Представительница белоруссии ольга вронская на «славянском базаре» так и не появилась
Конкурс молодых исполнителей «Славянский базар-99» (Октябрьский дворец, 16 октября, Дворец «Украина», 18 октября)
Жестокая итальянская пословица гласит: «Все певцы делятся на три категории: те, кто умеет петь, но не имеет голоса, те, кто имеет голос, но не умеет петь и, наконец, те, у кого нет ни того, ни другого». В нашем случае речь пойдет о тех, у кого есть голос -- наличие вокальных данных у исполнителя все-таки является определяющим фактором при отборе участников конкурса молодых исполнителей «Славянский базар-99». И вот тут начинается самое интересное. Всякий раз на конкурсе молодых исполнителей случается своего рода парадокс, неразрешимая задача, которая порой ставит в тупик даже самих судей -- поскольку на данном конкурсе голос есть (подразумевается) у всех, то особое внимание обращают на исполнительскую манеру участников, на репертуар, на экспрессию, на энергетику, на внешние данные -- на все эти детали, без которых не бывает эстрады, эстрадного исполнителя.
Таким образом, в настоящем эстрадном исполнителе все должно быть прекрасно и пропорционально -- «и душа, и тело, и мысли», а не только голос. И судьи всякий раз занимаются поиском такого себе идеала, который в природе практически не встречается.
Тем более, что на нынешнем «Базаре» не было одного ярко выраженного лидера -- как, допустим, Катя Бужинская на прошлогоднем конкурсе. И вместе с тем состав участников был очень сильным, есть даже мнение, что вообще самым сильным за всю уже девятилетнюю историю «Базара». Особенно это касается представителей стран балканского региона и Западной Европы -- это были профессиональные певцы и певицы, у себя на родине уже давно имеющие звездный статус. Люди, уверенные в себе, для которых данный конкурс -- надцатый по счету. И вели они себя соответственно. Что касается наших -- их было аж четверо -- то руководство «Базара» отбирало их крайне тщательно, хотя и шло на сознательный риск. Ибо все они -- Оксана Шовкун, Юлия Мандич, Захар и Николь -- не имели опыта на эстраде вовсе, или же имели, но крайне непродолжительный. Зато у каждого из них, помимо безусловно высоких голосовых данных, было еще и что-то такое неповторимое свое, что делает исполнителя Артистом. Но именно отсутствие опыта сыграло с ними злую шутку -- они не смогли продемонстрировать свои «изюмины» в полную силу, потому что попросту не знали, как, при помощи чего это можно сделать.
Юлию Мадич в первом туре подвел репертуар -- она выбрала «Выхожу за нелюбимого» -- песню хорошую, но не эстрадную, которая абсолютно НЕ ЗВУЧАЛА со сцены, а вся огненная экспрессия, которой ожидали от Захара, по словам председателя жюри Игоря Поклада, «осталась в пределах сцены». Оксана Шовкун выбрала для первого тура тоже непростую -- я бы даже сказал «хитрую» -- песню, с секретом. И даже выбилась с ней в пятерку лучших. Но все равно уступила всего один балл нашей же Николь, которая была, безусловно, сильнейшей из всех украинских и даже почти всех зарубежных исполнителей. Но.
Через три номера на сцену вышла хрупкая девушка по имени Манана Джапаридзе -- грузинка, представлявшая Азербайджан. И случилось, именно Случилось. (В данном контексте, кстати, это слово не имеет ничего общего со словом «случайность» -- скорее, со словом «закономерность». ) Потому, что даже самый закоренелый сторонник Эстрады не мог не оценить голос Мананы минимум в 7, максимум в 10 баллов. Потому что такой голос вообще не вписывается ни в какие рамки, в том числе, и в рамки «Славянского базара». Во всяком, даже самом суровом, правиле есть исключения, и Манана Джапаридзе и явилась таким исключением, поскольку ее голос -- серебристо-стального оттенка, взрезавший пространство безо всякого видимого усилия -- дается от рождения и проходит по ведомству Высшей канцелярии. 150 баллов в первом туре против 145-ти баллов Николь.
Во втором туре Николь, конечно же, постаралась выложиться полностью и предусмотрела все -- выбрала песню «Афганский вальс», 10 лет назад принесшую славу российской певице Ирине Шведовой, в которой идеально совмещается и демонстрация вокальных данных, и экспрессия -- почти шепот сменяется почти криком -- словом, сделала все, чтобы показать судьям то, чего было гораздо меньше у Мананы Джапаридзе. Ту самую Эстрадность, то есть сочетание всех компонентов, а не только владение голосом. Николь не хватило для победы всего трех очков. И вот тут автор уже почтительно умолкает, поскольку судьи -- они ведь тоже люди, и в каждом из них в тот момент, когда они ставили оценки Николь и Манане, думаю, тоже шла борьба между профессионализмом и чувством, между правилом и исключением. (Кстати, впервые зрители обоих туров имели возможность узнать оценки судей сразу после выступления каждого исполнителя, как в фигурном катании. Что, конечно же, привнесло в атмосферу конкурса изрядную долю интриги и здоровый азарт. ) Во втором туре по количеству баллов победила Николь, по результатам двух конкурсов впереди оказалась Манана Джапаридзе. Ей и был вручен «Гран-при» (10 тысяч долларов). Николь получила первую премию. Лидия Кочовска из Македонии и Деян Найданович Найда из Югославии -- вторая и третья премии -- тоже оказались в списке победителей не случайно -- очень ровно, очень уверенно они шли к победе в обоих турах.
Безусловно, нам обидно, что победа досталась не Украине. Но мне кажется, что в математике просто обязан существовать какой-то закон, по которому так получается, что лучше бы нам на конкурсах подобного рода выставлять не четверых, а хотя бы двоих участников. Или -- да простит меня руководство «Базара» -- мы все еще думаем побеждать в искусстве количеством?.. Может, в этом и была главная ошибка дирекции фестиваля -- ведь мы не в футбол играем, слава Богу, и за коллективный результат нам никто не даст «Гран-при». Что же до справедливости судей, то по словам Игоря Поклада, «один судья, два, четыре -- могут ошибиться. Все шестнадцать -- вряд ли».
По-моему, все было справедливо. По-настоящему обидно только одно -- 17-тая конкурсантка Ольга Вронская из Белоруссии не смогла принять участие в конкурсе молодых исполнителей. Увы, Оля работает в государственном театре, и власти смогли найти способ не пустить ее в Киев -- естественно, «по политическим причинам». А попросту говоря, тоталитарный режим всегда ради удовлетворения своих амбиций готов был пожертвовать Человеком. Любым. Конец ХХ века, кто бы мог подумать
689Читайте нас в Facebook