ПОИСК
История современности

«Людей раздевали догола, заставляли руками рыть яму и затем расстреливали. Большинство падали еще живыми… »

0:00 29 апреля 2010
«людей раздевали догола, заставляли руками рыть яму и затем расстреливали. Большинство падали еще живыми… »
— вспоминают очевидцы казней на Песчаной горе в Яворовском районе Львовской области, где в 1944 году нацисты уничтожили тысячи советских военнопленных и евреев. Сегодня на месте массовой гибели людей возвышаются… груды мусора

В сосновом лесу между Яворовом и автострадой Львов-Краковец, ведущей к украинско-польской границе, находится одно из самых печальных мест района — Песчаная гора. Здесь в 1944 году фашисты расстреливали и закапывали заживо советских военнопленных и евреев. Чтобы увековечить их память, 13 лет назад на этом месте установили крест неизвестным солдатам и памятный знак погибшим евреям. Но и после того безвинно убитые не обрели покоя: местные жители почему-то именно здесь решили… сваливать мусор и устраивать пикники.

«Чтобы не были слышны крики людей, немцы сняли с машин глушители, и грузовики ревели жутко»

- Это варварство продолжается уже многие годы, — уверял нас по дороге к массовому захоронению водитель маршрутки Николай.  — Я сам был свидетелем, как рабочие брали оттуда песок — вместе с черепами и костями! — для строительства дороги между Яворовом и Львовом. Шоферы давно говорят, что так много аварий случается на этой трассе именно потому, что она проложена на останках невинноубиенных людей.

Зрелище действительно ужасающее. Могильные стелы надбиты и разрисованы вандалами, ограда развалена, повсюду разбросаны пустые бутылки, картонные коробки из-под соков, полиэтиленовые кульки и грязная одноразовая посуда. Кто-то приволок сюда даже разбитый… унитаз! Рядом лежат стволы деревьев, поваленных ураганом еще два года назад. А в небольшом ручейке, в который когда-то стекала кровь расстрелянных, теперь моют машины и местные жители, и те, кто пересекает границу. Только на территории официального захоронения мы насчитали 11 больших и 40 мелких мусорных свалок. Причем в крупные свозят все отходы из многочисленных баров и магазинчиков, расположенных вдоль международной трассы Львов-Краковец, поэтому, когда припекает весеннее солнце, смрад стоит невыносимый. А ливни продолжают вымывать из-под земли человеческие останки╔

Несколько дней назад это место вообще могло выгореть. «Кто-то поджег здесь кустарники и сухую траву, — сообщил «ФАКТАМ» заместитель начальника пожарной части Яворова Тарас Куница.  — Спасатели с трудом потушили бушующее пламя».

РЕКЛАМА

Конечно, местным старожилам видеть все это больно, ведь они до сих пор помнят трагические события 1944 года. Тогда фашисты привезли в Яворов несколько тысяч евреев — детей, женщин, стариков, а также советских военнопленных. Сначала всех держали без еды и воды за колючей проволокой в гетто, в нескольких метрах от центральной, рыночной, площади райцентра. Затем их зверски убивали. Яворовцы с ужасом вспоминают, как немцы вытаскивали людей из домов и заставляли их смотреть на издевательства над несчастными.

- В то время я жил у сестры недалеко от гетто, — вспоминает 78-летний Иван Турко.  — Все видел и слышал! Туда привозили евреев из Немирова, Равы-Русской, со всей Яворовщины, а особенно много — из польского городка Вельке-Очи. Запомнил, что всех вывозили из гетто на грузовиках «Опель-Блиц». Немцы сняли с машин глушители, и грузовики ревели жутко. Мне сестра потом объяснила, что это сделали специально: так не слышны крики людей.

РЕКЛАМА

Мы с братом в кустах незаметно бежали вслед за грузовиками, чтобы подсмотреть, что же делают с людьми. На Песчаной горе всех их раздевали догола и заставляли руками рыть яму. А потом расстреливали. Большинство падали от страха и ранений, но были еще живыми — некоторых фашисты добивали, некоторых хоронили заживо. Потом еще два дня земля стонала и шевелилась, а кровь текла ручьями.

Советских военнопленных, среди которых было много раненых, немцы держали на территории бывшей военной части, тоже без еды и воды. Как-то пленные нашли гнилую картошку. Страшно было смотреть, с какой жадностью они ели эту гниль! Вскоре их тоже повели на Песчаную гору. На расстрел все пленные шли молча. Никто не кричал, не плакал. Встали на доски перед ямой, пожали друг другу руки и — упали, скошенные автоматными очередями. Помню, только один совсем молоденький солдат перед смертью все звал: «Мама!»

РЕКЛАМА

Погиб на этом месте и живший по соседству с нами врач-еврей. Очень умный, добрый был человек, бедных лечил бесплатно. Во время облавы они с женой и тремя детьми спрятались в подвале. Когда немцы в доме искали их, новорожденный ребенок врача внезапно заплакал. И отец, чтобы спасти семью, вынужден был умертвить сына. А ночью им всем пришлось выйти из убежища: в замкнутом помещении трупик ребенка начал быстро разлагаться — нечем было дышать. Их всех поймали…

- Маленьких детей в гетто фашисты сразу сжигали на кострах, — плачет, вспоминая, 76-летняя Екатерина Билай.  — Брали малышей за ножки и живьем бросали в огонь. А нас, местных жителей, заставляли на это смотреть. На всю жизнь запомнила, что начальника гетто звали Вольф и он всегда ходил с огромной овчаркой. Натравливал ее на тех наших жителей, которые старались подкормить евреев, бросая им через проволоку хлеб. Пес рвал людей на мясо! А одну женщину из соседнего села Нагачив Вольф прямо на моих глазах застрелил, когда еврейка в благодарность за хлеб протянула ей свое маленькое зеркальце…

Некоторые наши знакомые, несмотря на смертельную опасность, пытались спасать людей. Неподалеку от гетто жил пан Сабат, которого все у нас очень уважали. Он спрятал в своем подвале евреев-молодоженов. А кто-то донес! Я как раз домой возвращалась и увидела, как немцы под дулами автоматов ведут молодых и красивых парня с девушкой, а те горько плачут, держась за руки. В тот же день прямо в гетто на глазах у всех их и расстреляли. Со мной тогда случилась истерика, и потом я долго болела. По сей день в церкви молюсь и за всех своих родных и близких, и за ту юную супружескую пару. Жаль, что не знаю их имен. Но Господь-то знает!…

«Мы все шокированы тем, что на месте братской могилы устроены мусорные свалки»

Жители расположенного неподалеку военного городка рассказали «ФАКТАМ», что во время каждого субботника ко Дню Победы сначала солдаты Железной дивизии Закарпатского военного округа, а затем их правопреемники из 24-й отдельной механизированной бригады имени Данила Галицкого убирали лес, вынося оттуда тонны мусора. Но с каждым годом его становилось все больше, а солдат — все меньше. Ветераны армии, офицеры и военные-отставники так и не смогли вспомнить хотя бы один День Победы за последние 13 лет, когда кто-то из чиновников додумался бы организовать на Песчаной горе гражданскую и религиозную панихиды или хотя бы возложить цветы.

- Я был в 1997 году на торжественном открытии памятника и креста на Песчаной горе, — вспоминает бывший технический директор некогда мощного, а ныне разваленного Яворовского государственного предприятия «Сера» Виталий Немцов.  — Инициаторами этого доброго дела были тогдашний представитель Президента в Яворовском районе Богдан Дудзяный и активист еврейской общины Анатолий Галперин. Но они оба уже давно выехали из района — вот и некому больше заниматься этим. И я, к сожалению, не могу: болен, недавно перенес тяжелую операцию, да и живу далеко… Мы все шокированы тем, что на месте братской могилы, где покоятся останки не одной тысячи советских людей, устроены мусорные свалки, а над памятниками надругались.

Настоятель построенного на пожертвования семей военнослужащих храма Покрова Пресвятой Богородицы, отец-капеллан Владимир Шидловский рассказал «ФАКТАМ», что каждый год в День Победы он отпевает на центральном городском кладбище советских воинов и мирных жителей, павших при освобождении Яворова от фашистов.

- Вот уже много лет прошу и молю прихожан не мусорить на Песчаной горе, ведь там захоронено очень много людей. Объясняю, что все мы, невзирая на национальность и вероисповедание, — Божьи дети. Но, как видите, не все это понимают! — сетует святой отец.  — Вот почему в этом году в воскресной школе при храме экологии души я для деток начал проводить отдельные уроки, посвященные таким проблемам.

«Представители военного атташе Германии отметили, что в Украине могилы солдат вермахта ухожены гораздо лучше, чем захоронения наших соотечественников»

- Территория, на которой находится братская могила, является собственностью не города, а Министерства обороны Украины, — сообщил журналистам первый заместитель мэра Яворова Михаил Бак.  — А в этом ведомстве свои правила, свои прокуроры, санитары, экологи. Жаль только, что ни один из них так ни разу и не доехал сюда… Мы неоднократно обращались в Минобороны с просьбами передать военный городок и земли вокруг него, где и расположена Песчаная гора, на баланс города. Но ответов так и не дождались…

- К сожалению, данный случай не единичен в нашем регионе. Как мне кажется, это связано, в первую очередь, с общим уровнем культуры нынешней молодежи. Ведь сегодня многие, увы, не имеют в душе ничего святого, — отметил в своих комментариях «ФАКТАМ» уполномоченный представитель Государственного комитета Украины по делам ветеранов во Львовской области Олег Сосенко.  — Мне уже доложили о ситуации. Возмущению всех ветеранских организаций нет предела! Недавно к нам приезжали представители военного атташе Германии, так они тактично отметили, что в Украине могилы солдат вермахта, павших во Второй мировой войне, ухожены гораздо лучше, чем захоронения наших соотечественников. Несомненно, ветеранские организации возьмут под свой контроль ситуацию с братской могилой в Яворовском районе, и если местные власти ничего не предпримут, то ко Дню Победы они постараются навести там порядок…

- Общественность Яворова только сейчас обратилась к нам и сообщила об этом возмутительном случае, — сказал «ФАКТАМ» начальник управления по вопросам внутренней политики Львовской областной государственной администрации Игорь Ожиивский.  — Да, у нас действительно много проблем: не приведены в порядок и как следует не увековечены места массовых казней, например на территориях концлагеря «Цитадель» («ФАКТЫ» неоднократно писали о том, что городские власти пытались построить там развлекательные комплексы. — Авт. ) и Яновского концлагеря. Все это будет обсуждаться на ближайшем заседании областной межведомственной комиссии по делам увековечения памяти жертв войны и политических репрессий. Но при этом хочу отметить два момента. Во-первых, местные власти должны предусматривать восстановительные работы на местах массовых захоронений жертв войны не раз в год — исключительно ко Дню Победы, а постоянно! А во-вторых, давным-давно необходимо разработать четкую государственную программу по увековечению памяти этих жертв. И не только на территории Украины! Ведь немало наших соотечественников во время Великой Отечественной войны сложили свои головы и в других государствах Европы.

P. S. Когда материал готовился к печати, «ФАКТАМ» сообщили, что местные журналисты, ветераны и жены военнослужащих провели на братской могиле субботник. Убрали часть мусора, но, конечно, со всей работой просто физически справиться не смогли. Памятные знаки по-прежнему не восстановлены…

6628

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров