ПОИСК
История современности

Людмила Пахомова: «Бытовой стороны семейной жизни, пока мы катались с Сашей Горшковым, я не знала»

8:50 17 мая 2011
Пахомова и Горшков
Богдана РОБОЧЕК, «ФАКТЫ»
Ровно четверть века назад умерла знаменитая советская фигуристка

Вместе со своим партнером и мужем Александром Горшковым Людмила Пахомова господствовала на льду целое десятилетие. Этой парой восхищался весь мир. Шесть раз Пахомова и Горшков выигрывали чемпионаты Европы и мира, а в 1976 году в Монреале они стали первыми олимпийскими чемпионами в танцах на льду. «Вдоль по Питерской», «Соловей», «Кумпарсита», «Озорные частушки», «Калинка-малинка» — ни один из этих танцев не был похож на другой, и исполнен парой блестяще.

10 фактов из жизни Людмилы Пахомовой

Отец хотел, чтобы Мила стала... парашютисткой

1. Людмила Пахомова родилась 31 декабря 1946 года в семье Героя Советского Союза, полковника авиации Алексея Пахомова. Отец научил дочь бесстрашию и упорству в достижении поставленной цели. Алексей Константинович прекрасно катался на фигурных коньках, но в секцию фигурного катания шестилетнюю Милу отвел не он, а бабушка. Отец хотел, чтобы дочь стала парашютисткой.

«С первой же тренировки меня выставили, — вспоминала Людмила Пахомова в своей автобиографической книге „Монолог после аплодисментов“. — За то что ботинки черные. А белых тогда было не достать. Уж и не помню, что мы придумали, как вышли из положения. Помню только, что и на своем первом чемпионате мира я выступала на коньках, которые мне сделал отец Лены Щегловой. У нас не было танцевальных коньков отечественного производства. Так вот, у меня были коньки, переделанные из одиночных, — распиленные, укороченные, запаянные. Я так старалась садиться, чтоб ноги можно было спрятать — не хотелось привлекать внимание к конькам. Но, наверное, их все же рассмотрели. Англичане, тренеры Арнольд и Джордж Гершвиллеры, подарили мне коньки танцевальной фирмы „Вильсон“. Я встала на них в 1966 году, когда встала в пару с Горшковым».

РЕКЛАМА

*Какой бы танец ни исполняли Пахомова и Горшков, их выступление каждый раз вызывало бурю восторга и оваций

РЕКЛАМА

2. Кататься Мила начала на стадионе Юных пионеров в Москве, в одно время с Татьяной Тарасовой. Тарасова вспоминала, что тренеры считали ее и Людмилу бесперспективными спортсменками.

«В какой-то мере мы были предоставлены сами себе, — рассказывала Татьяна Тарасова. — Одна отрада была в том, что сами себе ставили программы и, как нам казалось, с успехом их исполняли. Потом Мила ушла в парное катание и наконец оказалась в танцах».

РЕКЛАМА

Юной спортсменке все давалось с немалым трудом. Зато Людмила обладала упорством, силой воли и желанием добиться результата — все, что нужно для настоящего спортсмена.

3. Ровесника Людмилы — Сашу Горшкова — на каток в Сокольники привела мама. Через год тренер определил его в группу слабых и неспособных. На протяжении нескольких лет он оставался середнячком.

«Как-то я подошла к Саше и предложила кататься вместе, — вспоминала Пахомова. — Сказала: „Ты подумай. С ответом не спеши. Сам знаешь, ни в каком клубе я не числюсь. Тренера тоже нет. Такая, как сейчас, я никому не нужна. Если надумаешь, позвони“.

Он позвонил. И мы начали работать. Где? Где пустят. На „Кристалл“ приходили в 8 утра. С одними откатаемся, потом следующие начинают тренировку, мы и с ними откатаемся. Я была и своим, и его тренером. Пока мы не попали в руки к талантливой Елене Чайковской».

4. Через несколько лет Пахомова и Горшков потеснили с высшей ступени законодателей спортивной моды в танцах — англичан. Уже в 1969 году пара завоевала серебряные медали чемпионата мира.

«Многие считали, что в нашем дуэте с Горшковым главное лицо — я, — писала фигуристка в своей книге. — Не могу с этим согласиться, хотя понимаю, почему могло сложиться такое впечатление. Я более эмоциональна, чем Саша, и со своими бурными эмоциями буквально из кожи лезла вон. Мне нужен был рядом человек спокойный, уравновешенный, достаточно авторитетный, который мог бы меня урезонить. При другом партнере я бы не смогла проявить себя столь ярко».

Во время учебы в ГИТИСе Пахомова сама себя оставила на второй год

5. В ГИТИС был огромный конкурс, и Пахомову без специального хореографического образования вообще не допустили к экзаменам. Тогда она пошла к начальству и убедила всех в том, что фигурному катанию нужны специалисты с балетмейстерским образованием. Милу приняли — условно, ради эксперимента.

«Я думала, что, если приобрету специальные знания, если овладею балетмейстерской техникой, это научит меня быть разумным исполнителем, — вспоминала спортсменка. — Я была фигуристкой, не хотела уходить в сторону от фигурного катания. Не уверена, что осмелилась бы поступать в ГИТИС, если бы знала, что это за вуз, чем мне предстоит заниматься и какие моральные испытания меня там ожидают. Всю жизнь удивляюсь, как у меня хватило сил и терпения выдержать все это».

Людмила была самой младшей на курсе. Ее сокурсники уже были профессионалами. Они знали наизусть множество партий, изучили партитуры классических балетов, долго танцевали на сцене...

У преподавателя Петра Пестова, который вел класс, на целый день портилось настроение, когда он видел фигуристку: «Пахомова, а разве у вас сейчас нет тренировки? Нет? А я так надеялся». Или: «Пахомова, что это у вас за позиция? Вы не на льду!», «Пахомова, зачем вы руки раскрыли, как самолет?!» И так все годы... Без пяти минут чемпионка мира на все эти обидные слова всегда отвечала: «Большое спасибо».

Закончился первый год учебы, и Людмила попросилась... снова поступить на первый курс. В 1970 году одновременно с дипломом ГИТИСа она завоевала и титул чемпионки мира.

*В России выпустили монету в память о прославленных советских фигуристах

6. Танго «Кумпарсита» было первым показательным номером Пахомовой и Горшкова. Идея этого танца принадлежала Анатолию Чайковскому, мужу Елены Чайковской.
«Загадочно, но факт: любимые произведения Анатолия Чайковского в чем-то соответствовали нашему облику, стилю нашей пары, — писала Пахомова об истории создания этого танца. — Так вот, „Кумпарситу“ он видел давным-давно в старом фильме. Там вроде бы танцевал танго знаменитый Рудольфе Валентино. Эту картину мы так и не смогли посмотреть, не нашли ее даже в Госфильмофонде. Но впечатление от „Кумпарситы“ у Толи сохранилось так отчетливо, что он довольно точно по смыслу, по содержанию показывал нам танец — жесты, контуры рисунка. Ходил в каком-то экстазе по комнате в тренировочных штанах, изображая знойного Рудольфе».

Этот танец был поставлен за одну ночь, а хореографический рисунок никогда не менялся. Танго «Кумпарсита» стало визитной карточкой Пахомовой и Горшкова на многие годы.

7. У Саши и Милы было много общего. И не только в катании. В 1970 году они поженились.

«Ничего внешне не изменилось от того, что мы стали мужем и женой, — отмечала Людмила. — Моя мама взяла на себя все заботы о доме. Утром вставали — был готов завтрак. Завтракали и уходили на тренировку. Приходили — уже готов обед. Обедали, отдыхали, уходили. Все было вымыто, поглажено, постирано. Бытовой стороны семейной жизни я не знала, пока мы катались. Первый свой обед я приготовила в 30 лет. Еле уговорила маму поехать отдохнуть на дачу, потому что она боялась, что мы без нее с голоду умрем. Она оставила мне список что купить и подробную инструкцию: каким маслом полить, как положить курицу на сковородку и что внутренности из нее надо сначала вынуть.

Я достала бабушкину поваренную книгу. Стала изучать, как варить борщ. Выяснив, наконец, что нужно для борща, поехала на рынок. Когда я сказала продавцу в мясном ряду, какое мясо мне нужно, от какой части коровы, он принялся хохотать. Потом спросил: «Вам для чего мясо?» — «Для борща»...

Из больницы смертельно больная фигуристка убегала на каток

8. Одним из самых трудных для пары стал 1975 год.

«Саша перенес сложную операцию и, еще не совсем оправившись, поехал в Америку, — писала в своих «Монологах» спортсменка. — Турне нам далось нелегко. Мы упали, и Саша, чтобы я не разбилась, удерживал меня двумя руками, а сам проехал лицом по льду чуть ли не половину площадки. Всю кожу содрал, а вечером выступать. По свежей ссадине я его гримировала... Вернулись домой едва живые, а нам говорят: «Собирайтесь в Сибирь». У нас всегда в конце сезона были большие турне по городам Сибири. Прилетели в Кемерово. Открытый каток. Снег валит. Раздевалка — такая теплушечка крохотная: обогреватели, самовар, раскладушки и шерстяные одеяла. Мороз лютый! Лица у всех синие. Выступали кто в чем: в варежках, в свитерах, в платках мохеровых. Мы с Сашей такого себе позволить не могли. Лак на волосы, зализать, закрепить, декольте и... вперед. Четыре биса. Да еще после никак не могли прорваться в свою теплушку — автографы раздавали.

В том же году Саша заболел. У него был спонтанный пневмоторакс и разрыв легочного кровеносного сосуда. Операция длилась четыре часа. Саша потерял очень много крови. Сделали переливание — поднялась температура. Оказалось, у него аллергия на консервированную кровь. Стали срочно искать донора. Новое осложнение — образовался тромб. Профессор Перельман раздобыл какое-то очень дорогое лекарство, разжижающее кровь. В общем, даже вспоминать страшно...
На третий день после операции Саша встал. На пятый — стал ходить. Врачи предупредили меня: «Людмила Алексеевна, в ближайшие 10 лет самая большая нагрузка для вашего мужа — это с авоськой в булочную».

Саша провел дома три дня и пошел на тренировку. Катался, держась одной рукой за борт. От Саши осталась половина. Врачи сказали, что Горшков сошел с ума, что он, видно, хочет умереть...

Через три недели после операции мы полетели на чемпионат мира в Колорадо-Спрингс. Широко о болезни Саши не было известно: сказали, что грипп. Он переодевался в номере, чтобы никто не увидел шва. На льду мы подолгу не задерживались. Саша был на грани обморока. Мы поняли, что произвольную программу не дотянем до конца«.

На лед Александр Горшков в Колорадо-Спрингс таки вышел, но только в показательных выступлениях, исполнив с Людмилой новый танец «Романтика».
Через год Пахомова и Горшков завоевали олимпийское «золото».

9. Карьеру они завершили, когда Александру было 30, а Людмиле — 29. Редко кому из выдающихся спортсменов удается стать сильным тренером. Пахомовой это удалось.

«Мы закончили выступать, а времени для дома не прибавилось, — рассказывала Пахомова. — Был очень короткий период, когда я попробовала стать просто женой. Саша пошел на работу, а я осталась дома, что было вполне естественно для женщины, которая ждет ребенка. „Родится малыш, — размышляла я, — и забуду фигурное катание“. Оказывается, я себя плохо знала. Изнывала от тоски. Саша на работе, а я сижу целый день у дверей и, как собака, вою. Весной Виктор Иванович Рыжкин предложил мне работать в ЦСКА тренером. Осенью, прямо с тренировки, меня отвезли в роддом. Я даже не знала, что рожать пора...»
Дочь Юля родилась в 1977 году. Все заботы о ребенке легли на плечи бабушки. Сама же спортсменка с головой ушла в тренерскую работу — она просто не могла сидеть дома.

Пахомова стала тренировать сборную СССР. Ее учениками были два известных танцевальных дуэта: Моисеева-Миненков и Аненко-Сретенский.

10. В 1980 году Людмила Пахомова тяжело заболела.

«У нее было раковое заболевание лимфатической системы, которое на первых этапах можно было как-то затормозить, — вспоминала подруга знаменитой фигуристки Наталья Морозова. — Но она убегала из больницы на каток. Даже в последние месяцы жизни, когда лежала под капельницей, мысли ее были об учениках. У нее была тетрадочка, в которую она до последнего дня записывала задания...»

Оставшиеся шесть месяцев своей жизни Пахомова провела в больнице. Практически беспомощная, она за это время успела... написать книгу «Монолог после аплодисментов». До последней минуты врачи, сама Людмила и все ее близкие продолжали бороться и надеяться.

17 мая 1986 года Королевы льда не стало. С великой фигуристкой прощались в ЦСКА. Очередь выстроилась от метро «Аэропорт». Когда ее везли хоронить на Ваганьковское кладбище, перекрыли улицы...

10023

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров