Левон Оганезов: «Петросян, наверное, до сих пор думает, что Винокур хорошо разговаривает по-казахски»
О виртуозности игры пианиста Левона Оганезова, в разное время аккомпанировавшего Клавдии Шульженко, Иосифу Кобзону, Валентине Толкуновой, Андрею Миронову и многим другим известным артистам, Аркадий Арканов сказал коротко и емко: «Без бемолей и диезов вам сыграет Оганезов». Недавно отметивший 70-летний юбилей и получивший звание народного артиста России, Левон Саркисович в артистических кругах слывет мастером розыгрышей.
- С юбилеем вас и присвоением звания народного артиста России, Левон Саркисович!
— Спасибо. Знаете, я, как все мудрые люди, не стал широко отмечать дату. В день рождения выступал, после чего вечером с коллегами посидели полчасика — и все! Считаю, что лучше
70-летие отмечать в работе, чем принимать поздравления, сидя в кресле. Как говорится, артист должен думать о будущих ролях, а не о прошлых. А со званием меня поздравили даже супруга Президента России Светлана Медведева и известный политик Сергей Степашин. Приятно было.
Не забыли обо мне и киевские друзья — Владимир Быстряков и ребята из «95 квартала», с которыми я сейчас работаю — участвую в съемках утренней воскресной передачи. Очень люблю ваш замечательный город. Знаете, дедушка моей жены в начале прошлого века открыл в Киеве первый кинотеатр. Он был ювелиром, имел собственную мастерскую. Младший его сын — мой тесть.
В советское время я приезжал в Киев два-три раза в год. С 1972-го я был руководителем оркестра у Иосифа Давыдовича Кобзона — с ним много гастролировал. Бывал у вас и с Владимиром Винокуром, и с Андрюшей Мироновым.
Обычно сразу ехали в гостиницу, а кого-то из музыкантов отправляли на Бессарабский рынок с поручением купить домашний творог, сметану, полтавскую колбаску. Завтракали всем этим в гостиничном номере.
С Киевом у меня связано много воспоминаний. Например, как-то раз после концерта — часов в одиннадцать вечера — с Иосифом Давыдовичем и гитаристом пошли к Юре Гуляеву в гости. Он жил недалеко от Крещатика. Под балконом начали петь его песню «Желаю вам». Он вышел в недоумении — прямо в переднике, в котором готовил. А вслед за ним выскочили на балконы соседи. Одна женщина возмутилась: «Люди спят!» Кто-то ей тогда остроумно ответил: «Не все!» (улыбается).
- А что это за история, как Кобзон Никулина разыграл?
— У нас было два концерта: один — в Колонном зале, а следом второй — в Театре эстрады. Я аккомпанировал Иосифу Давыдовичу. После нас выступал Юрий Никулин — рассказывал на сцене пару анекдотов. Публика за животы держалась. И вот Кобзон, запомнив эти анекдоты, решил разыграть Юрия Владимировича. В Театре эстрады он рассказал зрителям запомнившиеся никулинские анекдоты и говорит: «Сейчас вы их услышите еще раз — от Никулина. Только ни в коем случае не смейтесь!» И вот выходит Юрий Владимирович. Рассказывает анекдот. В зале — гробовая тишина. Второй рассказал — никакой реакции! Никулин сначала опешил, потом догадался. «А Кобзон здесь был?» — спрашивает. Тут все и начали смеяться.
- Многие годы вы были музыкальным ведущим популярной юмористической программы «Белый попугай».
— Первая передача была посвящена выходу сборника анекдотов. Мне позвонил Григорий Горин, с которым мы дружили, и пригласил поучаствовать. Программа получилась такой смешной, что посыпались письма от телезрителей с просьбой сделать еще несколько программ. И тут мы столкнулись с проблемой: хороших анекдотов не так уж много, как кажется на первый взгляд. Поэтому артисты начали рассказывать веселые истории из жизни. Передача просуществовала десять лет.
- Правда, что Юрий Никулин сам придумывал некоторые анекдоты?
— Нет. Никто не знает, кто их придумывает. Они появляются словно из космоса. Кто-то пошутил, например, в компании инженеров. Инженер рассказал шутку жене, она поделилась с коллегами на работе, те — еще с кем-то. И, наконец, история дошла до «скульптора» с литературной душой, который шутку сумел «обточить»: убрал лишнее, добавил колоритные детали.
Юрий Никулин анекдоты любил и, можно сказать, коллекционировал. Всегда при встрече интересовался: «Есть что-то новенькое?». И, как правило, оказывалось, что анекдот ему уже знаком. Молодые актеры часто подходили к Никулину перед съемками: «Юрий Владимирович, а этот анекдот слышали?» — «Этот? От вас еще нет». В жизни, как и на экране, он был очень остроумным человеком.
- А что за история, как вы с Владимиром Винокуром Евгения Петросяна разыграли?
— Мы выступали в Казахстане. После концерта стояли у гостиницы и ждали, когда за нами приедет автобус. Вдруг мимо проходит дедушка-казах — в восточном халате, тюбетейке, с кнутом в руках. Видно, только-только слез с ослика. Неожиданно по-казахски что-то спрашивает у Винокура. Тот, не задумываясь, ответил тирадой, по интонации и звучанию похожей на дедушкину. Дедуля кивнул и пошел в ту сторону, куда Винокур указал жестом.
Петросян застыл от удивления: «Володя, а ты что, казахский язык знаешь?» Винокур посмотрел на него: «Ну, елки-палки, приехал в страну — надо хоть пару слов знать!». В розыгрыше ведь что главное? Держать «серьез»! Винокур это делает блестяще. Наверное, Петросян до сих пор думает, что Винокур хорошо говорит по-казахски (улыбается).
Творческие люди любят разыгрывать друг друга. Большим мастером розыгрышей был, например, известный композитор Никита Богословский. Он рассказывал историю, как решил повергнуть в шок гостей, пришедших его поздравить с днем рождения. Компания ждала именинника у него дома, он опаздывал. И вдруг зашел не через двери, а постучал… в окно девятого этажа, взобравшись по пожарной лестнице.
Еще любил эпатировать знакомых портретом Дзержинского с надписью «Дорогому Никите за верную службу», которую сам сделал. Многие поговаривали, что Богословский — тайный агент КГБ.
- А вас разыгрывали?
— Пытались. Однажды первого апреля друзья прислали повестку в суд. Но так как она была не очень грамотно составлена, я догадался о подвохе… Как-то подослали женщину с якобы моим ребенком. Мол, как вам не стыдно — ребенок растет, а вы абсолютно не помогаете материально! Но меня разыграть практически невозможно. Один раз пытался это сделать Андрюша Миронов, но тоже безуспешно.
Иногда нам предлагали «левые» концерты — выступления за наличные деньги. А так как мы получали тогда немного, возможность заработать всех интересовала. И вот Андрюша подослал ко мне организатора таких концертов, и тот предложил выступить… бесплатно. «Левон, такое дело: денег нет. Сможете поучаствовать?» Я говорю: «Если Андрей согласен, я и так сыграю». Андрюша мне потом сказал: «Мы рассчитывали, что ты расстроишься! А ты так спокойно ответил». Мне действительно работалось с Андреем в радость. И вообще выбить из колеи и испортить мне настроение сложно.
Хотя ведь артисты — люди ранимые. Помню, как в 1994 году я работал в Нью-Йорке на Манхэттене — играл во французском ресторане. И вдруг пришел Адриано Челентано поужинать. Я исполнил одну из его песен. Он подошел и сказал: «Спасибо. Кроме тебя здесь ни одна сволочь не знает моей музыки». Действительно, в Италии и у нас его просто на руках носили, а в Америке он мало кому был известен.
Еще одна забавная история произошла на частной вечеринке. Некий русский магнат на день рождения жены пригласил московских артистов и Хулио Иглесиаса с ансамблем. И вот поет Иглесиас в ресторане. Гостей человек 25 — не больше. Первую песню слушали с удовольствием, на второй начали тихонечко разговаривать, под третью немного потанцевали. Потом начали вставать, ходить к бару, курить… Слушал, как замечательно Хулио поет, я один. И он, видимо, подумал, что я… заказчик. Спустившись со сцены после сорока минут выступления, артист кинулся меня обнимать.
2260Читайте нас в Facebook