«Булавка, которую проглотил 10-месячный мальчик, воткнулась в стенку 12-перстной кишки. Чтобы вытащить, пришлось застегивать ее прямо в желудке»
- В этот вторник мне позвонила мама: «Давид проглотил булавку!» — рассказывает мама мальчика. — Я автоматически глянула на часы: 11. 37. Бросив работу, помчалась в больницу, куда уже повезли сына. Было очень страшно.
- На рентгеновском снимке мы сразу увидели: булавка раскрыта под углом 90-100 градусов, — говорит заведующая диагностическим отделением Национальной детской специализированной больницы «Охматдет» Ирина Коломоец. — Ее нужно срочно извлечь, ведь острие может перфорировать стенку кишки, тогда понадобится большая хирургическая операция.
Доктор показывает мне видеозапись операции. Несмотря на то что после эндоскопического вмешательства прошли сутки, все равно видно, как волнуется Ирина Владимировна.
- Все проводится под наркозом, — комментирует врач. — Видеокамера прошла пищевод. Видите на стенках желудка ярко-красные точки? Это места уколов, которые оставляла булавка. Мы ее обнаружили лишь в 12-перстной кишке, острием воткнутой в стенку. Булавку нужно было захватить петлей эндоскопа таким образом, чтобы закрыть ее. Но булавка была расположена так неудобно, что на нее долго не удавалось набросить петлю.
На экране хорошо видно, как сокращаются, постоянно двигаются стенки 12-перстной кишки. Время от времени они полностью закрывают булавку. Признаюсь, я так и не поняла, как Ирине Владимировне удалось набросить петлю, которая буквально в одну секунду прижала острие к головке булавки.
- До желудка мы тянули булавку поперек кишки — 12-перстная позволяет это сделать, — продолжает Ирина Коломоец. — Но затем ее нужно было обязательно застегнуть и перевернуть, иначе невозможно пройти несколько узких мест в пищеводе. Пришлось остановиться в желудке и попытаться закрыть булавку. Потом ее пальцами закрывали хирурги-мужчины и признавались: острие настолько тугое, что это нужно делать с усилием. Как удалось закрыть булавку, пользуясь только петлей эндоскопа? Вся эндоскопическая бригада работала, как часы. Мы сделали более ста движений, подводя иглу к головке булавки. Обстановка в операционной была настолько накаленной, что одна медсестра находилась на грани обморока. Ведь все, что происходит внутри, выводится на экран. Вдруг, с Божьей помощью, булавка закрылась. Но прежде чем достать булавку, я видеокамерой вернулась обратно в 12-перстную кишку и тщательно исследовала стенку, в которую она была воткнута. Видите, длинный красный след? Это царапина от булавки. Но, слава Богу, перфорации не было.
Булавка и вне детского организма оказалась очень юркой. Даже во время нашей беседы с врачом она постоянно пыталась куда-то запропаститься.
- Для меня осталось загадкой, как булавка попала к ребенку, — говорит Ирина Владимировна. — Рыдающая бабушка ничего не смогла объяснить. После того как мы извлекли булавку, мальчика вместе с мамой положили в хирургическое отделение: важно проконтролировать, что не началось воспаление, ведь слизистая была повреждена, а булавка нестерильна.
- Часто ли вам приходится доставать именно булавки?
- Год назад к нам привезли месячного ребенка, которому булавку в рот случайно уронила мама — она чистила нос малыша. Булавка была закрыта и вскоре вышла естественным путем. Также были случаи, когда булавку в рот младенцу клали более старшие дети. Но чаще всего булавки глотают дети старше полугода: они легко отстегивают эти приспособления, которые взрослые прикалывают к одежде от сглаза. Родители и бабушки малышей просто не задумываются, что тем самым могут навредить своему чаду. В случае с Давидом я сразу предупредила маму: если у нас не получится захватить и застегнуть булавку, тут же начнем делать большую операцию. Правда, за двадцать лет моей работы ни разу не пришлось обращаться за помощью к хирургам.
Ирина Владимировна показывает коллекцию предметов, которые глотали дети. Здесь есть и шахматная пешка, и заколка для волос, и детали игрушек, и ключи от чемодана.
- Извлеченные предметы мы не отдаем родителям, — говорит врач. — Чаще всего дети глотают монеты. Но в моей практике был ребенок, глотнувший 25-копеечную монету, а через год — часы. Когда увидела этого пациента у себя под кабинетом снова, была ошарашена! Возвращаем родителям только крестики. Как-то мы извлекали золотой крестик вместе с цепочкой. Но самым страшным для нас оказался сувенир, привезенный бабушкой внуку из Израиля. Это был практически квадратный крестик, да еще и с острыми краями. Намучились, пока его достали.
Доктор продемонстрировала инструменты, с помощью которых захватывает проглоченные детьми предметы. В ее арсенале всего два приспособления.
- Хотя эндоскопы обычно оснащены гораздо большим количеством разнообразных петель и захватов, — продолжает Ирина Коломоец. — Но каждый из них стоит 400-500 долларов. И если у нас поломается хоть один захват, мы не сможем помогать детям.
6697Читайте нас в Facebook