«Женщины втайне любят поговорить о ней»
Что может заставить театралов заплатить 1500 гривен за билет на спектакль, в котором нет ни одного именитого актера, а его режиссер вообще неизвестен публике? Аншлаг российскому спектаклю «Монологи вагины», который вторую субботу подряд показывают в Киеве, обеспечивает необычная тема — женский половой орган. Именно она становится основой для размышлений о физиологии и красоте, жизни и мировосприятии, страхах и комплексах, капризах и любви. Популярность пьесы во всем мире не угасает вот уже более десяти лет. За это время в американских постановках сыграли такие звезды, как Вупи Голдберг, Сьюзен Сарандон, Вайнона Райдер, Глен Клоуз и другие.
«Я осознала, что волосы там не просто так»
Итак, представление начинается. На сцену без декораций выходят четыре женщины разного возраста, одетые в алые платья и парики. Они объясняют, что пьеса написана американкой Ив Энцлер на основе ее доверительных бесед с 200 женщинами.
- Меня беспокоит, что мы о НИХ думаем. А еще больше — что мы о НИХ не думаем, — так автор устами одной из актрис объясняет свой интерес к теме, которую не принято обсуждать в широком кругу. — Женщины не заглядывают туда по нескольку недель, месяцев, а то и лет. Я брала интервью у одной очень влиятельной бизнес-леди, которая сказала, что слишком занята и у нее нет времени, чтобы заглянуть туда. Ведь, чтобы рассмотреть ЕЕ, нужно лечь на спину напротив большого зеркала, правильно подобрать позу и освещение. Ты вся скручиваешься. Вытягиваешь шею, выгибаешь спину. Это утомительно. Бизнес-леди сказала, что у нее нет на все это времени. Поэтому мне пришло в голову поговорить с женщинами об их сокровенном месте на теле. Я общалась с женщинами разных возрастов, национальностей, профессий, ориентаций. Сначала они говорили неохотно. Но стоило им начать, и их уже было не остановить. Женщины втайне любят говорить о НЕЙ. Они приходят в восторг, в основном, потому, что раньше их об этом никто не спрашивал.
Дальше актрисы по очереди обращаются к залу с монологами. О том, как родители запрещали девочке прикасаться к своим половым органам, заставляли стыдиться их, а потом, когда ребенку было всего десять лет, ее изнасиловал пьяный друг отца. И только спустя годы одна опытная женщина обучила девушку ласкам, умению познавать и любить себя, потому что «всегда нужно знать, как доставить себе удовольствие, и тогда не нужно будет зависеть от мужчин». О том, как пожилая женщина пришла на курсы «Моя вагина», потому что никогда в жизни не прикасалась к себе и не испытывала оргазма. В юности парень, который ей нравился, высмеял ее легкую возбудимость, и с тех пор она замкнулась в себе. Лишь в 72 года, получив на курсах задание принять ванну и изучить свое тело, женщина, наконец, доставила себе удовольствие.
Говорили также о насилии в семьях, о нежелании гинекологов обеспечить комфорт органам пациенток и равнодушии мужчин к особенностям женщины.
- Мой первый и единственный муж ненавидел волосы. Он говорил, что они мешают и собирают грязь. Он заставлял меня брить низ живота. Это его возбуждало. Когда мы занимались любовью, моя кожа горела. Потом я отказалась брить ЕЕ. И муж стал ходить налево. На приеме у семейного психолога он объяснил, что изменяет мне, поскольку я не удовлетворяю его сексуально — не хочу брить там. Психолог спросила, почему я не хочу сделать мужу приятно. «Слишком странный способ», — сказала я. Без волос я чувствовала себя маленькой, даже начинала говорить детским голоском. А от раздражения не спасал никакой бальзам. На что доктор ответила мне, что замужество — это постоянный компромисс. Я спросила: если я буду брить там, перестанет ли муж ходить на сторону? Психолог уверила, что нас с супругом ждет светлое будущее.
Когда мы вернулись домой, я позволила мужу самому выбрить меня. Он пару раз порезал меня, в ванну капнуло немного крови. Но он даже не заметил — так он был счастлив. Позже, когда мы занимались любовью, я снова ощущала сильный дискомфорт. Я поняла, что волосы там не просто так. Они как листья вокруг цветка, лужайка вокруг дома. И что нельзя любить меня по частям. Кстати, муж так и не перестал мне изменять
- А я полюбила ЕЕ, когда встретила Боба, — вступает другая актриса. — Он был самым заурядным из всех, с кем я встречалась. Я бы его и не заметила, если бы он не поднял мелочь, которую я уронила на пол в гастрономе. Когда он протянул мне монетки и случайно задел мою руку, нас обоих словно током ударило. Я легла с ним в постель. Вот тогда и случилось чудо.
Перед тем как впервые заняться со мной сексом, он сказал, что должен увидеть меня. «Я и так здесь», — удивилась я. «Нет, ты не понимаешь, — говорил он. — Я хочу видеть, какая ты. А там ты настоящая, какая есть. Я должен ЕЕ видеть». Я затаила дыхание. Боб смотрел и смотрел. Голос у него стал хриплым, он изменился в лице. Его внешность больше не казалась заурядной. Он стал похож на голодного зверя. «Ты такая красивая, — сказал он, — ты и изящная, и сильная, и невинная, и дикая. Все это я увидел там. Это и много чего еще».
Боб рассматривал меня почти целый час, как будто изучал карту или наблюдал за луной. Он не выказывал ни страха, ни отвращения. Наоборот, он был так искренне восторжен, так умиротворен, так погружен в собственные ощущения, что и я, глядя на него, распалилась. Я начала воспринимать себя его глазами. Я почувствовала себя прелестной, как картина великого живописца или водопад. Эмоции переполнили меня, я преисполнилась гордости. Боб растворился во мне, и я была вместе с ним. А потом мы вместе исчезли
«Однажды после спектакля в гримерку заглянул пенсионер и признался, что «наконец-то все понял»
Зал концерт-холла «Фридом» слушает спектакль с упоением. Равнодушных нет. Женщины, вникая и сочувствуя, опускают глаза, вслушиваются. Мужчины реагируют разнообразнее: на лицах одних — широкая открытая улыбка и огромные от удивления глаза, другие устремляют задумчивый взгляд в пол, третьи постоянно ерзают в креслах, смотрят на часы и страдающе хмурят брови. Я все ждала, когда зрители начнут, как в России, вставать и уходить. Не ушел никто. Где-то посредине действия один парень вслух пожалел: «Надо было взять блокнот и записать все это». А другой после окончания спектакля громко спросил спутницу: «Что это вообще было и зачем ты меня сюда притащила?» Спутница с сожалением шепнула: «Ничего ты не понимаешь!» После чего он буквально взорвался возмущением: «Если бы я стал разглядывать тебя там, ты бы первая решила, что я извращенец!»
- Все-таки киевская публика сильно отличается от российской! — признается одна из актрис, заслуженная артистка России Наталья Кудрявцева. — В России, где мы выступаем со спектаклем уже пять лет, некоторые зрители нередко уходят через 15 минут после начала, забывают выключить мобильные телефоны, разговаривают, показывают неприятие и отвращение к теме. Да что говорить — у нас даже на афишах не писали это слово, заменив его латинской буквой V. А если бы мы выступали в каком-нибудь российском концерт-холле, многие соотечественники наверняка не упустили бы возможность заказать себе полноценный ужин. Начался бы стук вилок, бокалов В Киеве столики, за которыми сидели зрители, так и остались без тарелок. Видно было, что зрители увлечены, что они пришли не для того, чтобы отметиться на нашумевшем спектакле, а пропускают все через себя.
- Говорят, славяне все же воспринимают спектакль с меньшим восторгом, чем американцы. Почему?
- Мы по-разному относимся к сексуальности. У нас люди не приучены обсуждать такие темы. Женщины даже между собой практически не говорят о том, что касается их детородных органов. Признаться, я и сама, когда учила эту роль, сначала немного смущалась. Да и слово такое — медицинское, несексуальное. Но меня подкупило то, что на самом деле это спектакль о любви. К себе, к женской природе. А как заканчивается этот спектакль! Монологом женщины, описывающей роды и женское лоно, которое, как сердце, способно на самопожертвование, прощение, самоизлечение ради того, чтобы мы появились в этом мире. Несмотря на то что часть зрителей всегда воспринимает тему в штыки, немало и тех, кто приходит в гримерку благодарить. Однажды заглянул пенсионер, который признался, что «наконец-то все понял». А через месяц в гримерку зашла его благодарная подруга
- Я бы вообще советовал всем подросткам посмотреть этот спектакль, чтобы лучше понять женщину, не бояться ее, не делать из нее врага или существо с другой планеты, — делится впечатлениями от «Монологов »
25-летний Тимур Шакуров. — Я, например, узнал — и меня это поразило, — что женский орган половой чувственности — единственный орган человека, предназначенный исключительно для удовольствия. Он имеет восемь тысяч(!) нервных окончаний. Это в два раза больше, чем на всем мужском члене! Представляете, насколько многогранным и мощным может быть наслаждение женщины! Хотел бы я, чтобы такое место на теле было и у меня
532Читайте нас в Facebook