Авиаконструктор Олег Антонов: «Красиво то, что функционально. Если у женщины широкие бедра и пышная грудь — значит, она сможет родить и выкормить здорового ребенка »
При всей своей любви к небу Олег Константинович Антонов был очень земным человеком. Был трижды женат. Вывел в люди четырех детей. В выходные любил работать в саду, в столярной мастерской, писать картины. Одна из них, как ни странно, называется «Катастрофа».
Авиаторы обычно не любят говорить о воздушных трагедиях. Даже придумали такое хитрое понятие — тяжелое летное происшествие. А тут сам авиаконструктор веселее сюжета не подобрал: далеко в конце взлетно-посадочной полосы, напоминающей дорогу, — груда обломков разбитого самолета. На переднем плане — кусок дюраля с заклепочным швом и возле него — изящная женская туфелька. Выразительнее, пожалуй, не передашь трагизм случившегося.
Антонов, говорят, был очень ответственным человеком. Потому его самолеты отличались высокой надежностью.
10 фактов из жизни легендарного конструктора
«Да эта стрекоза может сесть даже мне на шляпу!» — воскликнул Хрущев, впервые увидев в Жулянах Ан-2
1. Олег Константинович Антонов родился 7 февраля 1906 года в селе Троицы Московской губернии. Прадед Дмитрий Антонов был декабристом, близким к поэту-революционеру Кондратию Рылееву. Отец Константин Антонов, архитектор по профессии, был связан с передовыми художниками своего времени. Дома и мосты, спроектированные и построенные им, до сих пор успешно эксплуатируются в Санкт-Петербурге и других городах России.
2. Авиацией заболел еще в детстве в Саратове. Посещал авиамодельный кружок, начал строить планеры. В 1921 году 15-летним мальчишкой пережил голод, охвативший Поволжье. Как рассказывал «ФАКТАМ» младший сын авиаконструктора Андрей Олегович — историк искусства и художник-дизайнер одного из киевских издательств, в голодовку люди резали на куски и варили кожаные сапоги, ели кору деревьев.
3. Чтобы поступить в Ленинградский политехнический институт, юноша был вынужден скрыть свое дворянское происхождение. Позже, в 1937 году, органы НКВД все же докопались до его корней. От репрессий Антонова спас авиаконструктор Александр Яковлев. У него молодой талантливый инженер вырос до первого заместителя руководителя опытно-конструкторского бюро. В этом ОКБ создавались истребители, которые серийно строили на Новосибирском авиационном заводе сибиряки и эвакуированные специалисты Киевского авиационного завода.
4. Трудовую деятельность Олег Антонов начал инженером, а затем главным конструктором Московского планерного завода. Строительством планеров он увлекся еще студентом. Во время слетов планеристов в Коктебеле на знаменитой горе Узун-Сырт (позже в честь погибшего планериста ее назвали горой Клементьева) Олег Антонов познакомился с будущими конструкторами космических кораблей и самолетов Сергеем Королевым, Сергеем Ильюшиным, летчиками-испытателями Сергеем Анохиным, Константином Арцеуловым — внуком великого Айвазовского и тоже художником…
На всю жизнь в его душе осталась страсть к парящему полету. Как рассказывал «ФАКТАМ» Андрей Антонов, в 1980 году они с отцом приехали в Каунас на серийный завод, где строились планеры конструкции Антонова. И Олег Константинович, которому к тому времени было уже 74 года, взялся за старое — снова сел в кабину планера и полетел. Тогда Андрея поразил и первенец отца Ан-2: старичок покряхтел мотором, не спеша покатился по траве обычного выкошенного ровного поля, вдруг поднялся и ушел ввысь.
А какое впечатление произвел Ан-2 в 1947 году во время своего первого взлета в Жулянах на первого секретаря ЦК Компартии Украины Никиту Хрущева! Увидев, что самолет взлетает и садится поперек взлетно-посадочной полосы, руководитель республики восторженно воскликнул: «Да эта стрекоза может сесть даже на поля моей шляпы!» Хрущев предложил Антонову, КБ которого в послевоенные годы находилось в Новосибирске на птичьих правах, переселиться в столицу Украины.
Нынче во многих странах Запада существуют целые общества и клубы любителей Ан-2, рассказывал «ФАКТАМ» заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза Юрий Курлин. В свое время СССР, а затем Польша произвели несметное количество этих экономичных и неприхотливых самолетов. Ими можно обрабатывать поля, возить пассажиров и грузы, катать экскурсантов, буксировать планеры. Поэтому владельцы славного трудяги периодически устраивают в разных странах слеты любителей «Аннушки».
Несколько лет назад Юрию Владимировичу посчастливилось побывать на таком слете в Польше. Организаторы так гостеприимно принимали делегацию АНТК Антонова, что, когда пришло время возвращаться домой, киевляне рисковали опоздать в аэропорт — на дороге между городком, где проводился слет, и Варшавой начинались автомобильные пробки. И тогда польский фермер забросил чемоданы гостей в свой Ан-2, стоявший чуть ли не на огороде, по мобилке позвонил авиадиспетчеру и через полчаса они были в аэропорту!
5.. Женился Олег Антонов в 30-е годы прошлого столетия. Его жена Елена Сергеевна тоже занималась проектированием планеров. В 1936-м у них родился сын Ролан. Окончил три курса Московского авиационного института и вдруг увлекся историей искусства, технического дизайна. Потом работал в НИИ технической эстетики. Обладал энциклопедическими знаниями. Был женат, но детей Бог не дал. Ничем серьезным не болел, а умер рано — в 54 года. После тяжелого дня на работе уснул и не проснулся.
Снижающееся к полосе чудовище оказалось… танком!
6. В 1937 году Олег Константинович познакомился с красавицей-армянкой Елизаветой Шахатуни. Как рассказала «ФАКТАМ» старшая дочь Анна Олеговна — ныне профессор кафедры высшей математики Киевского национального авиационного университета, к тому времени отец уже начал самостоятельную работу над своим первым самолетом ОКА-38. А Елизавета Аветовна получила навыки специалиста по проблемам прочности конструкций узлов и агрегатов в ОКБ Семена Лавочкина. Через год они поженились, с 1940 года стали работать вместе. Во время войны создавали десантные планеры.
Как-то охрана и все, кто был на подмосковном аэродроме, обомлели: на их полосу бесшумно садилось какое-то чудовище. Когда оно приблизилось и по бетонке залязгали гусеничные траки, авиаторы узнали… легкий танк Т-60 с прикрепленными к нему для планирования крыльями и хвостовым оперением.
Только после войны стало известно, что советское командование вынашивало планы вооружать десантников и партизан не только артиллерией, но и танками. Олег Антонов создал конструкцию «летающий танк», который на испытаниях успешно летал. Но в первые два года войны выбыли из строя бомбардировщики ТБ-3. Только они были способны буксировать в небо такой тяжелый планер.
* На самолетах конструктора Олега Антонова известный летчик-испытатель Марина Попович установила более десятка мировых рекордов
7. В 1948-м, еще в Новосибирске, у Антонова и Шахатуни родилась старшая дочь Аня. Ветераны АНТК рассказывают, что эта красивая пара, две сильные личности иногда напоминали двух тигров, которым трудно ужиться в одной клетке. Сильную, властную и строгую Елизавету Шахатуни подчиненные за глаза назвали Шахиней и боялись больше, чем генерального конструктора. Зато в значительной мере именно благодаря Елизавете Аветовне как основателю одной из лучших в мире школ прочнистов в области создания транспортных машин самолеты Антонова оказались едва ли не самыми прочными и надежными.
Не столь прочным оказался их брак. Но даже после развода и женитьбы авиаконструктора бывшие муж и жена много лет проработали вместе. Они ценили талант и профессиональные качества друг друга.
Внучка Олега Константиновича Вета окончила факультет международных отношений Киевского университета, живет и работает во Франции. Ее дед тоже свободно говорил по-французски. На международных авиасалонах в Ле Бурже с иностранцами общался, как правило, без переводчика.
8. В 1965 году гостей Ле Бурже удивил своими размерами и мощью новый самолет Ан-22 «Антей», прилетевший из Советского Союза. «Да он поначалу нас самих удивил! — рассказывал „ФАКТАМ“ летчик-испытатель Юрий Курлин, который первым поднимал эту громадину в небо. — Перед вылетом из Святошино кое-кто даже предлагал снести часть домиков дачного массива Берковцы. Боялись, для взлета не хватит полосы. Тогда я сам измерил ее длину метром-шагалкой. И рискнул. Тяжелый самолет послушно оторвался от земли задолго до конца бетонки».
Для пресс-конференции Олегу Антонову не понадобился зал. Ее киевляне провели прямо в просторном грузовом отсеке «Антея». Один иностранный журналист назвал советский самолет военным. «А вы знаете, что оружием может быть даже мирная бутылка лимонада? — ответил Олег Константинович. — В годы войны наши люди наливали в бутылки горючую смесь и уничтожали фашистские танки!» Все присутствующие зааплодировали Антонову.
Тогда неугомонный оппонент обвинил Антонова в том, что его самолеты недостаточно красивы, изящны. «Красиво то, что функционально, — ответил авиаконструктор. — Почему красивой считается женщина с широкими бедрами и пышной грудью? Потому что может родить и выкормить здорового ребенка!» Зал взорвался аплодисментами.
Олег Константинович любил вместе с детьми мастерить скворечники
9. Разные задачи приходилось вы-полнять «Антеям». В 60−80-е годы прошлого столетия они доставляли на газонефтепромыслы Сибири, где не было дорог и не везде были водные магистрали, тяжелое крупногабаритное оборудование, садились прямо на замерзшие болота. А во время арабо-израильской войны тот же Юрий Курлин на «Антее» ушел от израильских истребителей и доставил из Каира в подмосковную Кубинку захваченный советской разведкой новейший израильский танк американского производства.
Одним из самых интересных грузов «Антеев» в 80−90-е годы были огромные крылья и центроплан для новых воздушных тяжеловесов
Ан-124 «Руслан» и Ан-225 «Мрiя». Их перевозили из Ташкента в Киев на спине самолета. Для этих рейсов конструкторы придумали противообледенительную систему, в бак которой заливалось около тонны чистого спирта. Но погода на маршруте была отличная, включать систему не понадобилось. Зато во время посадки на промежуточных аэродромах за пару бутылок спирта киевский борт заправляли керосином вне очереди и в нужном количестве.
Огромный реактивный «Руслан» может и в наше время быстро доставить в любую точку земного шара самоходную установку с баллистической ракетой или целый десантный полк с вооружением и техникой. Несколько лет назад автору этих строк вместе с украинскими вертолетчиками-миротворцами довелось лететь на нем из Гостомеля в столицу африканской страны Сьерра-Леоне, где в то время шла война за алмазные копи. Загружали самолет дольше, чем он летел. За сутки в нем поместились четыре больших боевых вертолета Ми-8 и длинные ящики со снятыми лопастями. В очереди на разгрузку стояли также шестнадцать КамАЗов с ящиками с боеприпасами, бочками с горючим, солдатскими одеялами и прочим армейским имуществом. А летели мы туда лишь восемь часов, без посадки.
10. Третья жена Антонова Эльвира Павловна работала инженером-программистом. Их дочь Елена Олеговна после МАИ работала в московском КБ имени Ильюшина. Когда после распада Союза для отечественного самолетостроения наступили тяжелые времена, Лена окончила еще и МГУ по специальности «ландшафтный дизайнер». Замужем за бизнесменом. Рассказала «ФАКТАМ», что скучает по родному Киеву, с благодарностью вспоминает учителей и одноклассников 96-й школы в Святошино, а также о том, как отец учил их с братом Андреем вскапывать на грядках землю, косить траву, забивать в доме гвозди. Вместе они мастерили скворечники для сада, вместе развешивали их на деревьях. И каждую весну радовались, когда к своим домикам возвращались птицы.
9649Читайте нас в Facebook