Спустя 100 лет после «анафемы» православная церковь отказалась простить Льва Толстого
История с отлучением Толстого по-своему уникальна. Ни один из русских писателей, сравнимых с ним по силе художественного дарования, не враждовал с Православием. Ни юношеское фрондерство Пушкина, ни мрачный байронизм и нелепая смерть на дуэли Лермонтова не вынудили Церковь перестать считать их своими детьми. Достоевский, прошедший в своем духовном становлении путь от участия в подпольной организации до пророческого осмысления грядущих судеб России; Гоголь, с его «Избранными местами из переписки с друзьями» и « Объяснением Божественной литургии»
Ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон Шевкунов отметил, что решение Святейшего Синода от 20 февраля 1901 года, согласно которому Толстого отлучили от церкви, нельзя отменить, поскольку это было «лишь констатацией уже свершившегося факта», поскольку граф Толстой сам отлучил себя от Церкви, «чего он не только не отрицал, но и при всяком удобном случае решительно подчеркивал».
По словам священнослужителя, еще когда Льву Толстому было 27 лет, он вынашивал идею создания новой веры, о чем свидетельствуют его дневники той поры. А в преклонных годах, почувствовав, что близок к этой цели, писатель создает небольшую секту своих почитателей и пишет Евангелие от Толстого, при этом главным объектом нападок Толстого становится Православная церковь.
«Его высказывания и поступки, направленные против нее, были ужасающи для православного сознания. Более того, деятельность Толстого в последние десятилетия его жизни, к сожалению, была поистине разрушительна для России, которую он любил. Она принесла несчастье народу, которому он так хотел служить. Недаром вождь большевиков чрезвычайно ценил именно это направление деятельности Толстого и называл писателя «зеркалом русской революции», — отметил отец Тихон.
По его словам, великие подвижники Церкви — святой праведный Иоанн Кронштадтский, святитель Феофан Затворник, многие другие — с горечью признавали, что «великий талант графа Толстого целенаправленно употреблен им на разрушение духовных и общественных устоев России».
«Последние дни жизни великого писателя говорят нам о той мучительной борьбе, которая происходила в его душе», — считает священнослужитель.
Он бежал из своего родового гнезда — Ясной Поляны, но не к своим единомышленникам, толстовцам, а в самый известный тогда русский монастырь — Оптину пустынь, где в то время пребывали старцы-подвижники. Там он попытался встретиться с ними, но в последний момент не решился на это, о чем тогда же с горечью признавался своей сестре — монахине соседнего с Оптиной пустынью Шамординского монастыря.
Позже, на станции Астапово, предчувствуя кончину, он велел послать телеграмму в Оптину пустынь с просьбой прислать к нему старца Иосифа. Но когда два священника прибыли в Астапово, окружавшие умирающего писателя ученики и последователи не допустили этой встречи.
Как пояснил отец Тихон канонически церковное поминовение Толстого невозможно, так как он публично не отказался от своих духовных заблуждений. Однако, по его словам, никаких «анафем и проклятий», как утверждают недобросовестные историки и публицисты, на него произнесено не было.
Ответ от лица РПЦ был дан президенту Российского книжного союза Сергею Степашину. Он обратился к патриарху Кириллу с просьбой к 100-летию со дня смерти писателя пересмотреть его отлучение от Церкви.
Напомним, что в четверг, 11 ноября, в украинский прокат вышел фильм «Последнее воскресение» — немецко-российский биографический фильм о последнем годе жизни Льва Толстого, снятый по мотивам одноименного биографического романа Джея Парини.
Читайте нас в Facebook