Похищенную картину караваджо «взятие христа под стражу, или поцелуй иуды» обнаружил украинский спецагент, внедрившийся в банду злоумышленников под видом богатого антиквара
Как уже сообщали «ФАКТЫ», картина Микеланджело Меризи да Караваджо «Взятие Христа под стражу, или Поцелуй Иуды», украденная из Музея западного и восточного искусства в Одессе около двух лет назад, найдена в Германии. Эта информация моментально облетела не только Украину, но и мир. Шутка ли, речь идет о шедевре живописи!
25 июня в Германии задержали троих украинцев и одного местного жителя, у которых обнаружили похищенное полотно. Решается вопрос об экстрадиции злоумышленников и возвращении картины.
Похитители моментально «вычисляли» всех, кто выходил с ними на связь
По словам министра внутренних дел Украины Анатолия Могилева, эта международная специальная операция была проведена силами сотрудников МВД Украины совместно с коллегами из криминальной полиции Федеративной Республики Германии и полиции Чехии. Милиция давно вышла на след подозреваемых, однако получить документальные доказательства их преступной деятельности удалось только в последние несколько месяцев. Как стало известно, злоумышленников обнаружил специальный агент МВД Украины, действовавший под видом богатого антиквара. Его готовили лучшие спецы- сыскники, сотрудники внешней разведки и искусствоведы.
По утверждению экс-министра внутренних дел Юрия Луценко, расследование проводило Управление специальных операций МВД, занимающееся особо важными и резонансными делами. Когда установили личности подозреваемых, решили внедрить в их ряды агента. В его распоряжении была иномарка представительского класса и немалые денежные суммы — «на повседневные расходы». Словом, как и надлежит богатому коллекционеру. В течение ряда месяцев «антиквар» посещал всевозможные выставки и салоны. Там даже опытные знатоки принимали его за своего
Вместе с тем похитители действовали практически безошибочно и моментально «вычисляли» всех, кто выходил с ними на связь. Так, они навели справки, когда именно «антиквар» приобрел свое авто и мобильный номер, и усомнились в его искренности. На время все контакты с ним прервали. Однако найти нового клиента не удалось. «В итоге похитителям ничего не оставалось, как возобновить связь с нашим агентом. Именно ему-то удалось доказать, что они украли картину » — подытожил Юрий Луценко, который в свою бытность министром неоднократно намекал журналистам на проведение спецоперации по выявлению этих злоумышленников.
Как информировал «ФАКТЫ» конфиденциальный источник в правоохранительных органах, сейчас задержаны как продавцы, так и потенциальный покупатель, а также более десяти граждан Украины, непосредственно участвовавших в переправке картины за рубеж и в поисках покупателя. Некоторые из них уже дали признательные показания.
В Украину после двух лет поисков, а также прохождения необходимой экспертизы полотно доставят в сопровождении сотрудников спецподразделения МВД «Титан».
«Вся картина изуродована «шрамами»
- Мы пребываем в состоянии радостного ожидания, — не скрывает эмоций директор Одесского музея западного и восточного искусства Владимир Островский. — Вместе с тем и очень встревожены. В интернете на одном из немецких сайтов увидели ужасающее фото картины Караваджо. Как утверждает сайт, это именно то полотно, которое на днях изъяли правоохранители в Германии. На достаточно четком изображении видны жуткие трещины и потертости. Такое впечатление, что полотно даже не сворачивали в трубочку, а просто-напросто сложили, словно клеенку. Естественно, краска осыпалась. Вся картина изуродована вертикальными «шрамами»
Если это только не проделки компьютерных «доброжелателей», пожелавших навести ужас и для этого использовавших графические программы (например, фотошоп), то положение просто аховое! Непонятно, каким образом злоумышленники собирались продать картину в таком состоянии.
Если увиденное нами в интернете все же окажется реальностью, необходимо срочно изыскивать средства на очень серьезную реставрацию полотна. Это сотни тысяч долларов, не исключено, что придется объявлять конкурс среди состоятельных людей, меценатов. Раньше мы полагали, что ограничимся наращиванием кромок вырезанного полотна.
Злоумышленники не очень-то заботились о сохранности похищаемого шедевра. Полотно размером 134 х 172,5 сантиметра было вырезано, вероятно, ножом. Похитители, похоже, не- доставали до верхнего края картины, поэтому холст обрезали очень неровно. Бесценному произведению нанесли смертельные раны. Однако самое страшное в том, что злоумышленники не только варварски искромсали картину по периметру, но и сложили ее.
- Еще один немаловажный момент — определение подлинности картины, — продолжает директор музея. — Не скрою, сотрудники нашего музея сумеют по специфичным приметам, известным только им, определить оригинал «Взятия Христа под стражу», который находился в нашей коллекции. Не вдаваясь в подробности, замечу, что подделать эти «отметины» невозможно. По возвращении картины организуем ее коллективный осмотр и абсолютно четко определим, оригинал это или нет.
Данное произведение искусства — национальное достояние, полотно внесено в каталог мировых шедевров. Картина неоднократно покидала стены Одесского музея и экспонировалась на крупнейших международных выставках в Испании, Италии, Германии.
«Взятие Христа под стражу» — одна из самых ценных картин, когда-либо принадлежавших Украине, и единственная работа великого итальянца Караваджо, хранившаяся в отечественных коллекциях. Полотно оценивалось экспертами в 100 миллионов долларов.
- Обычно такие раритеты крадут по заказу, — отмечает бывший следователь Генеральной прокуратуры СССР Сергей Мищенко. — И оседают они в руках частных коллекционеров для индивидуального созерцания.
Исторически подтверждено, что среди покровителей Караваджо были кардиналы, банкиры и знатное римское семейство Матеи. Для Асдрубале Маттеи в 1598 году и была написана картина «Взятие Христа под стражу». Спустя 250 лет ее приобрел в Париже русский посол во Франции Базилевский и в 1870 году преподнес великому князю Владимиру Александровичу. В конце XIX — начале XX века полотно передали Одесскому художественному училищу, откуда в двадцатые годы оно попало в Музей западного и восточного искусства.
- За свою долгую жизнь «Взятие под стражу Христа» неоднократно реставрировалось, причем не всегда удачно, — рассказывает «ФАКТАМ» один из сотрудников Одесского музея. — Предпоследний раз ее «оживляли» в Москве еще во времена СССР. А вот качественно отреставрировали только в июне 2006 года, благодаря спонсорской помощи бывшего одессита — владельца престижной итальянской фирмы одежды. Киевским специалистам Владимиру Цитовичу и Татьяне Тимченко-Цитович хватило двух тысяч долларов, чтобы привести шедевр в надлежащий вид. После этого его и выставили в зале музея, откуда два года спустя раритет похитили. В момент кражи в здании находился один охранник, а на окнах отсутствовали решетки. Сигнализация не сработала.
«Караваджо был большим любителем женщин, смутьяном и зачинщиком драк»
В специальный календарь ЮНЕСКО на 2010 год включена памятная дата — 400-летие со дня смерти великого живописца позднего Возрождения Микеланджело да Караваджо. А уже в конце июня, буквально накануне обнаружения «Взятия Христа под стражу», мир облетела сенсационная информация: найдены останки самого Караваджо. Ученые давно искали место его захоронения.
«По нашим оценкам, вероятность того, что мы нашли останки Караваджо, составляет 85 процентов», — сказал руководитель исследовательской группы профессор-антрополог Джорджо Группиони. Он добавил, что установить истину со стопроцентной вероятностью не удастся из-за того, что со временем ДНК разрушается, а с момента смерти Караваджо прошло 400 лет. По словам профессора, человеческие кости обнаружены в безымянной могиле на кладбище старой тосканской церкви. Прежде чем приступить к поискам, ученые взяли образцы ДНК у всех жителей по фамилии Меризи и Меризио, проживающих в ломбардском городке Караваджо. Именно там в 1571 году родился великий мастер, и эти люди могли оказаться его потомками. Параллельно изучались церковные архивы. В одной из книг была обнаружена запись о захоронении в церкви тосканского городка Порто Эрколе некоего мужчины, скончавшегося в 1610 году. Караваджо тоже ушел из жизни в этом году. Гробницу вскрыли и исследовали находившиеся там кости. Анализ ДНК показал их принадлежность людям из рода Меризи. Совпали также возраст (художник умер в 39 лет) и рост (170 сантиметров, довольно высокий по тем временам). К тому же в костях обнаружилось много свинца и других металлов, содержавшихся в красках.
Обстоятельства смерти художника на протяжении столетий были окутаны тайной. По одной из версий, он был убит из-за своих слишком свободных взглядов на религию. По другой — его сразила малярия, свирепствовавшая летом 1610 года в Тоскане. Третья версия предполагает, что он умер по пути в Рим, куда направился, чтобы снискать прощение церкви за свой слишком фривольный образ жизни. Согласно данным историков, Караваджо действительно был большим любителем женщин, смутьяном и зачинщиком драк, после которых нередко оказывался в тюрьме. Последние годы жизни он провел на юге Италии, скрываясь от правосудия, так как, согласно историческим изысканиям, в ходе одной из потасовок убил человека. Однако сейчас исследователи из четырех университетов Италии сходятся во мнении, что Микеланджело да Караваджо умер от солнечного удара — в тот момент он серьезно болел и его организм был крайне ослаблен.
Обнаруженные останки — бедренную кость, фрагменты челюсти, череп и кости — уложили в стеклянный футляр, а затем их поместят в сейф — в ожидании более достойного погребения. На эти поисковые научные работы государство специально выделило около 40 тысяч евро.
Караваджо написал 80 полотен. Наибольшую славу художник приобрел благодаря своим работам на библейские сюжеты, среди которых «Жертвоприношение Исаака», «Юдифь и Олоферн», «Кающаяся Мария Магдалина» и многие другие. Он считается одним из крупнейших живописцев барокко, родоначальником итальянского натюрморта. Вошел в историю эпохи Возрождения как художник, который одним из первых начал работать в технике кьяроскуро — многокрасочная гравюра с резким контрастом между светом и тенью. Караваджо никогда не был богат, рано пристрастился к азартным играм, делал долги. А вспыльчивый нрав не раз приносил ему неприятности. Несколько раз живописец даже участвовал в дуэлях.
464Читайте нас в Facebook