Иногда малыш не хочет разговаривать, поскольку родители предугадывают его желания
Заветное желание каждого родителя — чтобы ребенок рос не только здоровым, но и смышленым, умным. Для этого многие мамы и папы чуть ли не с пеленок начинают обучать чадо компьютерной грамотности или английскому алфавиту. А ведь такие занятия могут иногда принести больше вреда, чем пользы: малышу трудно справиться с обилием абстрактной информации…
— У детей до пяти лет любые развивающие занятия должны проходить в игровой форме, — рассказывает заведующая отделом Украинского центра реабилитации детей с органическим поражением нервной системы психолог Раиса Богуш. — Игра помогает малышу не только механически запомнить и усвоить что-либо, но и применить эти знания. Был случай, когда трехлетний мальчик, с которым родители занимались по методике американского врача Гленна Домана, не «опознал» в супермаркете морковку. А ведь дома, как рассказывал папа, сын без труда находил карточку с изображением корнеплода среди других картинок с овощами.
Родителям надо помнить, что нет хороших или плохих обучающих методик: важно грамотно их применять. Я не устаю повторять мамам и папам: главное для малыша — всестороннее и гармоничное развитие. Поэтому ежедневно надо находить время, чтобы вместе позаниматься с любимым чадом самыми разными делами: чтением, лепкой и рисованием, конструированием, пением. Поиграйте в подвижные игры, погуляйте во дворе, в парке, стараясь, чтобы малыш общался с другими детьми. Самые лучшие компьютерные игры не заменят живого общения, необходимого для формирования правильной самооценки.
С раннего возраста приучайте ребенка к посильным для него занятиям. Малыш будет развиваться, проявляя смекалку в несложных, но важных для него действиях: сам вымыл руки, убрал игрушки. Поощряйте его ловкость, самостоятельность. Иногда родители, которые приходят на прием, жалуются, что ребенок, например, не умеет пользоваться ложкой. Спрашиваю: «А десерт он тоже отказывается кушать ложкой?» Если нет — значит, это проблема не малыша, а мамы с папой.
— Часто родители волнуются, не отстает ли ребенок в развитии, сравнивая его со старшими детьми в семье или с соседскими ребятами…
— Если возникает тревога, нормально ли развивается малыш, надо обращаться к специалисту. С помощью тестов психолог может выявить, насколько физическое, психологическое, интеллектуальное развитие ребенка соответствует возрасту. Это полезно и для самого малыша (вовремя обнаруженное нарушение легче исправить), и для родителей: они избавятся от своих, может быть, напрасных страхов. Психолог также поможет разобраться, почему возникла проблемная ситуация. Например, непоседливый гипердинамичный ребенок может плохо говорить, потому что ему не хватает терпения, чтобы последовательно строить предложения. А медлительный и спокойный не хочет вступать в диалог, потому что мама с папой и так предугадывают все его желания.
Нужно ли реагировать на детские капризы? Почему малыш не хочет общаться со сверстниками? Что делать, если ребенок не любит ходить в детский сад? Какие методики раннего развития можно применять «с пеленок»?
На эти и другие вопросы наших читателей 23 сентября с 13.00 до 14.00 на прямой линии «ФАКТОВ» ответит психолог Раиса Васильевна Богуш.
Звоните в редакцию по телефону 0(44) 236-90-69
1115Читайте нас в Facebook