«В минувшем году была именно пандемия гриппа, и этот термин правильно использовали, чтобы привлечь внимание к реальной опасности»
Год назад волна свиного гриппа накрыла Украину. Люди в панике сметали в аптеках противовирусные препараты, маски и даже отрезы марли в надежде на то, что все это убережет их от коварной болезни. В магазинах и на рынках в три раза поднялись цены на народные средства от простуды — чеснок и лимоны. В средствах массовой информации появились тревожные сообщения о тяжелых, зачастую смертельных, осложнениях, вызванных гриппом. Причем болезнь поражала в основном молодых и крепких людей, а также беременных женщин. Им не могли помочь даже самые современные лекарства. На трехнедельный карантин закрылись школы и дошкольные учреждения.
А когда паника улеглась, многие задумались: была ли пандемия в действительности или ее придумали коррупционеры от фармакологии, пытавшиеся нагреть руки на ажиотажном спросе на лекарства? Названы ли действительные масштабы бедствия или от нас что-то скрывают? И чего ожидать в нынешнем сезоне?
Ответы на эти и другие вопросы корреспонденту «ФАКТОВ» удалось получить на международном семинаре для журналистов «Птичий и пандемический грипп, инфекционные заболевания: освещение в СМИ», который проходил 2-3 ноября в Алматы (Казахстан) и был организован американской дирекцией программ развития и международных тренингов для средств массовой информации совместно с радиостанцией «Голос Америки».
В 1997 году умирал каждый второй заболевший птичьим гриппом, процент скончавшихся от свиного гриппа гораздо меньше
— Не секрет, что прошлогодняя эпопея с распространением вируса Н1N1 в значительной мере подорвала доверие населения к Всемирной организации здравоохранения, — заявил на семинаре сотрудник Центра по контролю и предотвращению заболеваний Дэн Ратц. — В самом деле, получилось расхождение между прогнозами, данными этой организацией, и реальностью. Прогнозы ВОЗ базировались на последствиях пандемии 1918 года, когда в мире свирепствовала «испанка», забравшая 15 миллионов жизней.
С тех пор комбинация вирусов подтипа Н1N1, обладающая наибольшим генетическим сходством с вирусом свиного гриппа, больше не повторялась, и специалисты строили пессимистические прогнозы, опасаясь повторения пандемии. К счастью для человечества, в этот раз прошло все более-менее мягко. От осложнений, вызванных вирусом гриппа (в основном это была атипичная пневмония), во всем мире умерли 18 тысяч человек (сравните эту цифру с числом жертв «испанки»). И еще: если в результате заболевания птичьим гриппом в 1997 году умирал каждый второй, то процент потерь при свином гриппе был значительно ниже. Кстати, многие случаи, квалифицированные как грипп, на самом деле относились к ОРВИ.
- Чем объясняется такая ситуация?
— Вероятнее всего, у человечества на генетическом уровне заложен иммунитет к штамму вируса H1N1. А возможно, штамм вируса изменился, ослабел. Но это только гипотезы.
- Почему же тогда жертвами заболевания становились в основном молодые люди с сильным иммунитетом?
— Дело в том, что в молодом организме все реакции происходят быстрее. И при определенных обстоятельствах, допустим, при попадании вируса, они иногда становятся неконтролируемыми. То же самое можно сказать и об осложнениях при беременности (очень часто они заканчивались выкидышами). Беременность — нормальное, но все же измененное состояние женщины. В этот период она наиболее уязвима и автоматически попадает в группу риска. К тому же большинство беременных — молодые женщины, а об особенностях молодого организма мы уже говорили. Хотя это тоже одна из теорий, никаких научных подтверждений пока нет.
«Надо признать, с названиями вышла путаница»
- Так, может быть, речь идет вовсе не о пандемии? И паника не возникла бы, если бы людей не напугали этим страшным словом?
— Надо признать, что с названиями самого явления вышла путаница, — считает Дэн Ратц. — Во-первых, нам нельзя было называть грипп свиным. Дело в том, что комбинация вирусов H1N1 поражает и птиц, и свиней, и людей. Однако передаваться заболевание может только от человека к человеку, и животные никоим образом не могут быть его переносчиками. Следовательно, это человеческий грипп, а не свиной. При обработке мяса животных вирус погибает. К сожалению, прошлогодняя ситуация нанесла серьезный экономический урон свиноводству (точно так же, как в 1997 году пострадало птицеводство). В Египте, например, во время борьбы с инфекцией правительство практически уничтожило отрасль. А ведь выращивание свиней в этой мусульманской стране является источником дохода для бедных слоев крестьянства.
Термин «пандемия», который обозначает распространение эпидемии на большой территории и связан с множеством смертей, сейчас трактуется несколько по-иному. Пандемия означает, что за короткий отрезок времени заболевает большое количество людей, при этом не обязательно ждать миллионов умерших. В прошлом году все-таки была пандемия, и этот термин правильно использовали для того, чтобы привлечь внимание людей к возможной опасности. Болезнь действительно представляла реальную угрозу человечеству.
- Могли бы вы прокомментировать события, которые происходили в связи с этим в Украине?
— Несомненно, паника в вашей стране была раздута официальными лицами. Подачей искаженной информации они не только подорвали доверие к себе, но и потратили огромные государственные деньги на закупку противовирусных препаратов и вакцин — в три раза больше обычного, свыше 600 миллионов гривен. Еще в сентябре, насколько я знаю, на складах госпредприятия «Укрвакцина» хранилось девяносто процентов неиспользованной вакцины против свиного гриппа. Но вряд ли она будет востребована до окончания срока годности.
Фото с сайта focus. ua
520Читайте нас в Facebook