ПОИСК
Культура и искусство

«Портрет Веры Репниной» стал главным лотом лондонского аукциона

15:29 31 мая 2011
Портрет Веры Репниной
В Государственном историческом музее на Красной площади Дом «Сотбис» организовал предаукционную выставку, где представили 24 полотна

Со своей будущей супругой Илья Репин познакомился, когда ей было всего девять лет, и создал серию ее акварельных и карандашных портретов. Роман начался, когда Вера стала студенткой Мариинского института благородных девиц. За 26-летнего художника девушка вышла, когда ей было 16 лет. Однако через девять лет супруги расстались, потом снова сошлись на шесть лет и… опять разошлись. Портрет долгое время хранился у Веры Репиной, а после ее смерти был продан дочерью. На аукционе в Лондоне за портрет — главный лот июньских торгов — надеются выручить два-три миллиона долларов.

*Полотно Ивана Айвазовского «Крым. Пастухи со стадом на закате» — один из топ-лотов предстоящих торгов

Среди топ-лотов также пейзаж Ивана Айвазовского «Крым. Пастухи со стадом на закате». Его хотят продать за полтора-два миллиона долларов. Оказывается, маринист очень любил писать овец: мирно пасущихся в крымских степях, купающихся в Черном море, застигнутых ливневым дождем, перед стрижкой… К слову, одна из работ Айвазовского «Овцы на пастбище» хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Картину Зинаиды Серебряковой (которая, как и Илья Репин, родилась в Харьковской губернии) предварительно оценили в один-полтора миллиона долларов. «Лежащую обнаженную» нынешний владелец приобрел у семьи художницы. Написана картина в Париже, моделью стала знакомая русская девушка Серебряковой, ведь платить профессиональным натурщицам художница не имела возможности.

РЕКЛАМА

На торги выставлены и несколько картин музейного уровня, написанных Василием Верещагиным. Одна из них — «Тадж-Махал», созданная после путешествия в Индию. Меньшая по размеру — с видом Тадж-Махала при ярком дневном свете — находится в Государственной Третьяковской галерее.

Интересна работа «Перевал Шипка» из серии о русско-турецкой войне 1877-1878 годов. Художник был ее участником как доброволец. Под впечатлением Верещагин создал серию из 25 картин и 50 эскизов. Любопытно, что будущий царь Александр III и великий князь Николай пожелали приобрести эту серию, но некоторые работы были сочтены спорными. Прусский военный атташе посоветовал царю купить всю коллекцию и… уничтожить.

РЕКЛАМА

Однако сложилось иначе. Пять картин приобрел создатель Третьяковской галереи Павел Третьяков, еще пять — киевский сахарозаводчик Иван Терещенко. Остальные рассеялись по миру. «Военный поход», который выставят в Лондоне на торги, долгое время оставался в семейной коллекции живописца, но вдова художника вынуждена была ее продать, чтобы погасить долги.

В Киеве на этой неделе аукционный Дом «Сотбис» устроит частный ужин с закрытым показом некоторых лотов июньских торгов. На нем будут присутствовать украинские коллекционеры — клиенты компании. Одна из работ, которую собираются продемонстрировать, — старинная серебряная шкатулка с историческими видами Киева. Стоимость шкатулки — больше 70 тысяч долларов. Покажут и несколько картин, однако не те лоты, что представлены в Москве. Все остальные подробности (где состоится показ, что еще собираются демонстрировать, кто будет присутствовать) организаторы держат в тайне. Закрытый показ потому и закрыт, что предназначен лишь для посвященных.

РЕКЛАМА

Однако кое-что об украинских коллекционерах и новых тенденциях в продажах живописи «ФАКТАМ» рассказал генеральный директор «Сотбис» в России Михаил Каменский:

 — С кризисом мы уже давно справились. Доказательство тому — рост продаж и то, что количество коллекционеров значительно увеличилось за последнее время. Украинский покупатель вел себя довольно стабильно и в период кризиса, часто поражая своей устремленностью и решимостью. Выигрывая в аукционных схватках, нередко приобретал уникальные вещи.

— Много лотов предстоящих торгов так или иначе связаны с украинской тематикой. Репин и Серебрякова родом из Харьковской губернии, Айвазовский творил в Феодосии, на продажу выставлен его крымский пейзаж. Почему не устраиваете масштабную выставку в Киеве, как это делали раньше?

 — Мы привозили и будем привозить в Украину выставки. В этот раз просто не укладываемся в плотный график наших мероприятий, да и таможенные барьеры в Украине очень жестки — все быстро оформить не получается. Чтобы избежать риска сорвать мероприятие, решили выставку из Москвы в Киев не везти. Надеемся, что в следующем сезоне, осенью, покажем украинским собирателям очень интересные лоты.

— Расскажите подробнее о предстоящем закрытом показе.

 — Существуют разные формы работы с клиентами. Есть выставки, которые мы устраиваем для широкого круга зрителей. Встречаемся и с отдельными коллекционерами. Для этого приезжаем в Киев довольно часто — несколько раз в год. Ведем разговоры, ходим в гости, смотрим коллекции… Предстоящая деловая встреча такого же типа.

— А я подумала, что привозить шедевры стали на показ только реальным покупателям, потому что демонстрировать широкому кругу нерентабельно.

 — Не в рентабельности вопрос. Стоимость аренды выставочных площадей и фуршета — по сравнению с бюджетом страховки и транспортировки — невелика. Поэтому если уж везти большую коллекцию, то показывать всем. Устраивая выставки для широкого круга посетителей, работаем на будущее: те, кто сегодня не покупает, возможно, будут покупать завтра.

— Чтобы присмотреть для своей коллекции раритет, многие собиратели из Украины едут на выставку в Москву?

 — Кто-то едет, а кто-то принимает решение, ознакомившись с каталогом.

— Портрет жены Репина был продан дочерью в связи со сложившимся материальным положением?

 — Да. Так порой случается.

— Бывает, что потомки известных людей, продав работы из семейной коллекции, потом хотят их вернуть, начинают охотиться за ними?

 — Если есть деньги, конечно, люди могут купить то, с чем расстались. Более же распространена реституция — восстановление в правах законных собственников. Бывшие владельцы и наследники знают, какие фамильные ценности в период революций и воен у них были отобраны, конфискованы. Например, во время фашисткой оккупации во Франции многие коллекции отнимались. Спустя годы раритеты обнаруживались в чьих-то собраниях или в музеях. Тут и начинается процесс реституции, когда на подобные вещи претендуют наследники и юридическим путем получают их обратно. Разумеется, они ничего не платят за вещи.

— Случалось, что коллекционер приобрел произведение искусства на аукционе за огромные деньги, а бывшие владельцы у него конфисковали?

 — Если подобный лот бывшие владельцы или наследники обнаруживают в предаукционном каталоге, вещь снимается с торгов и арестовывается по суду до момента выяснения обстоятельств.

1529

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров