Виталий Коротич: «У меня совершенно четкое ощущение, что я сделал все, что мог»
Во второй половине 80-х годов имя Виталия Коротича было известно каждому. В перестройку миллионы советских людей по пятницам с раннего утра занимали очередь у газетных киосков в ожидании свежего номера журнала «Огонек», который возглавлял Виталий Алексеевич. Почти каждая статья в нем была сенсационной, иногда просто шокирующей. Одни любили «Огонек», другие ненавидели, но равнодушных не было. В журнале можно было прочитать о репрессиях против невинных граждан и фабрикации дел «врагов народа», о жизни заключенных, наркомании и проституции в Советском Союзе.
Ровно через год после назначения Виталия Коротича главным редактором «Огонька» Михаил Сергеевич Горбачев позвонил ему и спросил: «Что же ты там творишь?» Но процесс, как говаривал сам Генеральный секретарь ЦК КПСС, уже пошел. Контролировать журнал становилось все труднее. За время редакторства Виталия Коротича тираж «Огонька» вырос с 300 тысяч до 5 миллионов экземпляров. Чиновники ЦК КПУ шутили: «Москва нам Чернобыль устроила, а мы им — Коротича!». В 1988 году по итогам опроса журналистов разных стран Виталий Коротич получил звание Международный редактор года. В офисе ООН ему вручили медную доску с соответствующей надписью. Ни до, ни после этого отечественные редакторы таких званий не получали.
Виталий Алексеевич родился в 1936 году в семье известных ученых. Был врачом, секретарем Союза писателей, безработным, главным редактором популярнейшего и самого массового в республике журнала «Всесвiт», депутатом Верховного Совета СССР, преподавал в крупнейших американских университетах, получал премии, титулы и звания. Сейчас писатель живет в своем загородном доме и в московской квартире появляется редко. Киев посещает реже, чем хотелось бы. Впрочем, несмотря на уединенный образ жизни, Виталий Алексеевич не теряет ни присутствия духа, ни чувства юмора, ни связи с миром.
«Недавно знакомый журналист брал в Москве интервью у одного здешнего деятеля и упомянул в разговоре мое имя. — рассказывает Виталий Коротич. — Тот удивился, спрашивает: «А что, Коротич разве не в Америке живет?» В трехтомном издании российской краткой энциклопедии я нашел статью, где написано, что в 1991 году я уехал в США и до сих пор там живу, преподаю в американских университетах. Поэтому, вероятно, все так и считают».
Виталий Алексеевич говорит, что сегодня отключился от многих сфер жизни, понимая, что не может на них повлиять. «Горбачев, например, до сих пор продолжает чувствовать свою причастность к судьбе человечества. А у меня совершенно четкое ощущение, что я сделал все, что мог. Много это или мало, не знаю, главное — оставаться порядочным человеком и сохранять репутацию. Ее за деньги не купишь», — считает Виталий Коротич. Впрочем, покой легендарному редактору «Огонька», как говорят, только снится. Вот-вот должны увидеть свет его мемуары «Уходящая натура, или 20 лет спустя», посвященные 20-летию распада СССР.
«Моя жена покупает и выписывает разные журнальчики, и я в них решаю все кроссворды, чтобы мозги не засыхали. Они у меня еще крутятся, а значит, еще для чего-то могут пригодиться», — говорит Виталий Коротич.
«ФАКТЫ» от всей души поздравляют Виталия Алексеевича с юбилеем. Крепкого здоровья вам и вашей семье, удачи и долгих лет счастливой жизни.
1686Читайте нас в Facebook