Игорь Носов: «В дедушкиной квартире книги, как у Знайки, были везде: и на столе, и под столом, и на кровати, и под кроватью…»
Пожалуй, немного найдется детей, да и взрослых, кому был бы незнаком Незнайка — сказочный персонаж из Города коротышек. А вот об авторе знаменитой трилогии, повествующей о приключениях Незнайки и его друзей, известно, увы, не так много. И уж вовсе немногие помнят о том, что классик детской литературы, перу которого принадлежат также веселые и поучительные рассказы «Фантазеры», «Живая шляпа», «Мишкина каша», «Бобик в гостях у Барбоса» и повесть «Витя Малеев в школе и дома», родился в Киеве. И повесть-сказка о приключениях Незнайки и его друзей впервые была опубликована в украинском детском журнале «Барвінок».
О том, каким человеком был Николай Носов, «ФАКТАМ» рассказал его внук Игорь Носов, тоже детский писатель.
«Дачу Носов снимал не в Переделкино. Ему хотелось работать, а не обсуждать с соседями, у кого какая книжка вышла, хорошая она или плохая »
— Игорь Петрович, каким вам запомнился дед?
— Человеком он был очень серьезным, постоянно работал. Подтверждение тому — архивы, сохранившиеся у нас в семье. Дедушка много раз переделывал свои произведения, совершенствуя их. При этом никогда не прибегал к услугам машинистки. Все — от начала до конца — делал сам. Сначала писал от руки, потом печатал на машинке, правил, перепечатывал У него всегда было вдохновение, а вот нормальные условия для творчества отсутствовали. Будучи уже лауреатом Сталинской премии, которую ему присудили в 1952 году за повесть «Витя Малеев в школе и дома», и печатаясь на сотнях языков мира, он жил в коммунальной квартире. Уже позже, в двухкомнатной, где вместе с ним обитали жена, ее сестра, сын с женой (мой отец с мамой), потом появился и я.
*Николай Носов, не прибегая к услугам машинистки, сам печатал свои произведения, правил, перепечатывал
— Когда же Николай Носов писал — по ночам?
— Работал целыми днями. Порой и ночью. Днем писать было трудно — он жил в Москве в районе Киевского вокзала. Окна выходили на железную дорогу, где дымили и громыхали старые маневровые паровозы. Грохот стоял такой, что заглушал включенный телевизор, в квартире дребезжали стекла. Форточку открыть было невозможно! Кроме того, рядом с нашим домом проходила ветка наземного метро. В таких условиях дедушка трудился до 1968 года. В кооперативную двухкомнатную квартиру в более спокойном месте он с бабушкой переехал за восемь лет до своей смерти. Мы с родителями тоже стали жить отдельно. Мне в то время было шесть лет. С дедушкой я уже виделся только два-три раза в неделю.
В его квартире площадью 44 квадратных метра книги, как у Знайки, были везде: и на столе, и под столом, и на кровати, и под кроватью, и на шкафу, и в шкафу, и под шкафом Большей квартиры для писателя не нашлось, хотя дед просил об этом. Заметьте, он просил продать ему квартиру, а не предоставить бесплатно! Отказывали дедушке, впрочем, не только в этом. Например, для переиздания «Незнайки на Луне» долгое время не могли найти бумаги.
— Может, причина была в его беспартийности?
— То, что писатель не состоял в партии, действительно было большой редкостью. Николай Николаевич, полностью посвящая себя творчеству, не хотел тратить время на участие в многочисленных пленумах и съездах. Он не был вхож в высокие кабинеты, не занимал в Союзе писателей СССР никаких должностей Правда, в Союзе писателей состоял и взносы платил довольно большие — согласно гонорарам. Произведения Николая Носова ведь выходили миллионными тиражами! На эти отчисления строились писательские дома отдыха и санатории, но получить путевку туда было большой проблемой. Просить, писать письма дед не любил Не хотел унижаться и не умел приспосабливаться.
— У Николая Николаевича были дача, машина?
— Дачу снимал. Но не в Переделкино. Ему хотелось работать, а не обсуждать с соседями, у кого какая книжка вышла, хорошая она или плохая Машины у деда тоже не было, и, возможно, все по той же причине — нужно было просить.
— С кем из писателей дружил?
— У него были хорошие отношения с Корнеем Чуковским, Агнией Барто При этом тесной дружбы ни с кем из писателей не поддерживал.
«Творчество деда не раз приходилось защищать от жульничества и пиратства»
— С удивлением узнала, что нет ни музея Николая Носова, ни даже мемориальной доски на домах, где он жил
— Да и столетие деда в 2008 году прошло незаметно. Сначала было обидно, а потом я вдруг подумал: наверное, это даже в каком-то смысле хорошо, что ничего не делается, чтобы сохранить память о нем. В этом нет нужды. Люди покупали и покупают книги Носова, приносящие огромную пользу тем, кто их читает. Талант кормил деда и кормит нашу семью до сих пор. Правда, его творчество не раз пришлось защищать от жульничества и пиратства. Сделать это было нелегко.
— Что за история?
— В конце 1990-х со мной заключили договор на предмет создания мультфильма по произведению Николая Носова «Незнайка на Луне». Я получил причитающийся мне гонорар, хотя в результате мультфильм получился слабый и уже забыт. И вдруг дельцы стали требовать, чтобы я продал все права на Незнайку. Как оказалось, для того, чтобы они могли их перепродавать и делать на этом деньги! Разумеется, я не согласился. Они тут же «отлили пулю», обвинив Носова в плагиате. Мол, он украл Незнайку у зарубежных авторов и сам ничего оригинального не создал! Над аргументами долго не мудрствовали. Использовали информацию, которую любой человека мог прочесть в юбилейном интервью Носова, которое он дал накануне своего 60-летия. Дед рассказал, что в детстве читал книжку Анны Хвольсон о лесных малютках, зачитывался «Путешествиями Гулливера» Джонатана Свифта и «Одиссеей» Гомера. Говорил, что все эти образы и сюжеты оставили неизгладимый след в его памяти. А потом, став писателем, придумал своих героев: Незнайку — малыша, который ничего не знает, Знайку — который знает все, Пилюлькина, который их лечит, художника по имени Тюбик
Дельцы стали заявлять, что Носов украл идеи у Анны Хвольсон. Пришлось судиться. Суды я выиграл.
Но это не единственная история. Вскоре некий школьник, папа которого юрист, написал книжку о Незнайке и его друзьях, которые ездят на черных иномарках с охраной. И эта книжка появилась в магазинах на полках рядом с книгами Николая Носова. Я обратился в магазин с просьбой прекратить безобразие. Папа мальчика, в свою очередь, возмутился: мол, мой сын — гениальный писатель! Я посоветовал юному дарованию придумать своего героя.
Потом еще один автор написал произведение «Незнайка на Голубой звезде» И снова пришлось объяснять, что персонаж Носова охраняется законом.
— Удивительное совпадение: Николай Носов родился в Киеве, а в Москве жил на улице Киевской возле Киевского вокзала
— Детство и юность дедушки были тесно связаны с Киевом и Ирпенем. В Киеве дед поступил в художественный институт. А в 1928 году перевелся в московский ВГИК на режиссерский факультет. Николай Николаевич был увлечен кино, фотографией. После окончания вуза работал режиссером научно-популярных фильмов. В 1943-м за учебные фильмы для Красной Армии получил боевой орден Красного Знамени. Образование помогло ему и в написании сценариев фильмов и мультфильмов о Незнайке. По его сценариям сняты картины: «Фантазеры» с Юрием Никулиным в одной из ролей, «Два друга», «Дружок» В Москве в 1931 году родился мой отец. Он, кстати, во многом и подвигнул дедушку к писательскому творчеству.
— Ваш папа стал прототипом героев Носова?
— В них действительно немало черт отца моего. Например, в Вите Малееве. Как и герой повести, отец очень любил животных. У него дома были рыбки, ящерицы. Вспоминал, как в коммуналке вдвоем с Николаем Николаевичем строили огромный аквариум — прямо посреди комнаты! Из цемента сделали основание, каркас — из железных листов Но аквариум дал течь, поэтому пришлось его разобрать.
— Незнайка — тоже ваш папа в детстве?
— Это собирательный образ. Дедушка писал, что Незнайка — малыш, который не все знает, но все хочет знать. Носов любил наблюдать за детьми. Когда я играл со сверстниками во дворе, нередко дед и сам включался в игру.
— Сколько жен было у Носова?
— Две. Елена, первая жена дедушки, мама моего отца, умерла, когда папе шел 16-й год,. Вторая жена — Татьяна. Ей он посвятил «Приключения Незнайки и его друзей». Совместных детей у них не было, поэтому я стал их единственным внуком.
«Носов любил миниатюрные игрушки и фигурки из слоновой кости»
— Читала, что Город коротышек с ее главным персонажем Незнайкой родился в фантазии Носова от того, что он обожал все миниатюрное.
— Дедушка действительно любил миниатюрные игрушки. Помню, как мы ездили с ним в магазин «Лейпциг», где были представлены товары ГДР. Там продавали маленькие железные дороги, трамвайчики, пожарные машинки Быть может, эта любовь к миниатюрному отчасти объясняется тем, что жили мы всегда в тесноте. А еще ему всегда нравились фигурки из слоновой кости. Он их время от времени покупал. Но никаких коллекций не собирал.
А вообще дедушка был во всех смыслах утонченным человеком. Хорошо знал литературу, особенно любил Гоголя. Разбирался в искусстве, умел рисовать. Если чего-то не знал, начинал вникать. Интересовался всем: читал труды Циолковского о космосе, изучал устройство инкубатора.
— Как Николай Николаевич относился к славе?
— Был абсолютно непубличным человеком. Считал себя таким, как все. Ходил в магазины, ездил в общественном транспорте, иногда вызывал такси. Дома мог сам починить электропроводку, отремонтировать велосипед. А известность была действительно большая. Со всех уголков Советского Союза дед получал от детей письма, рисунки, поделки. Десятками тысяч! Как-то пришло письмо от Вити Малеева, который писал: «Из-за вашей книжки все думают, что я тот самый Витя Малеев».
— От чего умер Николай Носов?
— От разрыва сердца — во сне. Ему было 67 лет. Перед этим несколько лет дедушка болел. Организм был надорван нелегкой жизнью. Ведь написать гениальное произведение — одно. Приходилось бороться, чтобы написанное издавалось. В последние два года дед плохо себя чувствовал. Болело сердце. Врачи говорили, что это желудок. Он им не верил
— Что сегодня напоминает в вашем доме о знаменитом дедушке?
— Сохранились рукописи, пишущие машинки, письменный стол, книжный шкаф Да, и сама квартира. Много фотографий. На одной из них дедушка подносит меня, полуторагодовалого, к пишущей машинке. Снимал мой отец (его не стало в 2002 году). Он был фотокорреспондентом в ИТАР-ТАСС. К слову, я тоже семь лет проработал фотокорреспондентом в агентстве печати «Новости», затем — в ИТАР-ТАСС, много сотрудничал с газетами и журналами.
*Игорь Носов: «Осенью должен выйти сборник моих рассказов «Новые приключения Незнайки». Мои книги переводятся на иностранные языки, в том числе на украинский»
— Вы продолжили дело деда, став детским писателем. Писательские династии — большая редкость.
— Признаться, никогда не думал, что начну писать, тем более для детей. Мне было уже лет 35, когда подрастал мой старший сын Иван, которому сейчас 22 года. Я наблюдал за ним и записывал. Потом вдруг подумал: а ведь это могут быть веселые рассказы о приключениях Незнайки. Своего рода продолжение написанных дедом. И рискнул это сделать. Написал десять рассказов, но никто их не хотел издавать. Говорили: мол, зачем, если есть уже дедовский Незнайка? В одном издательстве все-таки пошли мне навстречу, сборник «Ура, Незнайка!» успешно продался. Потом издали еще один — «Остров Незнайки». Тоже быстро разошелся. Потом я написал сказку о путешествии Незнайки в Каменный город. Осенью должен выйти сборник «Новые приключения Незнайки».
Мои книги переводятся на иностранные языки, в том числе на украинский. Интересно, что и жена моя Лилия Носова стала детской писательницей. У нас ведь четверо детей. Она, постоянно наблюдая за ними и хорошо зная их психологию, нередко давала мне советы, как писать. Однажды я ей сказал: «А почему бы тебе самой не написать что-то?». У нее получилось.
— Ваши дети знают творчество прадеда?
— Конечно. Самому младшему сыну Пете скоро исполнится четыре года. Незнайка — его любимый герой. А у двенадцатилетней дочки Насти одно из любимых произведений — повесть «Витя Малеев в школе и дома».
5369Читайте нас в Facebook