона мы обращались к нему за содействием в увеличении поставок продуктов в Крым. В то время отдыхать на полуостров каждый год приезжали по пять миллионов человек, и накормить их было целой проблемой. Поэтому мы просили о дополнительных поставках мяса и молока. Хотя в Москве могли и пошутить по этому поводу: мол, пусть курортники купаются и загорают, а мясо заменяют пирожками. Муки тогда было вдоволь, хлеб никто не экономил: «Украинский» стоил 14 копеек, батон — 20. Михаил Сергеевич традиционно был на нашей стороне, поскольку хорошо ориентировался в проблемах наплыва курортников. Рассказывал: «Когда я был первым секретарем Ставропольского крайкома партии, тоже клянчил в московских инстанциях продукты для Ессентуков, Кисловодска, Минеральных Вод»…

РЕКЛАМА

Тогда отношение к Михаилу Сергеевичу было доброжелательное. Но, к сожалению, став Генеральным секретарем, он не смог добиться, так сказать, взаимоувязки всех вопросов внутренней и внешней политики. Конечно, к этому времени в большущей стране уже и без того имелись определенные трудности, так что наследство Михаилу Сергеевичу досталось, мягко говоря, не самое лучшее. Огромным же плюсом его правления однозначно был вывод советских войск из Афганистана.

- 25 лет назад Михаил Сергеевич стал Генеральным секретарем ЦК КПСС и вскоре прибыл с официальным визитом в украинскую столицу. Как его принимали в Киеве, помните?

РЕКЛАМА

 — Действительно, через два месяца после избрания Генеральным секретарем, в конце мая 1985 года, Горбачев посетил Киев. Это была его вторая поездка в роли государственного лидера. До этого генсек побывал в Ленинграде, и все только и говорили, как хорошо Горбачев выступил перед партактивом. И главное — без бумажки! Поэтому ждали его у нас с большим интересом.

Когда московский гость прилетел в Киев, в городе цвели каштаны и светило солнце. Михаил Сергеевич зажмурился и сказал: «Живете тут, как на курорте!» А через год грянула Чернобыльская катастрофа — и наш курорт закончился.

После выступления Михаила Горбачева в Верховном Совете УССР руководители республики и московская делегация собрались за обедом в столовой Совета министров УССР. Из напитков на столе стояли только сок и компот. Первый секретарь ЦК Компартии Украины Владимир Щербицкий попросил на всякий случай оставить на сервировочных столах вино «Оксамит Украўни». Заметив это, Горбачев сказал: «Мы же вроде боремся с алкоголем. Не надо!» (17 мая 1985 года вышло постановление об усилении борьбы с алкоголизмом, пьянством и самогоноварением.  — Авт. ). Все заулыбались, начали переговариваться. Михаил Сергеевич поинтересовался: «Что вы там хихикаете?» — «Вот смотрим, вроде бы чего-то не хватает». «Всего хватает! Давайте начинать», — произнес Горбачев и приступил к салату.

Во второй половине дня Михаил Сергеевич встретился с членами Политбюро ЦК КПУ. После 20-минутной беседы в кабинет Щербицкого зашел ответственный дежурный первой приемной и что-то прошептал на ухо Владимиру Васильевичу. Щербицкий сообщил: «Там Раиса Максимовна просит заканчивать, либо она зайдет в кабинет». Хотя для супруги Горбачева была запланирована экскурсия в Киево-Печерскую лавру, другие киевские музеи, после чего она могла присоединиться к нашей группе и посетить авиазавод.

Несколько смутившись, Михаил Сергеевич произнес: «Ну что ж, товарищи, в принципе мы деловые вопросы обсудили (хотя толком мы ничего не обсудили!) — давайте уже на авиазавод поедем или еще куда-нибудь»… Это была немая сцена, как в гоголевском «Ревизоре». Все только переглянулись: ну дает! Никогда еще такого не было, чтобы секретарь приемной зашел во время совещания, да еще и шептал что-то на ухо первому секретарю ЦК КПУ.

«Раиса Горбачева буквально сразила весь Советский Союз, сопровождая мужа во всех официальных поездках»

 — Будучи Генеральным секретарем ЦК КПСС Михаил Горбачев обладал всей полнотой власти в огромной стране. И вдруг — должность президента! Зачем, почему, как?

 — При генсеке Горбачеве центр принятия государственных решений постепенно стал перемещаться из ЦК в Верховный Совет СССР, и Михаил Сергеевич изъявил желание быть президентом. 12 марта 1990 года большинство народных депутатов поддержали его кандидатуру — и Первый съезд народных депутатов избрал Горбачева президентом Советского Союза, оставив за ним должность Генерального секретаря.

Михаил Сергеевич предоставил неограниченную свободу националистическим движениям, в том числе украинскому «Руху» и литовскому «Саюдису», которые выступали за независимость своих республик. На заседании Политбюро эти просчеты вменяли в вину Горбачеву, даже предлагали снять его с должности Генерального секретаря, но мнения членов Политбюро разделились, и Михаил Сергеевич сохранил за собой этот пост вплоть до августа 1991 года.

 — Зато Раиса Максимовна стала первой леди еще до президентства супруга, сразу же после избрания Горбачева Генеральным секретарем ЦК КПСС.

 — Действительно, Раиса Максимовна буквально сразила весь Советский Союз, сопровождая Михаила Сергеевича во всех официальных поездках. Раньше ведь у нас такая практика отсутствовала. Так сложилось, что у Сталина с какого-то времени супруги не было. Жена Хрущева Нина Петровна сопровождала Никиту Сергеевича только во время его зарубежного визита в США: в соответствии с протоколом встречалась с Жаклин Кеннеди, вместе с вдовой Рузвельта посетила его могилу. А по Советскому Союзу никто из руководителей государства с женами не ездил. Сколько раз Леонид Ильич Брежнев посещал Украину — и ни разу с Викторией Петровной! Даже во время визита в Киев в 1973 году президента Югославии Иосифа Броз Тито с супругой Йованкой Леонид Ильич вопреки протоколу был без своей половины.

 — Однако в 1989 году, когда чета Горбачевых прилетела во Львов, вы встречали их вместе с супругой?

 — Да, вместе. Но это особая история. Для своего второго визита в Украину Михаил Горбачев выбрал тогда три города — Киев, Донецк и Львов. Руководители областей получили из Киева команду: Михаила Сергеевича и Раису Максимовну Горбачевых встречать обязательно вместе с женами. А я в то время был первым секретарем Львовского обкома партии…

«Это меня секретарь ЦК КПСС Лигачев изнасиловал. Я был против. Лучше бы и не начинал», — посетовал Михаил Сергеевич по поводу неудачной антиалкогольной кампании»

 — Утром, когда московская чета находилась на подлете к Донецку, — продолжает Яков Погребняк, — в моем кабинете зазвонил телефон спецсвязи: «Товарищ Погребняк? Будете говорить с бортом самолета». Я успел только подумать: неужто какой-то космонавт или американский президент? (Улыбается. ) Как вдруг услышал в трубке характерный, с хрипотцой, голос Щербицкого: «Здравствуй! Знаешь, из-за сильного тумана Донецк не принимает, поэтому мы меняем курс на Львов». Я опешил, ведь встреча во Львове планировалась на завтра! А Владимир Васильевич продолжил: «Михаил Сергеевич передает привет и уверен, что Погребняк примет нас на должном уровне. Так что через час будем во Львове».

В мгновение ока все завертелось в бешеном темпе. В аварийном порядке нашли для встречи девушек с хлебом-солью и рушниками. Проблема возникла даже с фотофиксацией визита: все аккредитованные фотокорреспонденты и телеоператоры программы «Время» спокойно ожидали Горбачева в Донецке…

Мы с женой спешно собираемся в аэропорт. Жена моя, кстати, волновалась ужасно. Знаете ли, обычная женская проблема — нечего надеть.

 — Шутите?! Супруге первого секретаря Львовского обкома — и нечего надеть?

 — Тогда жены руководителей всех рангов и уровней одевались очень скромно. Носили платья или костюмы в деловом стиле, без броских деталей. В общем, моя супруга надела свой лучший костюм, а поскольку за окнами был холодный март, то и зимнее пальто с каракулем — и мы отправились в аэропорт встречать высоких гостей. Пока доехали, правительственный «Ту-154» уже приземлился и катил по летному полю. Здороваясь, Михаил Сергеевич улыбнулся: «Ну что, успели?»

В центре Львова кортеж встречали толпы людей — машины даже не могли развернуться на узеньких улочках. Когда эта новость успела облететь весь город, даже не представляю… До того руководители такого ранга Галичину не посещали. Только однажды, в 1939-м, первый секретарь ЦК КП(б) Украины Никита Хрущев принимал участие в народных сборах, единогласно проголосовавших за установление в Западной Украине советской власти. Да еще разок проездом останавливался Леонид Брежнев. И все!

Итак, прибыли. Ничего крикливого и сверхъестественного из одежды на Михаиле Сергеевиче не было: добротный костюм, галстук традиционных тонов, хорошая обувь. Раиса Максимовна, как любая женщина, выглядела гораздо эффектнее своего супруга. И это при том, что первая леди предпочитала деловые костюмы, без каких бы то ни было вычурных украшений и бутоньерок. Впрочем, у Раисы Горбачевой была такая точеная фигурка, что на ней любой наряд выглядел достойно.

Обед в Доме приемов Львовского обкома партии был приготовлен исключительно из московских продуктов. Да и готовили еду тоже москвичи. Спиртное на столах снова отсутствовало, несмотря на то, что борьба с алкоголизмом оказалась пустой авантюрой… Михаил Сергеевич по поводу этой неудачной кампании даже посетовал: «Это меня секретарь ЦК КПСС Лигачев изнасиловал. Я был против. Лучше бы и не начинал».

На первое подали жиденький супчик, затем какое-то нехитрое второе. Я есть ничего не мог: нервничал и думал, как бы решить наболевшие вопросы. Кроме всего прочего, для строительства городского водопровода срочно требовались трубы большого диаметра. Я обратился к генсеку: «Михаил Сергеевич, извините, что во время обеда. Вы ведь сейчас улетите, а области надо помочь». Он что-то ответил, потом замолчал. И в этот момент к нашему разговору подключилась Раиса Максимовна: «Яков Петрович, дайте же Михаилу Сергеевичу спокойно пообедать!» Я извинился и хлебнул московские щи…

На мой взгляд, главная беда руководства Горбачева заключалась в том, что Михаил Сергеевич не учел, насколько сложна система взаимоотношений народов, населяющих Советский Союз. Особенно это касалось республик Прибалтики и народов Северного Кавказа. Нельзя было так резко открывать шлюзы гласности, которую многие восприняли как вседозволенность. Горбачев, по сути, выпустил джинна из бутылки. И вскоре лидеры России, Украины и Белоруссии — Борис Ельцин, Леонид Кравчук и Станислав Шушкевич — в Беловежской Пуще поставили точку в истории президентства Горбачева. Оно длилось более полутора лет — с марта 1989-го до декабря 1991 года.

2050

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров