ПОИСК
Здоровье и медицина

«Из-за сосудистой опухоли мозга в глазах у меня двоилось, я терял равновесие. А после облучения на аппарате «Трилоджи», длившегося 15 минут, постепенно симптомы прошли»

7:05 28 октября 2011
Давид Гарамов
Валентина РОГОМАН, специально для «ФАКТОВ»
Врачи не смогли бы никаким другим способом избавить 15-летнего киевлянина Давида Гарамова от сосудистого образования, разросшегося рядом с жизненно важными мозговыми центрами, отвечающими за зрение, дыхание, сердцебиение. Ровно год назад в столичном Институте нейрохирургии были сделаны первые бесплатные операции на оборудовании, приобретенном благодаря участию читателей «ФАКТОВ» в акции «Гамма-нож для Украины»

После уроков 15-летний Давид каждый день играет с друзьями в мяч. Это чудо, что он чувствует себя здоровым, ведь у парня в головном мозге патологическое образование — кавернозная ангиома. Давид узнал об этом девять месяцев назад.

 — В глазах все двоилось, стал терять равновесие, — рассказывает парень. — После обследования выяснилось, что так дает о себе знать это образование.

Удалить новообразование хирургическим способом Давиду нельзя, высок риск смертельного исхода. Однако в столичном Институте нейрохирургии таким пациентам уже год, как делают бескровные вмешательства на головном мозге. Парню облучили кавернозную ангиому с помощью линейного ускорителя «Трилоджи», и она постепенно уменьшается в размерах. Результат радиохирургического лечения можно увидеть не сразу. Но пациент во время вмешательства и после него не испытывает боли, его самочувствие не ухудшается, как это может произойти при классической хирургической операции с трепанацией черепа.

 — Когда сыну облучили опухоль, врач разрешил ему в тот же день ехать домой, но мы побоялись и остались в клинике на два дня, — говорит мама 15-летнего Давида Гарамова Араксия. — Не могли поверить, что столь сложную операцию можно перенести «на ногах». Это счастье, что современные технологии стали доступны жителям нашей страны. Я так благодарна людям, которые начали собирать деньги на гамма-нож. Если бы не всенародная акция, думаю, такого аппарата в Украине не было бы и по сей день. Сыну сумели бы помочь только в частной клинике, но лечение там нашей семье не по карману. В столичном Институте нейрохирургии операцию Давиду сделали бесплатно.

РЕКЛАМА

* «В детстве Давид страдал косоглазием, которое появилось вследствие опухоли, — рассказывает мама мальчика Араксия. — Сейчас с глазами у сына все в порядке»
 

РЕКЛАМА

 — У парня сосудистая патология (кавернома) расположена на стволе головного мозга, рядом с которым находятся центры дыхания и сердечной деятельности, поэтому удалять ее хирургическим методом смертельно опасно, — говорит заместитель директора Института нейрохирургии имени А. П. Ромоданова Национальной академии медицинских наук Украины академик Виталий Цымбалюк. — Некоторые люди живут с каверномой до глубокой старости и не подозревают о ее существовании. Но так бывает не всегда. Кавернома — это мина замедленного действия. Из-за травмы, чрезмерных физических нагрузок, при скачках артериального давления в ней может произойти кровоизлияние, которое нередко заканчивается смертельным исходом. У этого пациента опухоль начала сдавливать ствол, а в нем находятся зрительные нервы, поэтому у парня и стало двоиться в глазах. Если бы новообразование еще увеличилось, то сдавило бы центр дыхания или сердцебиения.

«После трепанации черепа сын учился всему заново: сидеть, ходить, держать ложку»

 — Еще несколько лет назад такие пациенты в нашей стране были обречены, — продолжает академик Виталий Цымбалюк. — Когда новообразование находится в труднодоступных для скальпеля структурах мозга или проросло в жизненно важные зоны, единственный шанс на излечение дает радиохирургия. Шесть лет назад «ФАКТЫ» рассказали об этом методе лечения и предложили читателям своими силами купить радиохирургический аппарат гамма-нож. На тот момент это было самое лучшее оборудование. Люди откликнулись и за год перечислили на счет нашего института почти миллион долларов. Благодаря инициативе простых жителей страны правительство уже не могло оставаться безучастным, из бюджета была выделена недостающая сумма (54 миллиона 400 тысяч гривен) на строительство здания с бункером для аппарата и приобретения всего необходимого оборудования. Было решено купить более совершенный, чем гамма-нож, аппарат — линейный ускоритель «Трилоджи» фирмы «Varian» (США) с немецкой стереотаксической системой «Brain Lab». Год назад мы начали проводить бескровные операции, лечение прошли 210 пациентов. Ни у одного из них не было осложнений.

РЕКЛАМА

 — О том, что такое хирургическая операция с трепанацией, в нашей семье знают не понаслышке, — рассказывает Араксия. — Когда сыну не было и двух лет, ему удаляли опухоль на том же месте, что и сейчас. В полтора годика Давид стал свешивать головку набок, однажды упал, ушиб лоб, и у него начали косить глазки. Мы жили тогда в Херсоне, тамошний нейрохирург сразу поставил правильный диагноз и прооперировал сына. Месяц, проведенный в больнице, стал кошмаром — Давид лежал как растение. А после выписки домой мы всему учили его заново: сидеть, ходить, держать ложку в руке. К счастью, после такой сложной операции он восстановился. Мы давно переехали в Киев, и когда у сына снова обнаружили опухоль, отправились к своему нейрохирургу в Херсон. Но теперь он направил нас в столичный Институт нейрохирургии. Я переживала, как Давид еще раз перенесет такое тяжелое лечение. Представьте, какое облегчение мы испытали, когда узнали, что трепанацию черепа делать не будут. Вообще ничего не станут резать. А самый неприятный момент в новом методе лечения — фиксация рамки на голове.

 — Мне сказали, что появится ощущение, словно бетонные плиты сдавливают голову, но вытерпеть это можно, — добавляет Давид. — В операционной я находился всего пятнадцать минут, врачи разговаривали со мной по громкой связи, мне не было страшно.

*Этот линейный ускоритель для проведения бескровных операций появился в Украине благодаря всенародной акции, объявленной газетой «ФАКТЫ» совместно с Институтом нейрохирургии. Деньги на аппарат собирали всем миром
 

 — Стереотаксическая рамка необходима для обездвиживания головы пациента, это обеспечивает точность облучения патологического новообразования, — объясняет директор Института нейрохирургии имени А. П. Ромоданова академик Юрий Зозуля. — Фиксация рамки — единственное, что доставляет некоторые неудобства пациенту в процессе радиохирургического лечения. Надеюсь, что в скором будущем можно будет обойтись без нее. Современные технологии так стремительно развиваются, что если бы мы сейчас покупали радиохирургический аппарат, то выбрали бы тот, который оснащен безрамочной прицеливающей системой — навигационным устройством, обеспечивающим высочайшую точность попадания лучевой энергии в зону опухоли.

Суть радиохирургического метода в том, чтобы смертельную дозу получили лишь патологические клетки, а здоровые остались невредимы. Это становится возможным благодаря тому, что доза каждого отдельного луча безвредна для организма. Сконцентрированную лучевую энергию получает лишь та зона, которую нужно разрушить. Поскольку нередко приходится облучать образования, расположенные вблизи жизненно важных центров, погрешность в расчетах координат мишени и неточная изоляция ее границ могут стоить больному жизни. Поэтому во время процедуры требуется очень жесткая фиксация пациента. К счастью, «Трилоджи», в отличие от гамма-ножа, можно модернизировать и дооснастить этой системой прицеливания. Мы планируем приобрести ее в будущем году. И тогда сумеем помочь еще большему числу больных, ведь будем делать операции на спинном мозге, почках, легких, печени, простате.

«Облученная опухоль постепенно усыхает»

— Когда шла всенародная акция по сбору средств на гамма-нож, в одном из интервью вы говорили, что в Украине ежегодно нуждаются в радиохирургическом лечении около тысячи больных. За первый год работы отдела нейрорадиологии и радионейрохирургии пролечилось в пять раз меньше больных. Почему? — спрашиваю у Виталия Цымбалюка.

 — Во-первых, далеко не всех пациентов, которым показана такая терапия, направляют в столицу, многих продолжают лечить на местах. Во-вторых, большинство больных обращаются за помощью, когда недуг уже сильно запущен. Люди приходят с огромными опухолями, а эффективная концентрация лучевой энергии «Трилоджи» возможна в диаметре трех с половиной сантиметров. И хотя с помощью этого аппарата новообразование можно разрушить в несколько этапов, радиохирургический метод не всегда подходит.

После лечения облученные клетки замирают, и опухоль, находящаяся в полости черепа, постепенно усыхает. Этот процесс длится год, а то и два-три года. Новообразования больших размеров, как правило, сдавливают центры, отвечающие за различные функции в организме. Это сопровождается болезненными симптомами, функциональными нарушениями. В таком случае больной не может ждать. Поэтому опухоль приходится удалять оперативным путем. Если же образование расположено рядом с жизненно важными центрами, мы проводим лечение в два этапа: сначала удаляем большую его часть хирургическими инструментами, затем постепенно делаем радиохирургическую операцию. Если же самочувствие больного, несмотря на большие размеры опухоли, не ухудшается, разрушаем ее с помощью «Трилоджи» в несколько этапов. Это называется фракционная радиохирургия.

*Во время проведения первой радиохирургической операции Юрий Зозуля (в центре) и Виталий Цымбалюк по монитору компьютера следили за работой аппарата

— Когда может помочь только радиохирургический метод?

 — При метастазах головного мозга. Эти новообразования не лечатся другим методом. У нас прошли лечение уже 50 пациентов с таким диагнозом.

— Бескровные операции проводятся пациентам с опухолями, сосудистыми аномалиями. При каких еще заболеваниях вы применяете радиохирургию?

 — Например, при поражении тройничного нерва. Его корешок выходит из ствола головного мозга и иннервирует кожные покровы головы и лица. Если он повреждается, возникает тяжелейший болевой синдром. Этим пациентам необходимо «выключить» корешок нерва. Раньше делали криодеструкцию, блокаду. Теперь мы облучаем пораженный корешок.

«Аппаратом «Трилоджи» мы уже пролечили девять детей»

— Как попасть на консультацию в отдел нейрорадиологии и радионейрохирургии?

 — Если есть такие симптомы: головная боль, нарушение координации движений, шум в ушах, — необходимо обратиться к невропатологу по месту жительства, и врач даст направление в консультативную поликлинику Института нейрохирургии, — отвечает заведующая отделом нейрорадиологии и радионейрохирургии доктор медицинских наук старший научный сотрудник Ольга Чувашова. — Здесь человек проходит комплексное обследование, после которого можно судить о том, показана ли радиохирургическая операция. Окончательное решение принимает экспертная комиссия, которую возглавляет профессор Цымбалюк. В ее состав входят руководители всех клиник. Если же у человека есть на руках результат исследования МРТ с контрастом, у него выявлена опухоль размером до трех с половиной сантиметров, он может позвонить в наш отдел по телефонам: (044) 483-70-99 или 483-70-81 и приехать. Консультации мы проводим ежедневно.

— Среди ваших пациентов были еще дети, кроме Давида?

 — Да, мы пролечили девять детей в возрасте до 18 лет. У десятилетней девочки была артериовенозная мальформация (патология, при которой вены соединены с артериями). Операция проходила так же, как у остальных пациентов. Пока брать на лечение маленьких деток мы не можем. Голова ребенка должна соответствовать определенным размерам, чтобы на него можно было надеть стереотаксическую рамку. Кроме того, во время операции малыша необходимо погружать в медикаментозный сон, для этого требуется специальное анестезиологическое оборудование, которое может работать в радиационном поле. Надеемся, что скоро оно у нас будет.

Корреспондент «ФАКТОВ» связалась с первым пациентом, которому ровно год назад сделали бескровную операцию с помощью «Трилоджи». У 27-летнего Виталия из Житомира тоже была кавернозная ангиома. Она провоцировала эпилептические припадки.

 — В сентябре был на контрольном обследовании, — рассказывает Виталий. — Мне пояснили, что в каверному уже не поступает кровь, в ней затромбировались сосуды, и теперь она должна постепенно усохнуть. Главное, что все это время я хорошо себя чувствую, у меня больше не было эпилептических приступов. Очень благодарен всем, кто собирал деньги на аппарат для бескровных операций.

7985

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров