«Правнук знаменитого киевского ювелира Иосифа Маршака Даниэль разыскивает работы прадеда по всему миру»
Сегодня французская ювелирная марка «Marchak» продолжает традиции всемирно известного киевского ювелира Иосифа Маршака, жившего и творившего в конце ХIХ — начале XX века. Произведения искусства с клеймом Маршака высоко ценили император Николай Второй, Жаклин Кеннеди, король Марокко Хасан Второй, супруга Шарля де Голля мадам де Голль и много других известных знатоков прекрасного.
И сегодня в числе почитателей жизнерадостных разноцветных фантазий из драгоценных камней первые лица государств, королевские персоны и звезды шоу-бизнеса.
«Маршака стали считать серьезным соперником знаменитого Фаберже»
— Иосиф Маршак — человек-легенда, — рассказывает Доминик де Бланшар. — Покинув родную деревню в 14 лет, он отправился в Киев учиться ювелирному мастерству. А спустя десять лет стал популярным ювелиром и уже вскоре начал выставлять свои работы в Москве, Санкт-Петербурге, Новгороде. Несколько лет спустя Маршака узнала и Европа. А в 1893 году его творения были удостоены медали на всемирной выставке в Чикаго, затем в Антверпене в 1899-м. В этом же году в мастерской ювелира случился пожар, принесший огромные убытки. Но Иосиф Маршак не пал духом. Возродив производство, поставил самое современное оборудование. В киевских мастерских и магазинах мастера работало уже 150 человек.
Вскоре Иосиф Маршак стал одним из самых знаменитых ювелиров Российской империи, а его имя — маркой. В 1913 году во время визита Николая Второго в Киев по случаю празднования 300-летия дома Романовых официальные подарки для государя (чернильница, серебряные папки, подносы) изготовили в мастерских Маршака и поставили именное клеймо. Маршака прозвали «киевским Картье» и стали считать серьезным соперником знаменитого Фаберже.
А потом началось смутное время: революция и гражданская война. Все это, разумеется, не благоприятствовало ювелирному искусству. Иосиф Маршак заболел раком и скоропостижно умер в возрасте 64 лет. А семья мастера в 1920 году вынуждена была эмигрировать в Европу, унося под одеждами остатки творений гениального ювелира.
- Печальная история.
— Благо, младший из сыновей мастера Александр продолжил семейное дело. Еще при жизни отца он получил образование в школе искусств в Париже. Приехав во Францию, молодой человек сумел открыть салон на престижной улице де ля Пэ, в нескольких шагах от Вандомской площади и знаменитого отеля «Ритц», где останавливались богатые иностранцы. В этом дорогом квартале располагались магазины знаменитой парфюмерной марки «Guerlain», ювелирных брендов «Cartier» и «Van Cleef».
* Доминик де Бланшар: «С удовольствием ношу ювелирные украшения марки «Marchak». Вот и сейчас на мне кольцо, браслет и брошь»
Унаследовав отцовские секреты мастерства, Александр Маршак создает уникальные вещи в стиле ар-деко. В числе его клиентов многие знаменитости. Например, Жаклин Кеннеди. Для нее он создал очень красивое жемчужное колье с бриллиантами. Для короля Марокко Хасана Второго — много интерьерных вещей, золотые свадебные пояса, инкрустированные драгоценными камнями. Хасан Второй заказал ему и нефритовый ларец, украшенный сапфирами, для подарка мадам де Голль.
Но ничего вечного не бывает. Спустя несколько лет после смерти Александра Маршака ювелирный салон закрылся. Возродился лишь в 2005-м по инициативе Даниэля — правнука Иосифа Маршака, внучатого племянника Александра Маршака.
- Даниэль тоже ювелир?
— Нет, он известный в мире пластический хирург. А это тоже своего рода ювелирная работа. Очень тонкая, точечная.
- Он состоятельный человек?
— Даниэль — состоявшийся человек, профессионал с большой буквы. А хобби у него — коллекционирование старинных произведений искусства. По всему миру он ищет работы прадеда — Иосифа Маршака. Что-то покупает на аукционах. Случались неожиданные находки и на «блошиных» рынках. Как-то в Англии Даниэль увидел менажницу (блюдо, разделенное на несколько ячеек. — Авт. ) с клеймом Маршака и, конечно же, купил ее. Стоила она гораздо дешевле, нежели подобные вещи обычно стоят на аукционах.
- И какие же цены на произведения Маршака на аукционах?
— Несколько лет назад на аукционе «Кристис» колье с застежкой-брошью работы Маршака было продано за 150 тысяч евро. И это не предел! Я видела произведение Маршака — кольцо с бриллиантом в пять карат, которое стоило больше миллиона евро. Владельцы шедевров киевского маэстро не спешат, однако, с ними расставаться.
- У кого самая большая коллекция работ Маршака в мире?
— Трудно сказать.
- Даниэль Маршак бывает в Киеве?
— Несколько раз он приезжал в столицу Украины, когда там проходили конференции по пластической хирургии. Бывал и с частными визитами. И каждый раз возвращался в Париж очень взволнованным. В Киеве он непременно подходит к дому на Крещатике, где когда-то располагалась мастерская Иосифа Маршака. И долго-долго стоит у него
- У Даниэля нет недвижимости в Украине?
— Нет. К сожалению, в Киеве пока и бутика не существует. Хотя открыть его было бы неплохо. В Париже два салона. Один из них расположен в знаменитом отеле «Ритц». В декабре открылся бутик и в Москве — в отеле «Radisson Royal Hotel, Moscow» (историческое название — «Украина»). Думаю, это символично. Большой популярностью произведения искусства марки «Marchak» пользуются в США, Японии и Австралии.
«Одна из модных новинок — ожерелья, браслеты и серьги, в которых золото и бриллианты сочетаются с мехом норки»
- Несколько лет назад я об
щалась с праправнучкой Фаберже Татьяной, когда она приезжала в Киев. Судьбы Фаберже и Маршака во многом похожи.
— Непростые судьбы. Живя в царской России, они были конкурентами. А после эмиграции семьи стали общаться и даже дружить. Фаберже обратились к Маршакам за помощью — просили перевезти из России в Англию их камни. Это был большой риск, но Маршак выполнил их просьбу.
- Вы графиня. И, наверное, драгоценности вас интересовали с детства?
— Все было не совсем так. Я вышла замуж за графа, аристократа из старинного рода. А в детстве и юности мне нравились украшения бижутерные. Помню, будучи девочкой, любила покупать недорогие, но оригинальные кольца, броши. По образованию я юрист. Десять лет работала в крупной компании — в страховом секторе. И вот, будучи доктором права, вдруг решила заняться ювелирным делом. Это случилось в 1985 году. Сейчас мой бизнес весьма успешный. Помогает мне дочь Армель, ей 27 лет. Она и в Москву со мной приехала.
- Вы носите украшения марки «Marchak»?
— Конечно! Вот и сейчас на мне кольцо, браслет и брошь.
- Очень красивые вещи!
* Гордость новой коллекции — кольцо с разноцветными дымчатыми сапфирами
— Один из секретов заключается в том, что мы работаем с безупречными камнями.
- Какова последняя мода в ювелирном деле?
— Мы не следуем за модой, а создаем ее. Одна из новинок — сочетание в украшениях драгоценных металлов и камней с мехом. Такая мода уже существовала в 1960-1970-е. Сейчас наблюдаем ее возврат. Последняя новинка — ожерелья, браслеты, броши и серьги, в которых золото и бриллианты сочетаются с мехом норки.
Недавно мы запустили линию «норковых животных»: ежиков, мишек, сов, мышек Зверушки очень милые. Гордость новой коллекции — огромная янтарная брошь в виде цветка, декорированная бриллиантами. Ее диаметр — восемь сантиметров. При этом брошь легчайшая. Вызывает и восхищение кольцо с разноцветными дымчатыми сапфирами. Все это уникальные вещи
5278Читайте нас в Facebook