Василий Зацепилов: «С нечеловеческим выражением лица Ильин обстреливал машину с космонавтами, думая, что там Брежнев!»
Высокая должность, которую Леонид Ильич занял 45 лет назад, едва не стоила ему жизни. 22 января 1969 года, когда кортеж с руководителями СССР, а также космонавтами Георгием Береговым, Алексеем Леоновым, Валентиной Терешковой и Андрианом Николаевым подъезжал к Кремлю, по автомобилям сразу из двух пистолетов открыл огонь террорист Виктор Ильин. Смертельное ранение получил водитель основной машины Илья Жарков. Нейтрализовать злоумышленника удалось 26-летнему мотоциклисту эскорта Василию Зацепилову. Рискуя жизнью, он направил свой мотоцикл К-750 на Ильина. Спустя несколько дней в газете «Правда» напечатали короткое сообщение о провокации при встрече космонавтов. В публикации не было ни фото, ни фамилий. Имя Брежнева тоже не упоминалось…
О том, как все было на самом деле, Василий Зацепилов рассказал «ФАКТАМ» на недавно прошедшей в Москве выставке «Гараж особого назначения», где экспонировался
ЗИЛ-111Г, обстрелянный при въезде в Кремль. Сейчас этот автомобиль находится в частной коллекции.
Василий Зацепилов: «Героем я себя никогда не считал. Я просто выполнил свою работу. Ведь правительственный эскорт для того и существовал, чтобы в случае чего быстро и четко действовать».
«О происшествии моя жена узнала из газеты»
— Ехали из Внуково в Кремль на церемонию награждения космонавтов, — вспоминает Василий Зацепилов. — Героев встречали тысячи москвичей и гостей столицы. Чествовали! Холод стоял неимоверный — около двадцати градусов мороза. При въезде в Боровицкие ворота Кремля Ильин открыл огонь, целясь в автомобиль, в котором, по его предположению, ехал Брежнев. На самом деле там находились космонавты: Валентина Терешкова. Андриан Николаев, Георгий Береговой и Алексей Леонов. Рядом с водителем Ильей Жарковым сидел сотрудник Комитета госбезопасности Герман Романенко. Когда водителя ранило в голову, машина потеряла управление и пошла назад с горки. Спас всех Георгий Береговой: он наклонился и нажал на ручной тормоз…
Все это произошло неожиданно. Ничто не предвещало беды. На подъезде к Кремлю я услышал какие-то хлопки. Сначала подумал, что как-то по-новому стали встречать героев. Салют, что ли? Посмотрел наверх на кремлевские зубцы: думал, там кто-то есть. Никого! И вдруг увидел этого Ильина. С нечеловеческим выражением лица он стрелял по машине. Я резко завернул — и к нему. В считанные секунды перекрыл собою поле обстрела. Он ранил меня в правое предплечье. Пуля прошла по касательной, я даже боли не почувствовал, только что-то теплое. А затем руку сковала судорога. Газовать пришлось другой рукой. Когда доехал до Дворца съездов и остановился, ребята сказали: «У тебя куртка прострелена». А Илья Ефимович, который вез космонавтов, после ранения прожил совсем немного и скончался в больнице…
За покушение на генсека Виктор Ильин заплатил 20 годами «одиночки» в психиатрической больнице
— Как Ильину удалось так близко подобраться к правительственному кортежу?
— Он сам из Ленинграда, лейтенант топографических войск. А в Москве у него оказался то ли родственник какой-то дальний, то ли знакомый — сержант, который служил в милиции. Ильин и попросил у того милицейскую форму — дескать, чтобы поближе на космонавтов посмотреть. В этой форме прибыл на место и, разогнав народ, обосновался там, где раньше стоял милицейский пост. Поэтому никто на него внимания и не обратил: решили, что опять этот пост поставили. Ильин же был в форме! И вдруг он… открыл огонь. Как потом объяснял, был недоволен политикой генсека.
- Накануне происшествия у вас были какие-то тревожные предчувствия?
— В тот день моему сыну Олегу исполнилось шесть лет. Перед работой я зашел в ГУМ и купил ему в подарок игрушечного пингвина, у которого двигались крылья и светились глаза. Так с игрушкой и поехал на работу. И тут такое… После случившегося заскочил домой, отдал ребенку подарок и только тогда отправился в госпиталь под предлогом, что нездоровится, похоже на грипп. Истинной причины родным не объяснял. О кремлевском происшествии моя жена узнала из газеты…
— Вас как-то отметили?
— Наградили орденом Красной Звезды. Но героем я себя никогда не считал. Я просто выполнил свою работу. Ведь правительственный эскорт для того и существовал, чтобы в случае чего быстро и четко действовать.
— Неужели не страшно было? Вы ведь рисковали жизнью…
— Не-е-ет. Все произошло, что называется, на автомате. От судьбы все равно не уйдешь. Ровно через 30 лет после того случая — в 1999 году — рядом со мной во дворе взорвалась машина. Это были какие-то местные разборки. Все, кто находился в автомобиле, погибли. А меня отбросило на пять метров в снег — и ничего. Как говорится, в рубашке родился.
— Кстати, о рубашке. Экипировка у мотоциклистов была пуленепробиваемая?
— Какое там! Даже первые лица государства выезжали без бронежилетов. Времена-то были спокойные. И наша одежда была самая обычная: кожаная, немного утепленная. Сейчас моя форма находится на стенде в музее ФСБ — как экспонат. А рядом — фотография, на которой мне в Кремле вручают орден.
- А материально поощрили? Может, квартиру дали?
— Да, жилищные условия улучшили — выделили две комнаты. До того мы с женой и сыном жили в 11-метровой комнате в коммунальной квартире.
— После происшествия общались лично с Леонидом Ильичом, ради которого рисковали собственной жизнью?
— Нет. Отметить меня Брежнев поручил секретарю Президиума Верховного Совета СССР Михаилу Георгадзе. Поблагодарил и Алексей Леонов.
— Какое наказание получил Ильин?
— Решением военного трибунала его на 20 лет изолировали от общества. Сейчас, насколько мне известно, он жив и здоров. Обитает в Санкт-Петербурге. В прошлом году даже хотел со мной пообщаться. Но я не стал: не было абсолютно никакого желания. А вот Алексей Леонов, которому он пробил шинель, знаю, с ним разговаривал. При встрече Ильин протянул космонавту руку. Но Леонов сказал: «Я таким людям руки не подаю».
29 января 1969 года. Снимок, на котором запечатлен правительственный кортеж, подъезжающий к Боровицким воротам Кремля, сделан за три минуты до стрельбы по одному из автомобилей
«Супруга Громыко, угощая вином, говорила: «Это из королевского подвала!»
— Скажите, как вы попали в почетный эскорт?
— Сам я родом из деревни Хвощеватая Воронежской области. Как говорится, из глухомани. Попал служить в полк специального назначения случайно: отобрали по росту и физическим данным. К тому же я закончил автодорожный техникум. В 1960 году профессиональных водителей было не так уж много, а я имел права. Сначала возил солдат, потом получил звание мастера спорта по мотоспорту — и мне предложили служить в правительственном эскорте.
— Правда ли, что министр обороны СССР Дмитрий Устинов любил быструю езду?
— Да. И еще он очень любил мотоциклы — это я слышал от товарищей. А главный идеолог страны Михаил Суслов, рассказывали, напротив, ездил со скоростью не более 40 километров в час. После аварии в Монголии, хоть он и не пострадал, стал осторожничать…
— Как сложилась ваша судьба после того случая?
— Через полмесяца я снова вышел на работу и еще семь лет продолжал служить в эскорте. Кстати, наши мотоциклы были ручной сборки — Киевского мотозавода. Это потом уже стали ездить на «БМВ». В конце 1970-х годов я перешел в Гараж особого назначения и возил семью министра иностранных дел Андрея Громыко: его жену — Лидию Дмитриевну, сына — Анатолия Андреевича и дочь — Эмилию Андреевну.
— Куда обычно ездили?
— В спецателье, в парикмахерскую, в закрытые магазины. Правда, за покупками Лидия Дмитриевна ездила нечасто. У них была возможность приобретать товары за границей.
— А сам Громыко чем вам запомнился?
— К сотрудникам он обращался по фамилии. Мы удивлялись, что всех помнил! А вообще был молчаливый, постоянно о чем-то думал.
— Какие-то памятные подарки от семьи Громыко у вас остались?
— Лидия Дмитриевна все время презенты делала. Часто угощала бутылочкой вина и говорила: «Это из королевского подвала. Только ты за рулем не пей, не вздумай». У них же зять был в Париже постоянным представителем СССР при ЮНЕСКО — видимо, он привозил. А Лидии Дмитриевне никогда не было жалко…
Позже я работал с секретарем ЦК КПСС Анатолием Добрыниным. Несколько раз с правительственной делегацией выезжал за границу. Машины в зарубежные страны доставлялись грузовым самолетом ИЛ-76. В него помещалось три ЗИЛа. Водители, конечно, прилетали на место еще до прибытия делегации. Нам ведь нужно было изучить маршруты, подъезды — помогали разобраться посольские водители. Я дважды в Америке был — в Вашингтоне и Нью-Йорке. Повидал также Кубу.
— И как впечатления?
— Быстрей бы домой! (Улыбается.)
— Чем наполнена ваша нынешняя жизнь?
— Я обыкновенный пенсионер. Часто встречаемся с коллегами — ветеранами Гаража особого назначения, вспоминаем молодые годы…
2408Читайте нас в Facebook