«Посмертную маску Льва Троцкого английские марксисты купили за 300 тысяч долларов. Сумма для такого рода вещей заоблачная»
На открывшейся на минувшей неделе выставке, которая проходит в киевском Музее одной улицы, демонстрируются десятки посмертных масок знаменитых людей прошлого: Ленина, Крупской, Троцкого, Сталина, Куйбышева, маршала Жукова, царя Александра III, Робеспьера, Марата, Кромвеля, Алексея Толстого, Ремарка, Дунаевского, Прокофьева, Шаляпина Сотрудники музея искали их по всему миру — в Лондоне, Париже, Мексике, Москве.
«Только у нас и в Лондоне, в Имперском военном музее, есть посмертная маска Генриха Гиммлера»
— Занимаясь поисками масок, мне приходилось общаться с родственниками едва ли не всех членов Политбюро ЦК КПСС эпохи застоя — с внуками Брежнева и Косыгина, сыновьями Громыко, Суслова, Пельше, с покойным уже, к сожалению, сыном Андропова, вдовой Черненко, — говорит директор Музея одной улицы Дмитрий Шленский. — Коллекционеры знают фамилии скульпторов, снимавших посмертные маски с советской элиты, но где эти раритеты, неизвестно даже членам семей. По поводу маски Ельцина сведения есть — она у родственников. Но, например, такому знаменитому коллекционеру, как Павел Глоба, не удалось получить копию.
Тут нужно сказать, что, сняв посмертную маску, можно сделать любое количество копий. Однако самой ценной является первая, ведь в ней лучше, чем на последующих, видны черты лица усопшего. За рубежом стоимость качественной копии посмертной маски — около ста долларов, а за самые дорогие слепки просят 200-250 долларов. Посмертная маска — вещь прикладная, она необходима скульптору для того, чтобы вылепить лицо.
— Нам удалось достать маску маршала Георгия Жукова, — продолжает Дмитрий Шленский. — Она прежде нигде не выставлялась. Разыскали ее так: через знакомых узнали, что один экземпляр есть у известного скульптора Виктора Сонина, который ее снимал с лица умершего в 1974 году маршала. Сонин ответил нам отказом. Но когда он скончался, его вдова готова была продать маску Жукова за невероятно большие деньги — речь шла о нескольких десятках тысяч долларов. Столько не согласились бы платить даже очень богатые коллекционеры. Вскоре стало известно, что еще одна копия есть у внебрачной дочери Жукова Маргариты. Мне стоило больших усилий уговорить Маргариту предоставить нам раритет.
Рядом с этой маской мы разместили слепок лица третьего человека в системе власти фашистской Германии — рейхсфюрера Генриха Гиммлера. Известно всего о двух копиях посмертных масок его лица. Первая находится в Лондоне, в Имперском военном музее, вторая — у нас. Напомню, что в мае 1945 года после капитуляции Германии Гиммлер пытался скрыться. Он сбрил усы, прикинулся простым армейским санитаром и подался в зону оккупации западных союзников. Но его узнали, во время допроса он проглотил капсулу с ядом.
Сотрудники Имперского военного музея, видимо, намеренно повесили посмертную маску Гиммлера слишком высоко, чтобы невозможно было сделать нормальный фотоснимок.
В результате долгих переговоров мы все же нашли приемлемый вариант обмена с британскими коллегами.
У нас есть маска Льва Троцкого, существующая лишь в двух экземплярах. Первый из них был продан за баснословную сумму — около 300 тысяч долларов. Эта маска хранилась у вдовы Троцкого Натальи Седовой. Но после ее смерти в 1962 году слепок продали в Париже с аукциона. Новыми владельцами стала партия французских анархистов. В конце 1970-х годов ее лидеры по каким-то причинам решили продать раритет. И вот тогда слепок приобрела одна из английских марксистских партий за сумму, равную примерно 300 тысячам долларов.
В Мексике в музее Троцкого наши друзья узнали, что существует второй экземпляр маски, который находится в Париже. Мы его сумели разыскать и заполучить.
«Когда скульптор Сергей Меркуров снимал маску Ленина, ему показалось, что мышцы на лице Ильича дернулись»
— И еще по поводу денег, — продолжает Дмитрий Шленский. — В экспозиции представлены маски деятелей грузинской культуры — Чавчавадзе, Церетели. Через правнучку писателя Александра Казбеги Анну договорились с тбилисскими коллегами о том, что они сделают для нас эти слепки за весьма умеренную сумму. Мы отослали деньги, а через некоторое время получаем из Грузии известие: «Удалось выполнить ваш заказ дешевле, чем ожидали, так что возвращаем остаток средств». Я был до глубины души тронут порядочностью этих людей. С подобным ныне, к сожалению, сталкиваешься редко. К слову, по поводу упомянутого Александра Казбеги. Один из его романов до того впечатлил в юности Сталина, что он взял себе партийное прозвище, как у литературного героя, — Коба.
Интересна история маски писателя Ремарка. Многие годы о ней не было известно. Исследователи знали, что ее снимал швейцарский скульптор Ромо Росси. В его мастерской и разыскали слепок. Маэстро преподавал и, чтобы повесить маску на крюк в студенческой аудитории, пробил в ней дыру, зачем-то отломал уши. Раритет реставрировали. Сейчас слепок находится в Германии, а вторая копия — на нашей выставке.
— Как удалось раздобыть посмертную маску царя Александра III?
— О, это очень редкий экспонат. Один слепок находится в Москве, второй — у нас. Александр III, как известно, скончался в Крыму, в Массандре. Там скульптора не оказалось. Его разыскали в Форосе. Это был Бауман. По одной из версий, он в это время был очень пьян. Баумана привели в чувство и со своей работой он справился.
А вот это самая первая копия с оригинала маски Ленина. В Украину ее привез знаменитый скульптор Сергей Меркуров, который снимал маски едва ли не со всех знаменитостей, умерших в первой половине XX века. Этот раритет он подарил одному из львовских музеев, когда делал для столицы Галиции памятник Ильичу.
Сохранилось любопытное предание о недоразумении, произошедшем с Меркуровым, когда он снимал посмертную маску с вождя мирового пролетариата. Прикоснувшись к лицу Ленина, скульптор почувствовал, что у того якобы дернулись мышцы лица. Представляете, какое потрясение тогда пережил Меркуров! Пришлось вмешаться врачу, констатировавшему смерть Ильича. Доктор сообразил, в чем дело: Сергей Дмитриевич был так взволнован, что принял удары своего учащенного пульса за реакцию лицевых мышц покойного.
В своих мемуарах знаменитый писатель Корней Чуковский воспроизвел забавную историю, возможно, не во всем правдивую, которую рассказал ему Меркуров. Скульптор вместе с художником Герасимовым создавал бюст монгольского диктатора Чойбалсана. Когда работа была выполнена, Чойбалсан поинтересовался, сколько он должен мастерам. Герасимов назвал какую-то сумму, а Меркуров сделал широкий жест: мол, платить не нужно, это подарок. На следующий день Меркурову доставили презент от Чойбалсана — грузовик деликатесных продуктов. Времена были голодные, так что такая плата оказалась дороже денег.
Во Львове чудом сохранилась маска одного из создателей Украинской Галицкой армии Мирона Тарнавского. После 1939 года, когда Западную Украину включили в состав СССР, музейные работники повесили возле слепка Тарнавского табличку «Посмертная маска Ивана Франко». Благодаря этому раритет сохранен. Теперь он в коллекции Музея одной улицы.
Еще один редкий экспонат нынешней выставки — слепок руки знаменитого медиума Вольфа Мессинга. Посмертную маску с его лица не снимали, но извлекли мозг. Его затем передали в коллекцию Института мозга в Москве, где хранится «серое вещество» Ленина, Сталина, Маяковского, академика Дмитрия Сахарова и многих других известных людей.
1852Читайте нас в Facebook