«Люди криком кричали: «Остановись!», а автобус продолжал ехать прямо наперерез несущемуся локомотиву»
Днепропетровщина продолжает удерживать печальное первенство по масштабности аварий и техногенных катастроф. В 1993 году — взрыв доменной печи на Днепровском металлургическом комбинате, повлекший гибель 18 человек. В 1996-м — авария днепродзержинского трамвая, жертвами которой стали 34 человека, в том числе ребенок. В 1997-м — столкновение грузовой машины с электричкой, унесшее жизни 18 женщин, ехавших в кузове на работу. В 2007 году — взрыв газа в днепропетровской многоэтажке по улице Мандрыковской, 127, похоронивший под обломками дома 23 жителя, в том числе восьмерых детей. И наконец, автотранспортная катастрофа на железнодорожном переезде в городе Марганце, ставшая самой масштабной в истории Украины: 44 жертвы, в том числе трое детей! Все эти трагедии происходили в разное время, в разных местах и при разных обстоятельствах, но есть нечто, их объединяющее: человеческий фактор. Среди причин неизменно присутствовала чья-то халатность, некомпетентность или беспечность. Однако последний случай может перейти в разряд мистических
Рабочего Дмитрия Олейника спасли учтивость и воспитанность
Желтенький автобус «Эталон», в котором действует льгота на бесплатный проезд для пенсионеров, отправляется из пригородного поселка Городище в центр Марганца в 8. 50. Пожилые люди стараются на него попасть, чтобы утром съездить на рынок или в поликлинику. Если учесть, что этим же автобусом люди отправляются на работу и учебу, можно представить, какой ажиотаж нередко творится на остановках. Этот вторник не был исключением.
— Уже в Городище людей набилось «под завязку», — вспоминает рабочий Марганецкого горно-обогатительного комбината 30-летний Дмитрий Олейник. — Но я никогда никого не расталкиваю: пропустил вперед всех старушек, тем более среди них была моя тетя Нина Личман. Вошли в автобус и двоюродный брат мамы с женой и внуком, их фамилия Бедняк. Я смог примоститься только на ступеньках. Сзади закрылась дверь, и на других остановках водитель ее уже не открывал — сажал по несколько пассажиров через переднюю. Я еще удивлялся: куда они все помещаются? К железнодорожному переезду между Городищем и селом Максимовка мы подъехали минут через десять. Автобус остановился, постоял немного и опять тронулся. Я разговаривал со знакомой Оксаной, сидящей сзади, и вдруг ее глаза стали совершенно круглыми от ужаса, а все вокруг закричали: «Куда ты едешь?! Остановись!» Я даже не успел понять, что происходит, как раздался страшный удар. Очнулся уже лежа на куче щебня возле рельсов.
Дмитрий пострадал в этой аварии меньше всех — его и попутчицу Оксану Бойченко уже на второй день перевели из реанимации в травматологию областной больницы имени Мечникова. Лежа под капельницей (у мужчины многочисленные рубленые раны, ушибы и гематомы), он пытается восстановить ход событий. И считает, что спасся благодаря собственной учтивости.
- Дело в том, — объясняет Дмитрий, — что уцелели только те пассажиры, которые сидели или стояли сзади. Я с трудом поднялся с земли и увидел возле откоса согнутый столб: когда локомотив таранил и потащил по рельсам наш автобус, заднюю его стенку буквально срезало об этот столб, и люди посыпались оттуда вдоль насыпи, как горох. У оставшихся в покореженном автобусе пассажиров, наверное, не было шансов спастись — его буквально расплющило страшным ударом. Как спасатели вырезали из этого железного месива людей, я уже не видел, меня увезла «скорая».
Что же произошло с автобусом в то злополучное утро? Почему он оказался на рельсах перед несущимся к переезду локомотивом? Эти вопросы волнуют не только следствие, но и родственников погибших, и немногих уцелевших в этой аварии людей. Оксана Бойченко, которой только накануне провели операцию на лице (глубокий шрам рассекает лоб, бровь и нос этой миловидной 32-летней женщины, также у нее черепно-мозговая травма, сломано плечо и гематомы по всему телу), до сих пор в ужасе от пережитого.
— Я в окно не смотрела, заболталась с Димой, — словно заново переживает она те мгновения. — А когда люди закричали, я глянула налево — локомотив был уже метрах в двадцати от переезда. Автобус не останавливался, мы реально двигались прямо под колеса электровоза. Было понятно, что проскочить совершенно невозможно. Люди криком кричали: «Остановись!», а водитель продолжал ехать и даже не пытался затормозить. Допустим, отказали тормоза, но тогда нужно было свернуть, открыть двери, крикнуть «Спасайтесь!» — в общем, что-то предпринимать. А он ехал, словно никого не слышал и ничего не видел.
В том, что видимость в тот день была хорошая — около 700 метров, — эксперты уже убедились. Многочисленные свидетели утверждают, что и сигнализация (звуковая и световая) работала. Никто не загораживал водителю обзор, ведь локомотив приближался к переезду слева, именно со стороны места шофера. Поэтому главная версия следствия — «Нарушение водителем правил дорожного движения» — никак не объясняет его поведения в тот роковой момент.
Возможно, у водителя был личный мотив отомстить кому-то из пассажиров? Подобная версия, выдвинутая одним из экспертов-психологов, на первый взгляд кажется абсолютно абсурдной — не камикадзе же был, в самом деле, водитель с 36-летним стажем и двумя детьми. Но она имеет право на жизнь. Действительно, когда человек едет на красный свет, можно смело говорить о каких-то отклонениях в его психике. Это предположение Президента Виктора Януковича, сделанное в Днепропетровске, пока что никто не опроверг и не подтвердил, но вовсе не исключено, что 56-летний водитель Николай Гречко по какой-то причине утратил контроль над собой. Потому что одновременно вряд ли могут отказать зрение, слух и чувство самосохранения. Не знаю, возможно ли установить уже после смерти человека его психическое состояние в момент аварии, но милиция проводит сейчас десятки экспертиз, воспроизведений (даже локомотив гоняют туда-сюда через переезд, чтобы восстановить ход событий), которые помогут приблизиться к истине. По факту гибели 44 человек, в том числе троих детей, возбуждено уголовное дело. В рамках которого рассматривается не только версия о преднамеренном нарушении водителем автобуса правил дорожного движения, но и о превышении машинистом допустимой скорости.
Опытный водитель не мог не знать, за какое время электровоз преодолевает расстояние в пределах видимости. Возможно, он решил, что успеет проскочить железнодорожное полотно. Кстати, за час до аварии в Марганце на подобном же переезде в соседней Запорожской, области произошло столкновение состава с трактором, в котором погиб тракторист. Локомотив ехал из Никопольского депо, чтобы отбуксировать поврежденный поезд а поскольку в графике движения он не значился, то, возможно, спешил и превысил обычную скорость. Что и ввело в заблуждение водителя автобуса.
«То утро в больнице было страшное: пострадавших доставляли одного за другим»
Выяснение этих подробностей хоть и прольет свет на причины аварии, но ситуацию на дорогах Украины вряд ли изменит. А она, по выводу комиссии, которую возглавил первый вице-премьер Андрей Клюев, просто катастрофическая. Около тысячи железнодорожных переездов, в том числе и в населенных пунктах, не охраняются и даже не имеют шлагбаумов. Список проблемных зон на дорогах можно дополнить, по мнению губернатора Днепропетровщины Александра Вилкула, отсутствием возле школ «лежачих полицейских», слабым контролем за техническим состоянием частных автобусов и их лицензированием.
— Все эти проблемы сейчас обсуждаются и будут решаться в области, — заверяет глава облгосадминистрации Александр Вилкул. — Халатность, безответственность, непрофессионализм — это тоже преступления. Они в любой момент могут привести к трагедии. Пока же мы предоставили пострадавшим в этой аварии всю необходимую помощь: 200 тысяч гривен перечислила на их счета облгосадминистрация, еще 500 тысяч перевела «Укрзалўзниця». По 100 тысяч гривен получат потерпевшие и родственники погибших по решению правительства. Те, кто находятся в больницах, обеспечены всеми необходимыми препаратами.
— То утро страшно даже вспоминать, — рассказывает главный врач Марганецкой горбольницы Павел Лукьянченко, — пострадавших привозили одного за другим, в течение часа доставили 13 человек. Чтобы поскорее их осмотреть и оказать помощь, одежду на людях просто разрезали, а на телах писали зеленкой номера, ведь фамилий никто не знал, а пострадавшие назвать себя не могли. Повреждения были тяжелейшие — множественные переломы конечностей, ребер, позвоночника, черепно-мозговые травмы, пять человек находились в коме. Двух мужчин и женщину мы спасти не смогли, их состояние было несовместимо с жизнью. В первые же сутки после аварии машинами санавиации десять пациентов перевезли из Марганца в областную больницу имени Мечникова.
Печальный итог этой аварии — 44 погибших. Но врачи опасаются, что счет еще не закрыт. Вчера в четыре часа утра умерла 74-летняя Елена Гончаренко, которая ехала этим автобусом с подругой на рынок. Медики два дня боролись за ее жизнь. По словам главного врача областной больницы имени Мечникова Владимира Павлова, четверо пациентов отделений реанимации и политравмы находятся на аппарате искусственной вентиляции легких. Двое пребывают в коме. У 38-летней женщины перелом шейного позвонка с повреждением спинного мозга. Родственники не отходят от дверей реанимации.
А в поселке Городище только на одной улице Шевченко пять калиток повязаны траурными платочками. На доме N81 сразу три косыночки. Здесь жили Анатолий Яковлевич и Валентина Ивановна Бедняк, практически все время в их доме находился 13-летний внук Роман. По словам соседей, мальчонка был их главным помощником — такой добрый, приветливый, работящий, к тому же лучший ученик в школе, победитель всех олимпиад. В тот роковой день бабушка с дедушкой ехали на рынок вместе с Ромкой, чтобы купить ему новую курточку к зиме. В городе их ждал сын Саша. Когда он узнал об аварии и стал звонить маме, ее телефон уже не отвечал
— В том автобусе, как специально, собрались лучшие люди села, костяк нашего Городища, те, на ком здесь все держалось, самые крепкие хозяева, — плачет возле своей калитки местная жительница Валентина Качко. — Анатолий Яковлевич всю жизнь на шахте проработал, Валентина Ивановна, хоть и болела, много лет была квартальной на улице. Одноклассник моего мужа Слава Иванов только-только на пенсию вышел, все говорил: вот теперь поживу. Городище и так стоит в развалинах — люди уезжают. А теперь больше тридцати человек на кладбище перекочевали. Моей соседке Наде Оселедченко могилку выкопали прямо напротив дома. Столько моих родных и друзей погибло, что не знаю, к кому бежать на похороны.
Два дня по улицам Городища идут к кладбищу траурные процессии. К 72-летней Зинаиде Тулюпе, которая почти полвека проработала в больнице медсестрой, две дочки приехали на день рождения, Таня из Сум привезла маме целую сумку обновок. А они ей уже не понадобились. Не может прийти в себя и муж Евгении Ивановны Сидоренко. Виктор Владимирович работает врачом в городской больнице. Он знал, что жена поедет утром в город, и, услышав об аварии, стал ей звонить. Потом выбежал встречать машины с пострадавшими. Когда привезли последнего живого, не хотел верить, что его Женя осталась там, на переезде.
Каждая история — своя трагедия.
— Такой беды на все село еще не было! — вытирает слезы Оксана Бойченко, которая лежит в травматологии. — Неподалеку от меня сидела Света Фролович со своим сыном Антоном, студентом физкультурного института. Когда все случилось, я слышала, как страшно она кричала: «Где мой Антон?!» Светлана сейчас в реанимации, у нее перелом шеи, и ей даже не говорят, что ребенок погиб
Горисполком, по словам депутата областного совета Татьяны Мороз, которая в эти страшные дни занималась проблемами пострадавших, взял на себя все расходы по погребению, выплатил семьям материальную помощь по пять тысяч гривен. С людьми здесь работают психологи и врачи. Но душевная рана целого села еще долго не успокоится
Вчера на брифинге в МВД Украины начальник Департамента Госавтоинспекции Валерий Лозовой рассказал о первых результатах расследования этого громкого происшествия. В частности, он отметил тот факт, что автобус в момент аварии был перегружен.
— По заводским техническим характеристикам в этом автобусе допускается перевозка 20 сидячих и 20 стоячих пассажиров, в момент аварии в автобусе находилось 52 человека, — сказал он. — Кроме того, в этом году погибшего водителя автобуса уже дважды штрафовали, в том числе и за нарушение правил перевозки пассажиров. Из более сорока экспертиз, которые еще предстоит провести по этому делу, завершены две. По предварительным выводам, техническое состояние автобуса было удовлетворительным. Было установлено, что во время столкновения и автобус, и локомотив двигались (ранее высказывалось предположение, что автобус остановился на переезде. — Авт. ).
Что же касается переезда, то он, согласно инструкции «Укрзалiзницi», относится к четвертой категории — без шлагбаума. Правда, переезды, по которым проходят маршруты пассажирского транспорта, должны быть оборудованы шлагбаумом. После проверки работники ГАИ направляли предписания предприятию, обслуживающему эту линию, об установлении шлагбаума. Нам пришел ответ: на сегодняшний день нет денег на его установку.
По сообщению начальника Департамента по связям с общественностью МВД Украины Дмитрия Андреева, сейчас оперативная группа отрабатывает все возможные версии случившегося, в том числе и невероятные — например, причастность водителя к секте.
2785Читайте нас в Facebook