«Во время удаления опухоли у 13-летней пациентки нам важно было не задеть спинной мозг»
— У 13-летней девочки из Одесской области два года назад обнаружили доброкачественную опухоль, которая находилась рядом со спинномозговыми корешками, — рассказывает лечащий врач отделения ортопедии и травматологии Национальной детской клинической больницы «Охматдет» Владимир Пляцек. — Новообразование ослабило костную ткань, из-за чего развился кифосколиоз, то есть начал деформироваться верхний грудной отдел позвоночника. Девочке срочно нужна была операция. Угол искривления позвоночника уже достиг 86 градусов, из-за чего начал сдавливаться спинной мозг. Ребенку грозила не только инвалидность, но и гибель…
Положив пациентку на операционный стол, врачи подвели к ее телу тоненькие проводки, которые с помощью иголочек вставили в несколько точек на темени, руках и ногах. Все датчики тянутся к небольшому аппарату, на его экране появляются линии, которые отражают состояние спинного мозга.
— Благодаря следящей аппаратуре мы можем гораздо эффективнее исправлять сколиозы, удалять опухоли, — объясняет руководитель ортопедо-травматологической службы Национальной детской специализированной больницы «Охматдет» профессор Национального медуниверситета имени А. А. Богомольца Анатолий Левицкий. — В ходе операции с применением такой современной техники можем выравнивать позвоночник до тех пор, пока аппаратура не покажет «достаточно».
— Мы провели две подобные операции, — добавляет Владимир Пляцек. — У второго пациента был врожденный сколиоз. Чтобы его исправить, во время вмешательства позвоночник пришлось растягивать. Аппаратура показывала, насколько активно можем действовать. Мы идеально исправили спины обоим пациентам. Это подтвердили рентгеновские снимки, сделанные сразу после операций и спустя две недели — перед выпиской.
— Хирургическое вмешательство на позвоночнике всегда сопряжено с риском, о котором мы всегда рассказываем родителям наших пациентов, — говорит Анатолий Левицкий. — У ребенка развитие сколиоза нужно обязательно остановить, иначе на спине вырастет горб. К сожалению, врожденную форму болезни нельзя затормозить консервативными методами лечения — помочь может только операция. Если позвоночник не выпрямить, то начинают страдать все внутренние органы: сердце, легкие, желудок, кишечник… Человек становится инвалидом. Такие люди быстро погибают из-за развивающихся осложнений.
Когда рекомендуют провести операцию на спине ребенка, принимать решение крайне нелегко. И хотя врачи рассказывают о возможном риске, который они сводят к минимуму, родители тщательно взвешивают все «за» и «против».
— В ходе операции нам нужно вернуть позвоночник в его правильное положение, — продолжает Анатолий Левицкий.- Приходится делать вращательные движения, а иногда и растягивать позвонки. Естественно, из-за этого возникает угроза нарушения функции спинного мозга вследствие растяжения, поэтому во время вмешательства работаем очень осторожно. Не всегда удается полностью выровнять позвоночник: прилагая слишком много усилий, можно получить осложнение.
После того как исправляем сколиоз, позвоночник закрепляем в правильном положении металлической системой, которую фиксируем специальными винтами, вкручивая их в тела позвонков. И тут таится еще одна опасность: рядом с этими костями проходят спинномозговые корешки, их повреждение может привести к тому, что у пациента появится болевой синдром. Заканчивая операцию, делаем тест: анестезиологи выводят ребенка из наркоза на несколько секунд, и мы просим его подвигать ступнями. Это нужно, чтобы убедиться: спинной мозг не поврежден. Так поступают во всех ортопедических клиниках, где устраняют сколиоз. Пациент, придя в себя после наркоза, не помнит о том, что его будили в операционной.
Наши коллеги за рубежом также используют специальную аппаратуру, которая во время операции контролирует нейросенсорные сигналы, сообщающие об угрозе повреждения нервов или спинного мозга. Если сигнал поступил — больше нельзя прикладывать усилия, растягивать или поворачивать позвоночник.
Компания, продающая такую аппаратуру в Украине, предоставила свою технику украинским ортопедам для проведения нескольких операций в разных клиниках страны. Врачи своими глазами увидели, насколько эффективно ее использование.
— Подобная современная аппаратура необходима в каждой ортопедической операционной, — говорит Анатолий Левицкий. — Честно говоря, без нее нельзя проводить такие сложные вмешательства, которые мы выполняем. Однако стоимость подобной аппаратуры — около ста тысяч долларов. К сожалению, ни одна клиника в Украине пока не смогла себе позволить ее приобрести. Надеюсь, в ближайшее время наше отделение купит такую технику. За десять лет мы провели более трехсот операций по устранению сколиоза, две из них окончились параличом пациентов. Невозможно представить себе ощущения родителей, чей ребенок пришел в больницу своими ногами, а выйти из нее не смог… А новая аппаратура позволяет не допускать таких ситуаций.
1900Читайте нас в Facebook