ПОИСК
Прямая линия

Хирург Александр Беляков-Бельский: «Если человек, у которого из-за аппендицита заболел живот, выпьет но-шпу или анальгин, то отросток может быстро омертветь и прорваться»

15:01 15 апреля 2011
Хирург Александр Беляков-Бельский
Инф. «ФАКТОВ»
При таких состояниях, как кишечная непроходимость, язва желудка, камни в желчном пузыре или ущемление грыжи, сигналы боли очень похожи — в этих случаях требуется срочная операция

Набирать номер «скорой» или еще подождать? При боли в животе ответ на этот вопрос простой: вызывать врача либо самому как можно быстрее идти на прием к хирургу. Именно этот специалист должен отправить пациента к гастроэнтерологу, если операция не нужна. Каждая минута может оказаться ценою в жизнь. Во время прямой линии «ФАКТОВ» позвонила женщина и рассказала, что ее брат уже несколько дней мучается: у него болит живот, спазмы. Но он не хочет идти к врачу. «Немедленно отправляйте брата в больницу, иначе вы рискуете его потерять», — настаивал опытный хирург, доцент кафедры хирургии № 3 Национального медицинского университета, консультант фирмы «Борис» кандидат медицинских наук Александр Беляков-Бельский. И вновь напомнил случай со священником (»ФАКТЫ» об этом писали), который четыре дня пил травяной отвар, чтобы снять боль в животе, а у него оказалось прободение язвы двенадцатиперстной кишки. «Из брюшной полости травника мы откачали четыре литра(!) отвара и удалили часть кишки, — сказал Александр Борисович. — Счастье, что человек остался жив».

«Хороший хирург должен быть и осторожным, и смелым одновременно»

*Александр Беляков-Бельский: «Я всегда говорю студентам: «Живот — не портфель, который можно открыть, вынуть что-то, положить обратно и закрыть. Каждое новое вмешательство будет гораздо сложнее предыдущего. Хирург должен это понимать»

- Здравствуйте, Александр Борисович! Беспокоит Валентина Ивановна из Полтавы. Когда у меня появилась боль под ложечкой, я пила настой травы зверобоя, заваривала льняное семя: думала, что это гастрит, а оказалось — аппендицит. Но ведь все знают, что аппендикс расположен справа...

 — Типичный случай. Очень часто при аппендиците пациент ощущает боль в подложечной области. Вообще, наш живот имеет сложную нервную систему или, как говорят врачи, иннервацию. Это значит, что больной орган находится в одной области, а боль отдает в другую. Например, болит в правой подвздошной области, и пациент думает, что это аппендикс, а у него прободная язва желудка или 12-перстной кишки.

РЕКЛАМА

Определить, что происходит на самом деле, должен хирург. Заметьте, именно хирург, а не терапевт или гастроэнтеролог. И, поверьте, никто не будет оперировать без показаний. Сначала хирург проведет различные тесты, прощупает брюшную полость, затем дополнительно назначит обследования, анализы, чтобы подтвердить диагноз. Правда, иногда пациент в считанные минуты может оказаться на операционном столе, если речь идет о спасении жизни. Кстати, сегодня «скорая» привезла мужчину, который три дня лечился сам, а у него оказалась кишечная непроходимость и гангренозный (уже омертвевший) аппендикс с отверстием. Еле спасли… Хотя сначала человека пришлось уговаривать на операцию!

- Получается, «скорую» надо было сразу вызывать? Но знаете, как неудобно, если вызовешь врача напрасно, думаешь: он приехал к тебе, а в это время кто-то умирает от инфаркта…

РЕКЛАМА

 — Понимаю, и все же рекомендую всем при боли в животе как можно быстрее проконсультироваться у хирурга. И еще: ни в коем случае не нужно пытаться заглушить этот симптом таблетками. Обратившись за советом к знакомым, люди часто слышат: «Выпей но-шпу — и боль пройдет». Если она вызвана спазмом, то, может, и пройдет, ведь но-шпа — спазмолитик, хотя многие считают ее обезболивающим препаратом. Но если человек действительно примет обезболивающее средство (анальгин) или то, в котором есть спазмолитики и обезболивающие (спазмалгон, баралгин), то болевая реакция будет заглушена и могут возникнуть ошибки в диагнозе. Особенно опасны препараты, содержащие производные салициловой кислоты (аспирин и другие): они часто вызывают желудочно-кишечные кровотечения. Вообще, любые обезболивающие лекарства крайне опасны для людей, склонных к язвообразованию в желудке и кишечнике.

- Звонит Алла из поселка Большая Александровка, Херсонская область. У моего брата сильно болит живот уже дня четыре. Я ему давала но-шпу, ранитидин — не помогает. Брат пьет «Моршинскую» воду. Говорит, как только поест — возникает боль. В больницу его не затянешь. Что делать?

РЕКЛАМА

 — Ему необходимо экстренно показаться хирургу. Не надо пить но-шпу, воду, немедленно отправляйтесь в больницу! И не нужно бояться, что его сразу станут оперировать. Хороший хирург не тот, который с ножом наперевес бросается к пациенту, а тот, кто старается обойтись без операции. Но он должен быть и самым осторожным, и самым смелым, потому что нельзя пропустить прободение язвы, аппендицит. Бывает, болезнь развивается очень быстро: от начала боли до омертвения отростка иногда проходит всего 12 часов.

- Здравствуйте, это Владимир Николаевич из Киева. Мне 59 лет. До сих пор на здоровье не жаловался, а теперь то в боку кольнет, то подташнивает. После еды, случается, спазм прихватит — разогнуться не могу, но потом отпускает. Что надо обследовать?

 — Обратитесь к гастроэнтерологу. Он направит на анализы, на УЗИ. В фирме «Борис» отличная современная диагностическая база. Можно записаться по телефону (044) 238-00-00. Вам назначат курс лечения. Важно выяснить, удастся ли все нормализовать с помощью лекарств, нет ли заболеваний, которые нужно лечить хирургически. Например, в каком состоянии желчный пузырь, есть ли в нем камни? Как работают печень, почки, поджелудочная железа? Нет ли опухоли?

- Вы меня пугаете…

 — Нет, наоборот. Лучше вовремя выявить заболевание, чтобы не понадобилась экстренная операция. Делать плановое вмешательство гораздо легче. В хирургии все зависит от глаз, рук, головы хирурга. Но когда ему помогают самые современные материалы, которые вызывают меньше реакций, то результат очень хороший. Раньше бичом в хирургии было нагноение ран, но сейчас у нас, в клинике «Борис», это случается чрезвычайно редко. Большинство инструментов — одноразовые. Есть прекрасные вспомогательные хирургические инструменты, например, ножницы, которые разрезают и тут же сваривают маленькие сосуды, чтобы не было кровотечения. Используем инструменты для наложения аппаратного шва. Благодаря хорошей рентгенологической и эндоскопической аппаратуре, самым современным ультразвуковым аппаратам хирурги могут хорошо подготовиться к операции. Современный компьютерный томограф ни с чем нельзя сравнить по точности и быстроте диагностики. Используются лабораторные методики, позволяющие через 10-15 минут после сдачи анализа увидеть большое количество показателей. Очень высокого качества анестезиологическое оборудование — оно позволяет вести действительно управляемый наркоз и следить за всеми основными жизненными параметрами.

«Женщинам, имеющим камни в желчном и планирующим беременность, желательно сначала удалить пузырь»

- Добрый день, это Елена Васильевна, Харьков. У дочери обнаружили камни в желчном пузыре. Она недавно вышла замуж и думает о детях. Я волнуюсь, вдруг камни дадут о себе знать во время беременности?

 — Когда к нам пришла молодая пациентка, у которой подобная ситуация, мы порекомендовали ей удалить желчный пузырь до наступления беременности. Не дай Бог обострение случится, когда женщина уже в положении! Наркоз давать нежелательно, лекарства назначать тоже, так как это может плохо сказаться на будущем ребенке.

- А если обострение «каменного» холецистита случится на последних месяцах беременности, тогда оперируют?

 — Оперируют, конечно. Но чаще проблемой является аппендицит. Бывали случаи, когда мы делали аппендэктомию, а через пару недель женщина рожала. Однажды меня вызвали в наш районный роддом: у пациентки уже наступает срок родов, а тут — аппендицит. Акушеры сделали кесарево сечение, после чего мы приступили к своей операции — удалили нагноившийся аппендикс. И это еще не худший вариант. Вот если аппендицит случается за месяц-два до родов, то симптоматика на фоне беременности очень меняется. Матка занимает почти весь живот, доступ к отростку ограничен. Очень сложно все сделать так, чтобы рана быстро зажила и во время родов не возникли осложнения.

- Как себя вести, чтобы не вызвать обострения?

 — Если возникает приступ холецистита, обычно человеку кто-нибудь из близких и даже из врачей советует принимать желчегонные препараты. Однако это может привести только к обострению. Желчегонные препараты (аллохол, лив и прочие) показаны при хроническом холецистите, когда нет камней. В противном случае камни могут сдвинуться и застрять в желчевыводящих путях, и тогда без операции не обойтись.

- Прямая линия? Беспокоит Галина из Симферополя. У меня геморрой. До сих пор лечилась народными средствами, а теперь чувствую, что надо удалять. Какой способ лучше?

 — Вы сами поставили себе диагноз или побывали у врача?

- Сама. Никак не решусь идти с та-кой интимной проблемой к доктору — боюсь, что он назначит операцию.

 — Бояться врачей не надо. Но должен вас огорчить: геморрой — не единственная болезнь прямой кишки. Надо обязательно поставить точный диагноз. Это может быть трещина, полип, парапроктит. Опасно пропустить опухоль. В том, что болезни прямой кишки выявляют поздно, виновата наша чрезмерная скромность: люди даже врачу боятся говорить об интимном, в том числе о таких недугах, терпят до последнего. А в Европе, США не стыдятся заявить о таком публично, видные политики в прессе рассказывают о том, как лечили геморрой, это может быть темой застольной беседы.

- Какое исследование надо провести, чтобы поставить точный диагноз?

 — Во многих случаях достаточно осмотра врача. Потому что и геморрой, и трещину прямой кишки, и парапроктит можно обнаружить сразу. Инструментальные исследования минимальны, иногда в них вовсе нет необходимости. Когда речь идет о хронических процессах, то делают осмотр с зеркалом, ректроманоскопию — трубочкой смотрят первые 20-25 сантиметров. Сейчас мы больше любим колоноскопию — она позволяет обследовать весь толстый кишечник. Раньше такой возможности не было. Появились фиброскопы, с помощью которых врач может осмотреть всю кишку. Благодаря этим аппаратам значительно увеличилось количество выявленных на ранней стадии опухолей.

- Если во время такого осмотра обнаруживают полип, его удаляют сразу или же потом делают операцию?

 — Часто сразу при эндоскопии делают электрокоагуляцию: накидывают петлю, подводят ток, он отжигает ножку (если полип на ножке). Если же полипов очень много, иногда приходится удалять часть кишки. Это серьезная проблема.

Кстати, чаще, чем полипы, встречаются дивертикулы толстой кишки — выпячивание истонченной стенки кишки наружу. Они появляются, если человек страдает запорами. Дивертикулы опасны, так как могут вызвать воспаление и даже прободение, что ведет к перитониту. Надеюсь, я убедил вас в необходимости показаться специалисту. Если же окажется, что у вас геморрой, врач объяснит, какие есть щадящие методы его удаления.

«Постоянно ставить клизмы не намного лучше для организма, чем бесконтрольно принимать антибиотики: гибнет полезная микрофлора»

- Добрый день. Беспокоит Евгения из Луцка. Многие считают, что полезно делать клизмы. Представляют ли они опасность?

 — Вообще-то, клизмы полезными быть не могут. Пять-шесть лет назад пошла мода на промывание кишечника (гидроколонотерапию). На этом зарабатывали хорошие деньги. Но процедура антифизиологична. Другое дело, если у человека есть проблема, и клизмы — это вид лечения. Бывает удлиненная сигмовидная кишка (чаще страдают женщины), она делает дополнительную петлю, поэтому у человека по два-три дня, а то и больше не бывает стула. В таких случаях помогают клизмы и специальное лечение.
Надо понимать: постоянное вмешательство во внутреннюю среду опасно. Ведь в кишечнике живет много микроорганизмов. Кал на 40 процентов состоит из микробных тел, в том числе и живых. У здорового человека большинство микроорганизмов в кишечнике полезные: они вырабатывают витамины группы В, помогают обрабатывать клетчатку. Когда мы едим яблоки, огурцы, другую клетчатку, она переваривается не в желудке и не в тонком кишечнике, а только в толстом. Если же мы начинаем мыть кишечник, это не намного лучше, чем бесконтрольно принимать антибиотики — нарушается микрофлора кишечника, и с этим очень трудно справиться.

- Виктория, Кировоград. Скажите, доктор, что лучше: удалять желчный в ходе обычной или лапароскопической операции?

 — Лапароскопия — модно и красиво. Пациенты иногда приходят к хирургу и просят: «Сделайте мне операцию через три дырочки». Врач должен выбрать, что лучше для человека. Если это молодой пациент, мы не хотим, чтобы у него остался послеоперационный рубец, поэтому выполняем операцию лапароскопически. Это можно сделать даже через одно отверстие в пупке. Есть методики операций через желудок или даже через влагалище, позволяющие пройти в брюшную полость. Вопрос только в том, насколько это хорошо для человека. Знаю случай, когда мужчина захотел, чтобы ему с помощью лапароскопа удалили грыжу величиной с вишню. Операция шла почти два часа, а скальпелем ее можно было бы удалить минут за 20, и разрез был бы минимальным. Но об этом пациенту никто не рассказал.

Для пожилых людей, по моему мнению, лучше подходит обычная операция, особенно если с ее помощью можно решить сразу несколько проблем. Например, убрать фибромиому и желчный, а также провести ревизию брюшной полости, выяснив, нет ли каких-то образований.

- Вера из Черниговской области. У моего сына в полтора года была кишечная непроходимость, его оперировали. Живот весь порезан. Сейчас парню 22 года, он очень страдает из-за спаек, не может поднимать тяжести, нормально поесть. Но операцию ему делать не хотят. Может, вы что-то посоветуете?

 — Надо обратиться в хирургическое отделение, чтобы проверить, какая проходимость кишечника. Хирургов, которые боятся идти на повторную операцию, можно понять, потому что такое вмешательство в первую очередь опасно для самого пациента. Всегда говорю студентам: «Живот — это не портфель, который можно открыть, вынуть что-то, положить обратно и закрыть. Каждое новое вмешательство будет гораздо сложнее предыдущего». Необходимо хорошо взвесить риск операции и ту пользу, которую она может дать. Даже если вмешательство пройдет успешно, спайки все равно появятся. В ответ на воспаление и прикосновение хирурга органы выделяют липкий белок — фибрин,- который со временем либо рассасывается, либо прорастает тканями и превращается в спайки.

Я рекомендовал бы вам проконсультироваться со специалистами в столице. Есть такие и в клинике «Борис», и в Институте хирургии и трансплантологии. Они оценят все риски. Сейчас вашему сыну нужен определенный режим питания: он должен есть маленькими порциями, обязательно с приемом ферментов (мезим-форте, креон). Пища должна очень быстро перевариваться, чтобы не вызывала заворота участков кишки и острой непроходимости.

Подготовила Ирина ДУБСКАЯ, «ФАКТЫ»
 

42420

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров