Александр Роднянский: «Я иногда смотрю на все происходящее со мной как на сон»
Один из самых популярных продюсеров на постсоветском пространстве Александр Роднянский гордится тем, что родился и вырос в Киеве. Собственно, именно Роднянский дал жизнь одному из самых популярных каналов страны — «1+1». Потом были российские каналы СТС, «Домашний» и «Пятый», раскрутка первых сериалов «День рождения Буржуя», «Бедная Настя», «Моя прекрасная няня», «Не родись красивой…» Хотя на самом деле Александр Ефимович всегда мечтал снимать большое кино.
Успех кинопродюсера пришел к Роднянскому практически сразу: «Восток-Запад», «Водитель для Веры», «9 рота», «Жара». Потом были две масштабные картины с Федором Бондарчуком «Обитаемый остров», теперь начинаются съемки «Сталинграда». И это лишь часть задуманного. На Рублевском шоссе у него есть роскошный дом, где живет его семья, а в Голливуде — собственная кинокомпания. Большую часть времени Александр Ефимович проводит в самолетах, перемещаясь из одной части земного шара в другую. В салонах лайнеров он прочитывает огромное количество сценариев. Кому-то жизнь Роднянского может показаться слишком напряженной, но продюсер счастлив. И не боится в этом сознаться…
«Счастье — это возможность делать то, что тебя по-настоящему интересует»
— Вы часто бываете в Голливуде, там и будете справлять юбилей?
— Да ладно вам… День рождения отмечу с самыми близкими, а затем действительно отправлюсь на съемки в Америку. Сейчас постоянно перемещаюсь между Берлином, Лос-Анджелесом, Будапештом, Москвой и Стамбулом.
— Вы, наверное, счастливый человек?
— Уверен в этом.
— А счастье в чем?
— В возможности делать то, что тебя по-настоящему интересует. Это значит, что не врешь себе, не преувеличиваешь свои возможности, не обманываешь близких. Просто любишь то, чем занимаешься. Звучит чрезвычайно пафосно, но это правда.
— С годами понимаешь, что удовольствие доставляет не количество машин, квартир, яхт…
— Да-да! И чем раньше ты это поймешь, тем больше получишь от жизни. Здорово, когда вкладываешь свою энергию, страсть, эмоции в любимое дело. И совершенно не важно, что это: маленькая лавочка, ресторан, кинофильм, компания или целая страна. Важно, что для тебя лично это дело дороже всего.
— Судя по количеству кинопроектов, запущенных вами последнее время, нынешний год станет одним из самых успешных для вас.
— Ну, это мы узнаем ближе к декабрю. Просто так сложилось, что последние 20 лет моей жизни были связаны с телевидением. Кино я занимался от случая к случаю. Сейчас же полностью сосредоточился именно на нем. В этом году появилось несколько заметных киноисторий. Но самое главное, у меня есть внутреннее ощущение, что знаю, какой должна быть моя кинокомпания и какого рода фильмы хочу производить. Принципиальный момент.
— Это европейская кинокомпания, 51 процент акций которой вы недавно приобрели?
— И не только она. Я владею 51 процентом акций немецкой корпорации «АCompany», работающей в 20 странах Центральной и Восточной Европы. Именно она, кстати, стояла за прокатом в Европе фильма «Король говорит». Занимаюсь также развитием ведущей кинокомпании в России «Нон-стоп продакшн», где у меня тоже 51 процент акций. Там снимался «Обитаемый остров» Федора Бондарчука и будет сниматься его же «Сталинград», производились «Достоевский» Хотиненко и «Елена» Звягинцева, теперь идет работа над «Белой гвардией». К тому же у меня есть компания «Кино без границ» — лидер дистрибуции авторского кинематографа, в основном зарубежного. Сейчас моя новая американская кинокомпания запускает производство картины в Голливуде. И это не конец. Строю корпорацию «AR films», объединяющую все названные. У нее будут огромные перспективы.
— Да это целая империя!
— (Смеется.) Что-то вроде того. После опыта работы на «1+1» и в «СТС-медиа», где приходилось огромные компании начинать с нуля, теперь мне не сложно. Если все получалось на телевидении, почему не попробовать сделать то же самое в кино? Притом что ничем другим в жизни я заниматься не хочу. Вне зависимости от того, нравится это кому-то из инвесторов или нет.
«Кинофестиваль — место, где режиссеры, продюсеры и дистрибуторы «женятся» друг на друге»
— Устали быть зависимым?
— Чудовищно. Вся моя жизнь — постоянная борьба за независимость. Конечно, я и теперь не могу расслабиться, но попробовать делать то, что хочу, запросто. Если сейчас, когда у меня еще море сил, не добьюсь того, о чем всегда мечтал, потом сделать уже ничего не смогу.
— Значит, с телевидением вы «завязали»?
— Нет, конечно. Занимаюсь телевидением, но не совсем обычным. Не попсовым конвейерным. Я все-таки из того поколения, для которого телевидение было важным моментом индивидуального высказывания, где были авторы. Оружие массового поражения может превратить народ в толпу или, наоборот, из толпы создать группы индивидуумов. Это же относится и к телевидению. Не хочу преувеличивать собственную ответственность, но всегда был частью именно такого процесса. Благодаря воспитанию, отношению к обстоятельствам жизни. Поэтому в моей компании и рождается «Белая гвардия», сейчас пишется сценарий «Бесов».
— Ко всему прочему, вы остаетесь владельцем еще и фестиваля «Кинотавр».
— На самом деле этот фестиваль — необходимый инструмент выживания и развития киноиндустрии, важный момент для молодых людей. Семь лет я занимаюсь «Кинотавром», ориентируясь на картины, которые сегодня называют «новой русской волной». Конечно, не забывая о классиках. Да и место его проведения — Сочи — выбрано 22 года назад очень удачно. Туда ведь съезжаются все кинодеятели, я уже не говорю о зрителях. Это такое место, где авторы, режиссеры, продюсеры и дистрибуторы «женятся» друг на друге. Для меня важно создать площадку для всей киноиндустрии. Потому что лишь в ситуации, где есть конкурирующие компании, можно добиться серьезного успеха.
— Да с таким багажом знаний, как у вас, впору и за книгу садиться.
— Про себя и собственную жизнь не пишу. А вот книжечкой о своей профессии, правда, занимаюсь. Получилось необычно. Сначала я в музее Маяковского выступил с мастер- классом продюсирования. А потом молодые люди, которые меня пригласили, всю лекцию и вопросы-ответы оформили в небольшую книжку. Но у меня тогда возникло чувство чрезвычайной неудовлетворенности, многого ведь я не мог сказать. Не переоценивая свои литературные возможности, все же решил написать книгу сам. Это будет несколько глав с огромным количеством всякого рода историй, связанных с людьми и ситуациями из мира кино и телевидения. Такая «витаминозная» книжка, которую обязательно закончу уже в нынешнем году. Пишу ведь в основном в самолетах.
— А летаете часто.
— Особенно в Америку, а перелет 12 часов. Сразу после дня рождения на месяц улечу в Атланту, где начинаются съемки моего нового фильма «Машина Джейн Мэнсфилд». Думаю, за шесть недель работу закончим. Кстати, это приводит в изумление всех моих друзей и коллег в России, у нас ведь съемки идут значительно дольше. Это будет первый фильм, который я продюсирую в Америке. Картина Билли Боба Торнтона, бывшего мужа Анджелины Джоли, блистательного артиста, режиссера и сценариста. Необычная драма, действие которой происходит в 1969 году в одном из южных штатов. Она написана для восьми замечательных артистов. Среди них близкие друзья Билли Боба Роберт Дюваль, Кевин Бейкон и Рей Стивенсон. Мне приходится читать по два-три сценария ежедневно! Среди прочих попала и работа Боба. У нас с ним оказалась общая приятельница, которая нас свела. Честно говоря, взял сценарий Торнтона без особого желания. Но текст произвел на меня сильнейшее впечатление! Это классическая для американского кино история, в которой в удивительной пропорции, нами непостижимой, сочетаются драма, любовь, слезы, вера. Речь идет о двух семьях, соперничающих друг с другом несколько поколений.
Когда я прочитал сценарий, мы тут же встретились с Билли Бобом и прекрасно поняли друг друга. Сдружились, начали общаться и строить проект. Два месяца назад картина запустилась в производство, в начале августа съемки уже закончатся, а в конце декабря лента будет готова.
«Боюсь, чтобы то, что есть у меня сейчас, вдруг не исчезло»
— Останется только ждать «Оскара».
— Ну уж это не знаю. У нас почему-то складывается впечатление, что «Оскар» — такая штука, на которую ходят по собственному желанию. Отнюдь! Нужен хороший фильм, его должны полюбить экспертное сообщество и искушенная аудитория, руководствующаяся рецензиями в ведущих американских изданиях. Если он станет любимцем у этой аудитории, то выйдет в более широкий прокат. Как случилось, например, с «Черным лебедем». Поэтому говорить заранее об оскаровской истории неправильно и нехорошо. Хотя в нашей картине действительно есть несколько лауреатов «Оскара» — Билли Боб, Дюваль. Так что гипотетически надеяться на награду можно. Хотя, как и все фестивали, «Оскар» является пусть очень сладким, но не более чем инструментом для того, чтобы фильм пробился к широкой аудитории.
— Заканчивая съемки в Голливуде, вы сразу принимаетесь за картину «Сталинград». И опять с Федором Бондарчуком.
— Да, стартуем 24 августа. Это грандиозный проект, сценарий для него писался два с половиной года! Группа, с которой мы будем трудиться, закаленная и наученная горьким опытом работы в «9-й роте» и «Обитаемом острове». Я доволен сценарием. Получилась сильная, эмоциональная, нестандартная история. Война в ней — место действия, пространство для жизни героев. Все актеры отобраны, был международный кастинг. Технологически очень сложный фильм в формате 3D. Специалисты, которые будут им заниматься, сейчас работают над «Хоббитом» у Питера Джексона, создателя «Властелина колец». К нам они приезжают сразу после окончания съемок.
— Сталинград, говорят, строите под Питером.
— Да, уже нашли площадку. Для нас очень важна вода, которая по фильму будет Волгой, горевшей десятки дней из-за сливавшейся туда нефти. Действие картины происходит на протяжении трех дней.
- Даже затрудняюсь, что бы вам пожелать, Александр Ефимович, кроме «Оскара».
— (Расхохотался.) Боюсь, чтобы то, что есть у меня сейчас, вдруг не исчезло. Знаете, я иногда смотрю на все происходящее со мной как на сон: наконец-то в моей жизни случилось то, о чем я долго мечтал. В детской психологии есть термин: «базовое доверие к миру», формирующееся до года жизни. Если оно складывается, то человек открыт, толерантен, обучаем. Не складывается — подозрителен, недоброжелателен… У меня это чувство «базового доверия к миру» благодаря маме и семье есть. Поэтому я не склонен сравнивать себя с коллегами. Честное слово. Всем желаю удачи, ведь знаю, что только в сильной среде ты и сам в состоянии преуспеть. Если же зависим, хочешь понравиться злобному олигарху или не слишком образованному политику, заканчивается все плохо. Поэтому исхожу из того, что олигархи, политики, коллеги все равно талантливые люди, у которых есть шанс в жизни. И каждый его использует по-своему…
1033Читайте нас в Facebook