ПОИСК
Здоровье и медицина

«Новорожденная находилась в критическом состоянии: из-за порока сердца оперировать нужно было в первые дни жизни»

0:00 9 апреля 2010
«новорожденная находилась в критическом состоянии: из-за порока сердца оперировать нужно было в первые дни жизни»
Донецкие кардиохирурги спасли пятидневного ребенка, выполнив сложнейшее хирургическое вмешательство

У малышки не действовала правая часть сердца

Аня Шубина появилась на свет 12 февраля в Константиновском роддоме (Донецкая область). Ребенок весил 3 килограмма 350 граммов, рост — 52 сантиметра. Но у крохи диагностировали редчайший порок сердца — аномалию Эбштейна (описал его немецкий ученый в 1866 году). Такое нарушение развития встречается очень редко — менее чем у одного процента детей с врожденными пороками сердца, а критическая форма порока — примерно у одного из 200 тысяч младенцев. У Анечки трехстворчатый клапан был сильно смещен в желудочек сердца и практически не действовал, кровь не поступала в легкие: малышка буквально задыхалась. Кроме того, у крохи оказалась закрытой артерия, которая несет кровь в легкие.

- Оперировать такого ребенка нужно в первые дни жизни, я бы даже сказал, что счет идет на часы, — рассказывает «ФАКТАМ» заведующий отделением детской кардиохирургии Донецкого института неотложной и восстановительной хирургии имени В. К. Гусака Академии медицинских наук Украины Игорь Мокрик.  — Анечка появилась на свет вечером в пятницу. Благо, дежурная неонатолог Константиновского роддома, не имея возможности подтвердить диагноз на УЗИ (аппарата для ультразвукового исследования в том роддоме нет.  — Авт. ), едва заметив у новорожденной симптомы сердечной недостаточности, позвонила мне. Состояние девочки с каждым часом ухудшалось.

Чтобы малышка могла дожить до операции, врачи роддома Константиновки, расположенного в 100 километрах от Донецка, четко выполняли рекомендации областных кардиохирургов. Малютке вводили препарат, удерживающий открытым Боталлов проток, который находится между аортой и легочной артерией. У детей с нормальным развитием сердечной системы сразу после появления на свет Боталлов проток естественным путем закрывается. Но для Ани он был единственным источником поступления крови в легкие. Уже в субботу крошечную пациентку привезли в Донецк. А спустя три дня успешно прооперировали.

РЕКЛАМА

- При помощи специальной заплаты мы исключили из процесса кровообращения правую, не функционирующую, часть сердца, — продолжает доктор Мокрик.  — А весь поток крови направили в левое предсердие, восстановив кровоснабжение с помощью особого протеза. Синтетический сосудистый протез диаметром три с половиной миллиметра соединил аорту и легочную артерию ребенка. Благодаря этому кровь стала поступать в легкие и малышка смогла дышать. Этот метод, именуемый операцией Старнса, в данном случае спас жизнь новорожденной.

Сложнейшая операция длилась четыре часа. Чтобы выверить каждый шовчик на сердечке (диаметр которого пять сантиметров!), врачи применили специальное оборудование, куда входят хирургические лупы с большим увеличением. После операции в течение трех суток грудная клетка девочки оставалась открытой.

РЕКЛАМА

- Грудина была зафиксирована распорками и накрыта специальной пленкой, пока мы не убедились, что жизненные показатели у Анечки пришли в норму, — объясняет Игорь Мокрик.

Все это время около отделения реанимации дежурила бабушка Анечки, Раиса Васильченкова, так как 17-летнюю маму еще не выписали из роддома.

РЕКЛАМА

- В те дни я будто не жила, а смотрела какой-то медицинский сериал: машины, мигалки, сирены, все бегут, куда-то едут в страшную метель, которая была в тот вечер, — вспоминает Раиса Владимировна.  — Но когда доктор сказал, что операция — единственный путь спасения Анечки, мы ответили: «Делайте все, что нужно, мы так ждали эту малышку!»

Деток с тяжелыми пороками иногда не успевают довезти до кардиоцентра

Спустя две недели кроху выписали домой. По словам доктора Мокрика, руководившего операцией, это — не единственное хирургическое вмешательство, которое потребуется Анечке. В шестимесячном возрасте девочке придется удалить синтетический протез, так как он уже не будет справляться со своей задачей, и вновь скорректировать работу сердца, чтобы кровь поступала в сосуды легких. В возрасте двух-трех лет ребенку снова потребуется подобная операция. Однако, считают врачи, это не означает, что малышка все эти годы будет прикована к больничной койке.

- Ребенок с прооперированным сердцем вряд ли станет чемпионом по бегу, но вполне сможет стать чемпионом по шахматам, — улыбается Игорь Мокрик.  — Аномалию Эбштейна, как правило, оперируют у более взрослых пациентов. Мне же за спасение жизни пятидневной крохи посчастливилось удостоиться похвалы моего учителя профессора Василия Васильевича Лазоришинца, который многие годы работал в Институте сердечно-сосудистой хирургии имени Амосова, а теперь — первый заместитель министра здравоохранения Украины.

Основываясь на данных научной литературы, доктор Мокрик заявил, что методом Старнса столь юную пациентку в Украине еще никто не оперировал. Возможно, потому, что деток с таким тяжелыми пороками просто не успевают довезти до кардиоцентров. Не случайно серьезного опыта в проведении коррекции аномалии Эбштейна новорожденным нет ни у кого в мире.

- Мы стараемся внедрять идею европейской кардиохирургии: оперировать дитя нужно там, где оно появилось на свет, чтобы при тяжелых формах порока не терять драгоценного времени, — говорит Игорь Мокрик.  — Недавно мы сделали три операции на сердце недоношенным деткам весом до килограмма. Транспортировать таких малышей было рискованно, поэтому бригада наших кардиохирургов выезжала в роддома Луганска, Донецка и Макеевки.

По словам директора Института неотложной и восстановительной хирургии Владислава Гриня, протокол этой операции внесут в учебники для студентов. К ней команда донецких кардиохирургов шла три года, постоянно обмениваясь практическим опытом с иностранными коллегами.

- Детские кардиохирурги из Италии (г. Бергамо) и США (г. Канзас-Сити) приезжали сюда и помогли сделать несколько достаточно сложных операций, а наши доктора ездили на стажировки за рубеж, — рассказывает доктор медицинских наук Владислав Гринь.  — Все эти годы создавалась и обучалась бригада, которая теперь проводит хирургические вмешательства на сердце детей, в том числе новорожденных. Пятидневную девочку оперировали 12 специалистов.

По информации профессора Гриня, сейчас количество детей с врожденным пороком сердца увеличивается. Поэтому Институт неотложной и восстановительной хирургии планирует создать в Донецке центр детской кардиохирургии, в котором могли бы оперировать до 700 детей в год. Помощь при тяжелых поражениях сердца, как правило, нужна немедленно. Данный случай — еще одно подтверждение того, что детские кардиоцентры должны быть в каждом регионе.

2015

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров