При продаже машины владельцу придется отдать в виде налогов и других платежей более 20 процентов от ее реальной рыночной стоимости
В принятом парламентом законе о повышении акцизов на бензин и алкоголь, а также разрешении налоговой милиции проводить проверки предприятий без предупреждения (если получена информация, что зарплату там дают в конвертах), есть и важный пункт, который касается большинства украинских автомобилистов. Закон, в частности, запрещает оформлять на бирже куплю-продажу подержанных машин. Документ ожидает подписи Президента.
Продав автомобиль за десять тысяч долларов, на руки вы получите около восьми тысяч
Специализирующиеся на продаже автомобилей биржи (они, как правило, расположены поблизости от МРЭО) еще работают, но в ближайшие дни все может измениться. И для продавцов, и для покупателей автомобилей это очень плохая новость. Сейчас, оформляя сделку на бирже, человек вправе указывать стоимость машины по своему усмотрению. Как правило, эта сумма не превышает тысячи гривен, с которой продавец честно платит в казну страны 15 процентов подоходного налога (150 гривен). С «отменой» бирж куплю-продажу придется оформлять у нотариуса, а это на порядок дороже.
Продавец будет вынужден заплатить пять процентов от стоимости машины в виде госпошлины, еще один процент — в качестве подоходного налога. Причем и пошлина, и налог берутся не с тысячи гривен, а с рыночной цены автомобиля! Иными словами, продав машину за 10 тысяч долларов, 600 из них нужно будет отдать государству. Прибавьте к этому услуги нотариуса (700-1200 гривен), экспертную оценку стоимости авто (250 гривен), снятие автомобиля с учета в ГАИ (транзитные номера, услуги эксперта и т. д. — около 400 гривен) и получите еще 200-250 долларов (плюс три процента от стоимости автомобиля необходимо уплатить в Пенсионный фонд, однако, по словам нотариусов, контроль за этим платежом — уже не их забота). Кроме того, нотариус потребует письменное согласие жены продавца на продажу, если машина была куплена после заключения брака, а также добро супруги покупателя на приобретение.
Но все это лишь полбеды. Так сказать, цветочки. Самая большая проблема, что один процент — это «льготная» ставка подоходного налога. Ее по закону позволено платить тем, кто в течение года продал не более одной машины. Однако, по словам нотариусов, проверить, сколько автомобилей вы продали за год, невозможно. Базы данных, откуда можно было бы взять такую информацию, в Украине пока нет! В ГАИ, конечно, есть данные, когда и какую машину вы поставили на учет или сняли с него. Но ведь снять с учета — еще не значит продать! Поэтому, по словам нотариусов, их обязали брать с продавцов автомобилей подоходный налог по максимуму, то есть 15 процентов!
Выходит, продав машину за десять тысяч долларов, на руки вы получите около восьми тысяч. Не удивительно, что сейчас куплю-продажу автомобилей практически не оформляют через нотариусов (большинство из них, чтобы не терять времени, сразу показывают автовладельцам все «подводные камни» и отправляют на биржу). Но если закон будет подписан, ничего иного владельцам машин не останется. Они, конечно, могут попытаться переложить свои расходы на плечи покупателя, пропорционально подняв цену. Но в нынешней ситуации, когда спрос на автомобили не особенно активен, не многие согласятся переплачивать. В качестве альтернативы у людей всегда есть возможность взять автомобиль похуже, но новый. Ведь даже после отмены продаж через биржи цены в автосалонах останутся на прежнем уровне.
Вероятнее всего, палочкой-выручалочкой для автолюбителей, как всегда, станет генеральная доверенность. О рискованности такого вида продажи, при котором продавец продолжает оставаться формальным собственником авто, говорено-переговорено. Но что делать? Не забываем, что при постановке машины на учет новому хозяину вновь придется платить три процента от ее стоимости в Пенсионный фонд. Получается, при переходе старенькой машины от одного владельца к другому теряется треть ее стоимости, что иначе как самой настоящей обдираловкой не назовешь.
Новой будет считаться машина с пробегом не более шести тысяч километров, которая впервые ставится на учет в Украине
Казалось бы, запрет продавать подержанные автомобили через биржу не выгоден и воротилам автобизнеса. Вступит закон в силу, и люди на время прекратят продавать свои старые машины, а значит, упадут продажи и в автосалонах. Автомобильное лобби это отлично понимает, и в парламенте готовится к принятию одобренный еще в прошлом году в первом чтении закон о трейд-ине (продажа автосалоном нового авто взамен старого плюс доплата).
Согласно этому документу, человек, который не чаще чем один раз в течение года сдает в автоцентр свой б/у автомобиль, доплачивает и получает новый, вообще не платит подоходный налог! По мнению экспертов, если биржи запретят, а трейд-ин разрешат, автосалоны фактически узурпируют право на перепродажу подержанных авто. Сдавая им свою машину пусть по заниженной, скажем, на десять процентов цене, автолюбитель не будет терять в два раза больше на налогах, которые ему пришлось бы заплатить в противном случае. Иными словами, миллионы автовладельцев станут заложниками автокомпаний. Даже продать друг другу старенький автомобиль без посредничества автосалона мы не сможем!
Никто не спорит, система трейд-ин должна существовать, в этом заинтересованы и сами автолюбители. Но хозяева машин вправе иметь альтернативу — продавать самим или обращаться к посредникам.
К слову, в законе, запрещающем продажи через биржу б/у автомобилей, мы нашли еще один любопытный пункт. Согласно ему, новой будет считаться машина, которая впервые ставится на учет в Украине и имеет пробег не более 6 тысяч километров. По мнению экспертов, это позволит под видом новых растаможивать и продавать машины, которые уже активно потрудились где-нибудь за рубежом в тестовом парке и были проданы в Украину с приличным дисконтом. Хорошо, если покупателю в салоне об этом расскажут и предложат соответствующую скидку. А если нет?
996Читайте нас в Facebook